Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология церковного права

Необходимо отметить, что проблема методологии в науке церковного права рассматривалась исключительно по отношению к самой науке, т.е. в качестве методологии исследования, но не регули­рования отношений. Поэтому сделанные в этом разделе выводы не являются бесспорными, а представляют лишь соображения, выве­денные на основе анализа норм церковного права и практики их при­менения.

Все известные науке методы правового воздействия на обществен­ные (в том числе и корпоративные) отношения можно разделить на две группы:

а) императивные (централизованные) методы, предполагающие юридическое неравенство воль сторон;

б) диспозитивные (договорные, локальные), предполагающие их юридическое равенство и свободу усмотрения - выбора своего поведения. Все остальные методы являются как бы промежуточны­ми между этими двумя крайними группами.

Непреложным правилом является положение о том, что метод отрасли зависит от ее предмета; есть отрасли, в которых доминирует та или иная группа методов (напр, диспозитивный метод в граждан­ском праве); однако бывает и так, что в одной отрасли сочетаются два противоположных метода (пример тому - трудовое право, соче­тающее централизованное и локальное регулирование). Именно сочетание двух противоположных методов воздействия на отноше­ния характерно для церковного права.

В соответствии с приведенной классификацией методов право­вого регулирования методами церковного права можно считать ак-ривию и икономию. Акривия - это решение вопросов с позиции стро­гой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения. Данный метод применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах цер­ковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и Христианства.

Акривии противостоит икономия, то есть снисхождение к чело­веческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастыр­ских вопросах, не носящих догматического характера. Икономия предполагает известное отклонение от канонических правил в ука­занной выше сфере и частичную замену законности целесообразно­стью.

Такое понимание метода вытекает как из сущности регулируемых отношений, так и из самого духа евангельского благовестия. С од­ной стороны, наиболее ценные объекты (вероучение) нуждаются в эффективной правовой защите. С другой стороны, Сам Христос /пришел Hft судить, но спасти мир; Он проявил милосердие и снисхождение У человеческому роду и заповедал своим последователям (а значит i\ Церкви, ибо она их союз) делать то же по отношению другкдруА.

Сочетание акривии и икономии по существу является соотно­шением законности (понимаемой как четкое и неуклонное, букваль­ное соблюдение нормативного предписания) и целесообразности (полезности, удобства).

Спецификой норм церковного права, особенно в канонической их части, является усложненный порядок отмены или изменения. Поэтому многие канонические нормы в силу изменившихся обстоя­тельств утратили свое регулятивное значение, став "мертвыми"; в этих условиях приходится прибегать к игнорированию подобных норм и замене их правовым обычаем.

Итак, икономия распространяется полностью на "мертвые" нор­мы, перешедшие из области права в область морали (в том числе надправовой), либо вовсе утратившие свое значение; кроме того, икономия распространяется на все те нормы, которые не имеют ос­новополагающего значения, а следовательно, их неисполнение в угоду целесообразности и полезности в каждом конкретном случае, хотя и не отменяет общего правила, но создает возможность для более эф­фективного регулирования отношений.

Однако икономия имеет и свои пределы. Так, не подлежат ико-номии те нормы, икономическая трактовка которых может коренным образом исказить основы христианского учения. В качестве приме­ра можно привести мнение архиепископа Илариона (Троицкого) о том, что в обществах, так или иначе отделившихся от Церкви, пос­ледняя не признает действительность юридических фактов (напр, крещения); принимая же перешедших из указанных обществ в Цер­ковь, крещение над ними не совершается, будто бы потому - как полагал архиеп. Иларион,- что действует принцип икономии. Одна­ко, по справедливому замечанию проф.прот.Г.В.Флоровского, "...Вряд ли можно усваивать Церкви власть и право как бы вме­нять не-бывшее в бывшее, превращать ничтожное в значимое "в порядке икономии".1 Иными словами, либо мы признаем действи­тельность юридических фактов в отделившихся вероисповеданиях и тогда принимаем перешедших из них, учитывая то, что эти факты уже имеют место (как это сейчас и происходит), либо, опираясь на логику архиеп. Илариона, не признаем наличия этих фактов и, тем самым, заявляем о необходимости крещения для приходящих из неправославных христианских исповеданий. И в том, и в другом случае икономия неприменима.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковное право как система юридических норм | Церковное право в системе права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.