Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностные установки в стране, где действуют международные компании




 

Культура определяет фундаментальные ценности и установки членов общества. Ценности — это принципы и стандарты поведения, принятые членами общества; под установками подразумеваются действия, чувства и мысли, обусловленные этими ценностями. Культурные ценности во многих случаях формируются на основании твердых убеждений о положении индивида в обществе в плане его ре­лигиозной принадлежности, семейного положения и социального статуса. Куль­турные установки членов общества в отношении таких факторов, как время, воз­раст, образование и социальный статус, отображают культурные ценности и в свою очередь определяют образ действий международных компаний в той или иной культурной среде, а также обусловливают наличие благоприятных возмож­ностей для международного бизнеса в этой среде.

Время. Установки относительно времени очень сильно отличаются в разных культурах. В англосаксонской культуре преобладает установка «время — день­ги». Время означает возможность сделать больше и поднять уровень доходов, по­этому его не следует тратить зря. В основе такого отношения к использованию времени лежит протестантская мораль, которая поддерживает стремление людей улучшать свою жизнь посредством тяжелого труда, а также пуританское убежде­ние в том, что «безделье к добру не приводит». Именно поэтому американские и канадские бизнесмены считают, что деловые встречи должны начинаться в на­значенное время, а заставлять себя ждать считается крайне невежливым.

В то же время в культурной среде стран Латинской Америки только очень не­многие деловые люди считают неестественным, когда деловая встреча начинает­ся через 45 минут после назначенного времени. (В разделе «CultureQuest», пред­ставленном ниже в текущей главе, содержится дополнительная информация о тонкостях ведения бизнеса в Латинской Америке.) Для арабской культуры ха­рактерно не только то, что встреча может начаться позже назначенного времени, но и то, что она может быть прервана родственниками и друзьями участников встречи, которые могут зайти только для того, чтобы обменяться любезностями. Западные бизнесмены могут расценить желание хозяина поговорить с этими не­запланированными посетителями как свидетельство грубости или как хитрый спо­соб подорвать репутацию западного гостя. Однако такое мнение очень далеко от правды. Подобная политика открытых дверей отображает гостеприимность хозяи­на и уважение, которое тот демонстрирует всем гостям без исключения. Именно с таким человеком, по мнению арабского бизнесмена, западные предприниматели хотели бы иметь дело.

Деловые встречи, проводимые в разных странах, отличаются даже по своему содержанию. Если собрание назначено на 14.00, американские, канадские и бри­танские бизнесмены приходят на место встречи в 13.55 и рассчитывают на то, что встреча начнется точно в 14.00. После обмена любезностями они приступают к обсуждению вопросов, указанных в повестке дня, которая была составлена зара­нее и доведена до сведения участников встречи. Во время встречи каждый из участников излагает свою позицию; при этом достаточно часто имеет место рас­хождение во мнениях. Напротив, в Японии или Саудовской Аравии на первой встрече прежде всего договаривающиеся стороны пытаются выяснить, могут ли они доверять друг другу, вместо того чтобы обсуждать детали предложенной сделки. Однако нельзя сказать, что это время потрачено зря. Поскольку в араб­ской и японской культуре так высоко ценятся личные взаимоотношения, это вре­мя используется для достижения важной цели — оценки личных качеств потен­циальных деловых партнеров.

Возраст. Существуют важные культурные различия в установках по отноше­нию к возрасту. В Соединенных Штатах Америки молодость считается преиму­ществом. Многие американские компании уделяют массу времени и энергии на поиск талантливых молодых людей, стремящихся сделать карьеру. Молодым ме­неджерам поручают важные, серьезные задания, такие как ведение переговоров с иностранными партнерами об открытии совместных предприятий. С другой сто­роны, в азиатской и арабской культурах уважают возраст, поэтому авторитет ру­ководителя соотносится с его возрастом. Такие культурные различия могут при­вести к возникновению определенных проблем. Например, многие иностранные компании совершают ошибку, отправляя молодых амбициозных сотрудников на ведение переговоров с государственными чиновниками Китая. Китайцы предпо­читают поддерживать контакты с представителями компании, более старшими по возрасту или занимающими более высокое положение в иерархической систе­ме управления, поэтому их может задеть такой подход.

В Японии корпоративная культура, возраст и ранг тесно связаны между со­бой, однако руководители, занимающие более высокое положение (и, по опреде­лению, более старшие по возрасту), не одобряют проект до тех пор, пока не при­дут к общему мнению с руководителями более низкого ранга. Многие иностран­ные фирмы во время переговоров ошибочно акцентируют внимание на действиях старших японских руководителей, не зная о том, что было бы целесообразно скло­нить к своей точке зрения младших менеджеров. Руководители, занимающие бо­лее высокое положение, одобрят проект только после того, как это сделают руко­водители более низкого ранга.

Образование. Официальная система государственного и частного образова­ния отображает культурные ценности общества и является важным средством передачи этих ценностей. Например, в начальной и средней школе США особое внимание уделяется роли индивида в обществе, а также воспитанию в нем уве­ренности в своих силах, развитию творческих способностей и поднятию само­оценки. Страна гордится тем, что ей удалось обеспечить широкие возможности для получения высшего образования. Чтобы удовлетворять нужды студентов с низким уровнем доходов и выдающимися умственными способностями, в США существует сеть научно-исследовательских институтов, гуманитарных и обще­ственных колледжей. Напротив, в Великобритании исторически сложилось так, что элитарное образование может получить только относительно немногочислен­ное количество студентов, что обусловлено классовой структурой общества, су­ществовавшей в прошлом. В ФРГ функционирует хорошо организованная систе­ма ученичества, позволяющая готовить новые поколения квалифицированных рабочих и операторов для производственного сектора. Система образования, при­нятая в Японии и Франции, организована совсем по другому принципу. В на­чальных и средних школах основное внимание уделяется механическому запоми­нанию материала, что позволяет подготовить учеников к сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, которые проводятся по всей стране. Уче­ники, получившие на этих экзаменах самое большое количество баллов, получают право на учебу в одном из самых престижных университетов, таких как Токий­ский университет или Университет Киото в Японии либо пять высших учебных заведений во Франции. Такие учебные заведения фактически гарантируют сво­им выпускникам получение серьезной работы в самых влиятельных компаниях и государственных учреждениях.

Социальный статус. Для каждой культуры характерны также свои специфи­ческие средства достижения того или иного социального статуса. В некоторых обществах индивид получает социальный статус по наследству как сопутствую­щий результат богатства или ранга своих предков. В других культурах индивид зарабатывает социальный статус посредством личных или профессиональных достижений. В некоторых европейских странах, например, принадлежность к дворянству обеспечивает индивиду более высокий социальный статус, чем это могли бы сделать его профессиональные достижения, поэтому люди, унаследо­вавшие богатство, смотрят свысока на так называемых «нуворишей». В то же вре­мя в Соединенных Штатах предприниматели, добившиеся высокого социального статуса тяжким трудом, пользуются большим уважением, а к их детям относятся с презрением, если они не смогли соответствовать достижениям и достоинствам своих родителей.

В Японии социальный статус человека зависит от статуса группы, членом ко­торой он является. Именно поэтому японские бизнесмены представляют себя, называя не только свое имя, но и указывая свою групповую принадлежность. Уче­ба в элитных университетах, таких как Токийский университет или Университет Киото, а также работа в элитных компаниях и организациях, например в Toyota Motors или в Министерстве финансов, свидетельствуют о высоком социальном статусе члена японского общества.

В Индии социальный статус человека зависит от того, к какой касте он принад­лежит. Кастовая система, определяющая иерархическую структуру индийского общества, разделяет всех членов общества на различные группы. Среди таких групп можно назвать следующие касты: брамины (священники и интеллигенция), кшатрии (военнослужащие и политические лидеры), вайшьи (деловые люди), шуд­ры (фермеры и рабочие), а также парии (неприкасаемые), которые выполняют всю самую грязную и непрестижную работу. Согласно индуизму принадлежность ин­дивида к той или иной касте отображает его достоинства (или их отсутствие), про­демонстрированные в прошлой жизни. В особенности в сельских регионах касто­вая система затрагивает все стороны жизни человека, начиная от формы усов и состава продуктов питания, которые ест его семья, и заканчивая должностью, кото­рую он может получить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.