Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфраструктура банковского кредитного рынка и его регулирование




Предоставление кредитов банками на охарактеризованных ранее трех сегментах банковского кредитного рынка невозможно в современных условиях без использования институтов инфраструктуры, помогающих банкам в оценке кредитоспособности заемщиков, достоверности их отчетности, в оценке рыночной стоимости залога и страховании последнего, в работе по взысканию просроченной задолженности и т. п. Состав данных институтов не определен в нормативно-правовой базе РФ, ряд из них работает на рынке, не имея правовой основы.

К инфраструктурным институтам мы относим организации, представленные в табл. 3.19, где обозначены их текущие функции и будущие, требующие развития в перспективе для оптимизации издержек и рисков банков. Инфраструктурные услуги также оказывают ЦБ РФ, как кредитор последней инстанции и организатор программы мониторинга предприятий, отраслей и регионов РФ, и Правительство РФ, администрации субъектов РФ и местные администрации, как уже отмечалось, по предоставлению гарантий и субсидированию процентных ставок по банковским кредитам.

Таблица 3.19 - Инфраструктура банковского кредитного рынка

№ п/п Участники инфраструктуры Регулирующий орган Текущие функции участника рынка
  Правительство РФ, администрации субъектов РФ и местные администрации Государство Предоставление гарантий и субсидирование процентных ставок по банковским кредитам
  ЦБ РФ Государство Кредитор последней инстанции для банков   Реализация проекта мониторинга предприятий, отраслей и регионов РФ
  Аудиторские и консалтинговые компании Минфин России Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и консалтинг по вопросам бухгалтерского и налогового учета
  Бюро кредитных историй (БКИ) В отношении БКИ - ФСФР БКИ: сбор, хранение и раскрытие информации о кредитной истории заемщиков по договорам займа (кредита)
  Центральный каталог кредитные историй (ЦККИ) ЦККИ- подразделение ЦБ РФ ЦККИ: ведение базы данных для поиска информации о БКИ, содержащих кредитные истории нужных заемщиков
  Страховые компании ФСФР Страхование кредитов, залогов, жизни и здоровья заемщика, выдача банковских гарантий
  Оценочные компании МЭР РФ Оценка рыночной стоимости залогов
  Рейтинговые агентства Нет Присвоение кредитных рейтингов заемщикам банков и самим банкам
  Коллекторские агентства Нет Взыскание задолженности с длительным (год и более) сроком просрочки, ее реструктуризация
  Кредитные бро­керы Нет Помощь клиентам в выборе программы креди­тования того или иного банка и в подготовке до­кументов для получения кредита
  1Т-компании Нет Поставка программных продуктов и их обслуживание
  Компании соци­ального назначе­ния (SPV) Нет Покупка портфелей кредитов у банков для их секьюритизации
  Прочие - Банковские ассоциации (союзы), юридические фирмы, нотариат, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, судебные органы и др.

 

По мере развития финансовых и технологических инноваций банков инфраструктура кредитного рынка имеет тенденции к расширению состава участников и перечня их услуг и к усилению их сотрудничества с банками в разных формах. В современных условиях банковской конкуренции, которая является конкуренцией кредитных продуктов, технологий их продаж и ценовых условий сильно возрастает значение передачи банками части своих функций на всех этапах кредитного процесса инфраструктурным институтам. Последние в современной литературе рассматриваются как неотъемлемые элементы информационной прозрачности кредитного рынка и управления кредитными рисками банков. Однако российские банки еще только начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктуры кредитного процесса.

На рынке банковских кредитов РФ уже представлены многие инфраструктурные элементы. В то же время их функционирование нельзя признать адекватным потребностям банков, что не стимулирует банки к сотрудничеству с ними. Рассмотрим основные инфраструктурные институты.

Институт бюро кредитных историй (далее — БКИ) был введен в РФ в 2005 г. для преодоления информационной асимметрии кредитного рынка. При двойном росте числа БКИ (за период с их создания) мы не можем говорить о существенном повышении качества их услуг, что обусловлено в большей степени несовершенством нормативноправовой базы РФ и выражается в отсутствии для банков:

- серьезных экономических стимулов для обращения в БКИ, особенно в отношении крупных кредитных рисков, по причинам: возможного получения недостоверной информации (для кредиторов — обязанности передавать в БКИ сведения и права получать их из БКИ только с согласия заемщиков, а также отсутствия норм ответственности за непредставление информации и достоверность ее раскрытия БКИ; для БКИ — отсутствия норм ответственности за раскрытие банкам неполной или недостоверной информации); и преобладания в БКИ кредитных историй физических лиц (почти 100% кредитных историй всех заемщиков);

- возможности получения в конкретном БКИ информации по принципу «одного окна», поскольку для БКИ не предусмотрено право на обмен информацией с другими БКИ непосредственно или через ЦККИ, что способствовало бы перепроверке сведений данного БКИ.

Таким образом, банки не могут и не должны принимать решения о выдаче кредитов только на основе данных БКИ, стимулы к чему будут возрастать по мере роста объема кредитования — и прежде всего в отношении мелких заемщиков. В целом наиболее правильным в перспективе является переход к централизованной системе сбора кредитных историй.

Решению той же проблемы информационной асимметрии призваны способствовать и рейтинговые агентства, которые появились на российском рынке в начале 1990-х гг. и скорее были данью мировой моде; первоначально преобладали рейтинги банков. Постепенно пришло осознание регулирующими органами, банками и бизнесом их объективной необходимости, связанной с потребностью в комплексной оценке рисков стран, регионов, компаний, банков, финансовых инструментов. В настоящее время потенциал рейтингового бизнеса в РФ велик. Для банков он снижает вероятность неверной субъективной оценки кредитных рисков, способствует развитию внутренних рейтинговых систем — и прежде всего IRB-технологий, базирующихся на внутренних кредитных рейтингах заемщиков и соответствующей им вероятности их дефолта. Это крайне актуально в свете перехода к оценке достаточности капитала банков с учетом требований Базеля II и требует от банков значительных затрат. Кроме того, высокий кредитный рейтинг открывает банкам доступ к займам на отечественном и зарубежном рынках.

Однако деятельность рейтинговых агентств не регламентирована законодательством РФ, они не несут юридической ответственности за свои выводы, во многом опирающиеся на экспертное мнение, рискуя только деловой репутацией. Это снижает доверие к национальным агентствам, мешая официальному признанию их рейтингов. Для обеспечения качества и прозрачности рейтингового бизнеса необходимо ввести режим его государственного регулятивного надзора, включая регистрацию, аккредитацию, нормы этики и профессиональные стандарты, нормы ответственности без создания преимуществ иностранным агентствам. Для банков ЦБ РФ может определить перечень рейтинговых агентств, услугами которых им следует пользоваться для оценки кредитных рисков.

Защите интересов банков в случае неплатежеспособности должника служит деятельность страховых компаний и коллекторов. Передача части рисков страховщикам повышает качество активов банков. В практике РФ распространено страхование кредитов в виде страхования ответственности заемщиков за непогашение кредита, поскольку страхователем выступает заемщик (в сравнении со страхованием не- погашения кредита, когда страхователь — банк), страхование коммерческих кредитов, т. е. рисков неполучения поставщиком-заемщиком средств от покупателя по поставке продукции на условиях отсрочки платежа, и страхование залогов. В то же время национальные страховые компании объективно не готовы активно заниматься страхованием банковских рисков — их совокупный капитал в шесть с лишним раз меньше капитала банков. Также следует отметить организационную неподготовленность большинства из них, связанную с отставанием их методик оценки кредитных рисков от банковских методик, что приводит к недооценке рисков страховщиками. Поэтому банки признают только определенных страховщиков и сотрудничают с ними в основном по некрупным кредитам.

Тем не менее услуги страховых компаний имеют высокий потенциал развития. Перспективным здесь представляется адаптация программ страховщиков под конкретные кредитные продукты банков. Для банков это снизит риски и затраты, страховщикам же позволит правильно определять размер страховых премий.

Деятельность коллекторских агентств в России (примерно с 2003 г.) была вызвана бурным развитием розничного кредитования. В настоящее время у банков возрастает потребность в услугах коллекторов по причинам экономии затрат по взысканию задолженности, особенно с длительным сроком просрочки, и повышения качества этой работы. Здесь коллекторы предлагают банкам: во-первых, покупку у них кредитов с дисконтом (в среднем 20-90% от суммы долга) на основе договора уступки права требования (цессии), для чего не требуется согласие заемщика, и тогда коллектор занимает место кредитора; во-вторых, взыскание долга по договору поручения или иному агентскому договору, получая за это вознаграждение (20-50% от возвращенного долга). Пока банки прибегают к услугам коллекторов, как правило, для взыскания кредитов с наименьшей вероятностью их возврата и чаще выбирают цессию, позволяющую быстро восстанавливать ликвидность и улучшать качество активов.

Развитие коллекторского бизнеса в РФ сдерживают такие причины, как: несовершенство законодательства РФ, в котором не определен статус коллектора, т. е. им может выступать любое лицо со значительными правами и без четких обязанностей; недостаточность средств у коллекторов для покупки кредитов у банков и отсутствие статистической информации о рынке спроса и предложения на услуги коллекторов, в том числе по видам услуг, которая позволила бы банкам оценивать их эффективность и выбирать оптимальные способы долгосрочного взаимодействия с коллекторами без ущерба для деловой репутации банков и их клиентов.

Относительно новым участником российского рынка являются кредитные брокеры. Они призваны выполнять поручения заемщиков и банков в сфере кредитования по тем видам деятельности, где нет установленных государством профессиональных требований к ее субъектам. В российской практике кредитные брокеры чаще обслуживают будущих заемщиков банков, консультируя их по выбору оптимальных условий кредитования, по подготовке документов для получения кредитов и по возникающим в последующем вопросам. В РФ пока отсутствуют правовое регулирование кредитного брокериджа и сложившиеся обычаи делового оборота, поэтому для кредитных брокеров не регламентированы какие-либо гарантии качества их услуг и существует возможность самостоятельного распоряжения полученной о клиентах информацией без обеспечения ее конфиденциальности. В силу этого банки и заемщики должны ответственно подходить к содержанию договора поручения с брокером, предусматривая для него нормы ответственности за неисполнение обязанностей и обязательное страхование его ответственности перед ними как клиентами. Привлечение брокеров представляется нам особо актуальным при кредитовании малого бизнеса и населения.

Таким образом, инфраструктура рынка банковских кредитов находится на начальной стадии развития, не обеспечивая механизма распределения рисков между его участниками и оптимизацию кредитных портфелей банков по затратам, рискам и доходам. В перспективе требуется совершенствование нормативно-правовой базы РФ, которая должна стать профессиональной основой деятельности инфраструктурных институтов и их тесного взаимодействия с банками. Перспективной для банков является консолидация их бизнеса с бизнесом инфраструктурных институтов в рамках политики совмещенных продаж, стратегических альянсов, дочерних компаний банков, а также долгосрочных соглашений на обслуживание банков.

Мы поддерживаем мнение С.А. Андрюшина и В.В. Кузнецовой[32], что полноценная инфраструктура рынка банковских кредитов требует создания ряда государственных институтов, которые будут выполнять функции единой регистрации залогов, управления имуществом, полученным банками в счет погашения задолженности, и мониторинга банковских кредитов. Институт по управлению имуществом позволит сохранить производственный потенциал российской экономики и гибко высвобождать ресурсы банков для новых кредитных вложений в него. Создание центра мониторинга кредитов (лучше всего при ЦБ РФ) обеспечит оперативное выявление проблем, возникающих у банков (на основе доли неработающих кредитов в их портфелях), и реализацию предупреждающих мер воздействия.

Регулирование кредитного рынка. Основным регулятором российского кредитного рынка является Центральный банк. Регулирующее воздействие на кредитный рынок Банк России оказывает, во-первых, в связи с проведением денежно-кредитной политики, во-вторых, путем установления пруденциальных норм и требований к банкам в части кредитной деятельности.

Наибольшее воздействие на кредитную активность банков оказывают процентная политика, политика рефинансирования и политика обязательного резервирования. Для сбалансированной кредитной деятельности существенное значение имеет низкий уровень инфляции в стране и стабильность валютного курса, которые также определяются проводимой денежно-кредитной политикой.

В рамках процентной политики Банк России устанавливает официальную ставку рефинансирования и ставки по своим операциям с кредитными организациями. Эти ставки непосредственно влияют на уровень процентных ставок по кредитам и депозитам. Повышение ставки рефинансирования, и особенно ставок по операциям Банка России, не только служит сигналом для рынка, но через межбанковский рынок реально воздействует на рыночные ставки в сторону их повышения. В среднесрочной перспективе денежно-кредитная политика Банка России направлена на создание условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции Банк России продолжит снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.

Политика рефинансирования определяет виды и условия предоставления Банком России кредитов кредитным организациям. Банк России сейчас предоставляет несколько видов кредитов, которые подробно были рассмотрены в подпункте 3.3.4 главы 3 настоящего издания. Объемы кредитов рефинансирования постоянно растут, их условия совершенствуются в направлении повышения оперативности и расширения доступа к ним региональных банков. Кредиты Банка России облегчают банкам управление ликвидностью и расширяют объем ресурсов, которые можно использовать для кредитования.

Политика обязательного резервирования влияет на общий объем ресурсов, которые коммерческие банки могут использовать для кредитования. При увеличении норм резервов возможности банков по расширению кредитования ограничиваются, а при их снижении — напротив, расширяются. В настоящее время нормы обязательных резервов установлены Банком России на достаточно низком уровне, что стимулирует рост кредитной активности банков.

Пруденциальные нормы и требования направлены на ограничение рисков, которые берут на себя коммерческие банки, предоставляя кредиты. Банк России устанавливает требования к организации кредитного процесса в банках, определяет критерии оценки качества кредитов, их обеспечения и порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам. Он также устанавливает обязательные нормативы, ограничивающие размер кредитных рисков банков. В настоящее время банки обязаны выполнять следующие нормативы, влияющие на размер принимаемых ими кредитных рисков[33]:

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) — определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков; он определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска;

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) — определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка; Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) — определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка, при этом крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) банка;

Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) — определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам (капиталу) банка;

Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10. 1) — определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований ко всем инсайдерам (к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком) к собственным средствам (капиталу) банка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.