Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика общей заботы» как воспитательная система

Рекомендуемая литература

 

1. Библер В. С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. - Кемерово, 1993.

2. Вальдорфская педагогика: антология / под ред. А. А. Пинского.

2003.

3. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / сост. Н.Л.Се­ливанова. — М., 1989.

4. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки праг­матической теории / под ред. В. А. Караковского. - М., 1997.

5. Воспитать человека: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Березиной и др. — М., 2002.

6. Грибанова Г. Я. Скаутизм как воспитательная система // Педагоги­ка. — 1992. - № 6.

7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред.

Н.Л.Селивановой. — М., 1998.

8. Иванов И. П.Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.

9. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

10. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / под ред. В.А.Сулемова. — М., 1983.

11. Казакова Е.И.Педагогика успеха. — СПб., 1996.

12. КараковскийВ. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

13. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л.Воспитание? Воспи­тание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных сис­тем. - М., 1996.

14. Кочетов А. И. Воспитательная система: Теория, проблематика, аль­тернатива. — Минск, 1997.

Кульневич С. В.Педагогика личности: от концепций до технологий. — Ростов н/Д, 2001.

15. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.

16. Маленкова Л. И.Теория и методика воспитания. — М., 2004.

17. Морозова Н.А.Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Классный руководитель. — 2002. — № 5.

18. Селевко Г. К.Современные образовательные технологии. — М., 1998.

19. Селевко Г. К.Социально-воспитательные технологии. — М., 2005.

20. Скаутинг: Книга для скаутов. — Женева, 1993.

21. Селиванов В. С.Основы общей педагогики: Теория и методика воспи­тания: учеб. пособие / под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.

22. Сиволапов А. В.Модернизация воспитательных концепций: закономер­ности и противоречия // Педагогика. — 2005. — № 9.

23. Справочник заместителя директора школы по воспитательной рабо­те. — М., 1999.

24. Теория и практика глобального образования. — Рязань, 1994.

25. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского. — М., 1999.

26. Хиггинс Э.Шесть ступеней Л. Кольберга // Народное образование. — 1993.-№1.

27. Цырлина Т. В. Встречное движение. — М., 1991.

 


Гуманистическая воспитательная система (школа № 825 Москвы, система В.А.Караковского)

Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гу­манистической воспитательной системы (ориентация на лич­ность), которая в своем становлении и развитии прошла несколь­ко этапов.

На первом этапе (1977—1981) была проведена диагности­ка педагогического и ученического коллективов, их деятельно­сти, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточня­лась разработанная В. А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созда­ны программные документы («Заповеди педагогического коллек­тива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную твор­ческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогичес­кого мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о не­обходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981 —1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. По­высились качество успеваемости и уровень воспитанности уча­щихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отно­шений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились про­тиворечия между учебной и внеучебной деятельностью, поставив­шие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изме­нение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, — это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ЕС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспи­тательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изме­нения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педа­гогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Зем­ля. Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах вос­питания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.

 

Идея «педагогики общей заботы» была выдвинута И. П. Ивано­вым, Ф.Я.Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоро­левой характер и романтизм деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи кол­лективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоцио­нальное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятель­ности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевно­го подъема при помощи специальных средств (символы, тради­ции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде, данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.

Когда сегодня говорят о коммунарской методике — важной со­ставляющей «педагогики общей заботы», — подразумевают чаще всего методику коллективной творческой деятельности (КТД). Коллективная творческая деятельность разнообразна по формам и содержанию. Эта деятельность направлена на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Ее идея стано­вится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов. Коллективное творческое дело — это совокупность разнооб­разных приемов и действий, выстроенных в определенной после­довательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и со­творчество, коллективную работу, игровую деятельность и само­развитие личности. Идеи «педагогики общей заботы» находят отражение и в мето­дике организации коллективной познавательной деятельности (КПД), на уроках и во внеучебное время, помогая успешно ре­шать воспитательные и развивающие цели: формирование нрав-ственных качеств личности, воспитание познавательной активно­сти и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей.

Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации КПД.

Учебный актив выполняет разнообразные функции, напри­мер, ассистентов учителя на уроках и на внеклассных мероприя­тиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фрон­тальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4—6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготов­ленности. При формировании групп учитываются интересы и же­лания учащихся.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее яр­ких проявлений воспитательной системы, выстроенной на основе «педагогики общей заботы», являются соуправление и самоуправ­ление. Здесь главное — организация жизнедеятельности коллектива.

В данной системе используются разнообразные формы обуче­ния и воспитания: общественный смотр знаний, уроки творче­ства, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидак­тические сказки, «Робинзонада», КВН и т.д. Они позволяют учас­тникам реализовать различные способности (например, творчес­кие, коммуникативные, перцептивные). Вместе с тем создаются условия совершенствования мастерства и расширения общего культурного кругозора. Этому во многом способствует грамотная организация разноплановой методической работы.

Как важнейшее условие воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забо­та) и духовных (уважение, ответственность, требовательность).

 

 

«Педагогика успеха»

Воспитательные системы, выстроенные на основе идей «педа­гогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созда­нию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех — это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь — это опредмеченный результат.

Подобную воспитательную систему представляет гимназия № 56 Санкт-Петербурга. Началом создания ВС школы является 1989 г.

В 1992 г. была разработана концепция эффективного воспитания, суть которой состоит в том, что школа — это субъект успешного развития. В основу программы развития была положена гуманисти­ческая направленность и идеи «педагогики успеха»: создание ситуа­ции успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.

В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, престижной школы Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

Определилось ценностно-ориентационное поле развития вос­питательной системы школы, включающее ряд ключевых понятий (успех, доброта, детство, игра, образование, город, комфорт, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здо­ровье), а также этапы: диагностический, проектировочный, сис­темный, деятельностный, технологический, корректировочный, эмоционально-притягательный, ориентированный на успех. Были разработаны следующие критерии оценки ВС школы (разделенные на две группы: I — критерии функционирования, II — развития): результативности (соответствия образовательным стандартам, уровня научно-методического обеспечения); удовлетворенности; «углубления развития»; роста достижений школы и каждой лично­сти; непротиворечивости; экономического и материального разви­тия. Главный интегральный критерий — активность участия педа­гогов, учащихся и родителей в преобразующей деятельности.

К важнейшим разработанным педагогическим коллективом технологиям организации деятельности следует отнести техно­логии конкретных форм деятельности. Например, сложился го­довой круг праздников и традиций: начало нового учебного года (сентябрь); День учителя и Праздник первоклассников (октябрь); День подарков; педагогические чтения им. В.Н.Сороки-Росинского (ноябрь); новогодний карнавал (декабрь); Праздник весны и Книжкины именины (март); праздник «Виват Санкт-Петер­бург», Последний звонок (май). Главными методами на этапах развития ВС стали: экспертный анализ, оценка достижений шко­лы и самооценка достижений личности, опросы, целевая экс­пертиза и др.

Подробно характеристика ВС гимназии № 56 Санкт-Петербур­га представлена в книге Е.И.Казаковой «Педагогика успеха» (СПб., 1996).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Скаутская организация | Школа диалога культур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.