КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика общей заботы» как воспитательная система
Рекомендуемая литература
1. Библер В. С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. - Кемерово, 1993. 2. Вальдорфская педагогика: антология / под ред. А. А. Пинского. 2003. 3. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989. 4. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / под ред. В. А. Караковского. - М., 1997. 5. Воспитать человека: сб. нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Березиной и др. — М., 2002. 6. Грибанова Г. Я. Скаутизм как воспитательная система // Педагогика. — 1992. - № 6. 7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1998. 8. Иванов И. П.Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. 9. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989. 10. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / под ред. В.А.Сулемова. — М., 1983. 11. Казакова Е.И.Педагогика успеха. — СПб., 1996. 12. КараковскийВ. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. 13. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л.Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996. 14. Кочетов А. И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. — Минск, 1997. Кульневич С. В.Педагогика личности: от концепций до технологий. — Ростов н/Д, 2001. 15. Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993. 16. Маленкова Л. И.Теория и методика воспитания. — М., 2004. 17. Морозова Н.А.Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Классный руководитель. — 2002. — № 5.
18. Селевко Г. К.Современные образовательные технологии. — М., 1998. 19. Селевко Г. К.Социально-воспитательные технологии. — М., 2005. 20. Скаутинг: Книга для скаутов. — Женева, 1993. 21. Селиванов В. С.Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие / под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000. 22. Сиволапов А. В.Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия // Педагогика. — 2005. — № 9. 23. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. — М., 1999. 24. Теория и практика глобального образования. — Рязань, 1994. 25. Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского. — М., 1999. 26. Хиггинс Э.Шесть ступеней Л. Кольберга // Народное образование. — 1993.-№1. 27. Цырлина Т. В. Встречное движение. — М., 1991.
Гуманистическая воспитательная система (школа № 825 Москвы, система В.А.Караковского) Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гуманистической воспитательной системы (ориентация на личность), которая в своем становлении и развитии прошла несколько этапов. На первом этапе (1977—1981) была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточнялась разработанная В. А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созданы программные документы («Заповеди педагогического коллектива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную творческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогического мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о необходимости дальнейшего развития воспитательной системы.
Второй этап (1981 —1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. Повысились качество успеваемости и уровень воспитанности учащихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отношений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились противоречия между учебной и внеучебной деятельностью, поставившие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изменение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, — это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ЕС (1986-1988). Следующим, четвертым, этапом формирования воспитательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изменения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педагогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.
Идея «педагогики общей заботы» была выдвинута И. П. Ивановым, Ф.Я.Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи коллективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевного подъема при помощи специальных средств (символы, традиции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде, данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.
Когда сегодня говорят о коммунарской методике — важной составляющей «педагогики общей заботы», — подразумевают чаще всего методику коллективной творческой деятельности (КТД). Коллективная творческая деятельность разнообразна по формам и содержанию. Эта деятельность направлена на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Ее идея становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов. Коллективное творческое дело — это совокупность разнообразных приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и сотворчество, коллективную работу, игровую деятельность и саморазвитие личности. Идеи «педагогики общей заботы» находят отражение и в методике организации коллективной познавательной деятельности (КПД), на уроках и во внеучебное время, помогая успешно решать воспитательные и развивающие цели: формирование нрав-ственных качеств личности, воспитание познавательной активности и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей. Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации КПД.
Учебный актив выполняет разнообразные функции, например, ассистентов учителя на уроках и на внеклассных мероприятиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фронтальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4—6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготовленности. При формировании групп учитываются интересы и желания учащихся. Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений воспитательной системы, выстроенной на основе «педагогики общей заботы», являются соуправление и самоуправление. Здесь главное — организация жизнедеятельности коллектива. В данной системе используются разнообразные формы обучения и воспитания: общественный смотр знаний, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т.д. Они позволяют участникам реализовать различные способности (например, творческие, коммуникативные, перцептивные). Вместе с тем создаются условия совершенствования мастерства и расширения общего культурного кругозора. Этому во многом способствует грамотная организация разноплановой методической работы. Как важнейшее условие воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (уважение, ответственность, требовательность).
«Педагогика успеха» Воспитательные системы, выстроенные на основе идей «педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех — это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь — это опредмеченный результат. Подобную воспитательную систему представляет гимназия № 56 Санкт-Петербурга. Началом создания ВС школы является 1989 г. В 1992 г. была разработана концепция эффективного воспитания, суть которой состоит в том, что школа — это субъект успешного развития. В основу программы развития была положена гуманистическая направленность и идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, престижной школы Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры. Определилось ценностно-ориентационное поле развития воспитательной системы школы, включающее ряд ключевых понятий (успех, доброта, детство, игра, образование, город, комфорт, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здоровье), а также этапы: диагностический, проектировочный, системный, деятельностный, технологический, корректировочный, эмоционально-притягательный, ориентированный на успех. Были разработаны следующие критерии оценки ВС школы (разделенные на две группы: I — критерии функционирования, II — развития): результативности (соответствия образовательным стандартам, уровня научно-методического обеспечения); удовлетворенности; «углубления развития»; роста достижений школы и каждой личности; непротиворечивости; экономического и материального развития. Главный интегральный критерий — активность участия педагогов, учащихся и родителей в преобразующей деятельности. К важнейшим разработанным педагогическим коллективом технологиям организации деятельности следует отнести технологии конкретных форм деятельности. Например, сложился годовой круг праздников и традиций: начало нового учебного года (сентябрь); День учителя и Праздник первоклассников (октябрь); День подарков; педагогические чтения им. В.Н.Сороки-Росинского (ноябрь); новогодний карнавал (декабрь); Праздник весны и Книжкины именины (март); праздник «Виват Санкт-Петербург», Последний звонок (май). Главными методами на этапах развития ВС стали: экспертный анализ, оценка достижений школы и самооценка достижений личности, опросы, целевая экспертиза и др. Подробно характеристика ВС гимназии № 56 Санкт-Петербурга представлена в книге Е.И.Казаковой «Педагогика успеха» (СПб., 1996).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |