Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология преподавания экономических дисциплин. Основные формы проведения занятий




Таким образом, необходимость разработки лекций и семинарских занятий имеет важное значение в педагогической деятельности и требует выработки навыков практического освоения методик их подготовки.

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время самостоятельной работы студента. Начинать ее нужно прежде всего в продумывании темы занятия и ее вопросов. Затем следует просмотреть записи лекции и соответствующую литературу, рекомендованную к семинару. Работая с источниками, рекомендованными к занятиям, необходимо делать краткую запись их содержания. Роль преподавателя в подготовке семинарского занятия обусловлена донесением до студентов лекционного материала, подготовке методики проведения семинара с четким обозначением целей, задач, структуры семинарского занятия.

Актуальность настоящего отчета обусловлена необходимостью выявления специфики преподавания основ маркетинга в вузе, которая складывается из лекционного курса, самостоятельной работы студентов и семинарских занятий.

Введение

Список использованной литературы

Заключение

Вопросы для самопроверки

Ключевые термины и понятия

4. Лекция на тему «Маркетинг, его сущность и применение в деятельности предприятия»

6. Тесты по теме «Маркетинг, его сущность и применение в деятельности предприятия»

Я проходила вузовскую педагогическую практику на кафедре «Экономика» ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса».

Лекции занимают центральное место в изучении курса маркетинга предприятия. Они определяют всю последующую работу студента при изучении предметной области. Главные, узловые проблемы темы излагаются именно в лекции. Поэтому разработка лекций имеет важное значение при преподавании любой дисциплины. В ходе практики проведена лекция на тему: «Маркетинг, его сущность и применение в деятельности предприятия».

Цель научно-педагогической практики – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, а также приобретение навыков педагогической деятельности.

Согласно цели практике необходимо решить следующие задачи:

- теоретических исследований по теме лекции;

– сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в лекции;

- разработка методического обеспечения проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т. п.);

– обобщить полученные в ходе практики знания и навыки.

В ходе подготовки отчета использовались: учебники, справочные издания, хрестоматии, первоисточники философских текстов, комментаторская литература, методические материалы.

Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.

Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "преподаватель-студент". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:

· лекции,

· самостоятельная работа,

· семинарские занятия,

· консультации,

· зачеты,

· экзамены,

· различные формы внеаудиторной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как лекция.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

· она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

· вооружает студентов методологией изучения данной науки;

· лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

· нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:

· это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,

· одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

· средство прямого личного воздействия преподавателя на большую аудиторию одновременно.

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

· она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебных пособий, аксиом и истин;

· она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к преподавателю;

· наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.

Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:

· Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.

· Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и студентам (метод конкретных ситуаций).

· Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.

· Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у студентов знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.

Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.

Лекция должна:

· быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;

· выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;

· учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;

· быть грамотной и логичной.

Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:

· на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;

· из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;

· успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.

Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:

Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.

Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.

Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.

Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы студентов.

Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.

Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления студентов.

Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и студентами других вузов.

Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа студентов.

Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:

- обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

- управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы;

- контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.

Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых является:

- частая смена экономических приоритетов;

- неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам;

- специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

- отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.

Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, преподавателю. Которые должны не только дать знания студентам и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить студентов думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Среди общих требований, которым должны отвечать качественные современные занятия, выделяются следующие:

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение лекций на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Реализация на лекциях и семинарах в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление осознаваемых студентами межпредметных связей.

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития студента.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Эффективное использование педагогических средств.

Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных занятий по разным предметам, в результате проведения которых у студентов возникает более целостное восприятие, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Цель интегрированного урока - дать студентам всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить студента в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Структура интегрированных занятий отличается от обычных занятий следующими особенностями:

· предельной четкостью, компактностью учебного материала;

· логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

· большой информативной емкостью учебного материала, используемого для занятий.

При планировании и организации таких занятий преподавателю важно учитывать следующие условия:

· в интегрированной лекции объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированной лекции. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

· интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности студента за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятий;

· при проведении интегрированной лекции преподавателям, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.

Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы преподавателей в этом направлении.

Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых вузовских программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами.

2. Цель лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.