КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология преподавания экономических дисциплин. Основные формы проведения занятийТаким образом, необходимость разработки лекций и семинарских занятий имеет важное значение в педагогической деятельности и требует выработки навыков практического освоения методик их подготовки. Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время самостоятельной работы студента. Начинать ее нужно прежде всего в продумывании темы занятия и ее вопросов. Затем следует просмотреть записи лекции и соответствующую литературу, рекомендованную к семинару. Работая с источниками, рекомендованными к занятиям, необходимо делать краткую запись их содержания. Роль преподавателя в подготовке семинарского занятия обусловлена донесением до студентов лекционного материала, подготовке методики проведения семинара с четким обозначением целей, задач, структуры семинарского занятия. Актуальность настоящего отчета обусловлена необходимостью выявления специфики преподавания основ маркетинга в вузе, которая складывается из лекционного курса, самостоятельной работы студентов и семинарских занятий. Введение Список использованной литературы Заключение Вопросы для самопроверки Ключевые термины и понятия 4. Лекция на тему «Маркетинг, его сущность и применение в деятельности предприятия» 6. Тесты по теме «Маркетинг, его сущность и применение в деятельности предприятия» Я проходила вузовскую педагогическую практику на кафедре «Экономика» ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса». Лекции занимают центральное место в изучении курса маркетинга предприятия. Они определяют всю последующую работу студента при изучении предметной области. Главные, узловые проблемы темы излагаются именно в лекции. Поэтому разработка лекций имеет важное значение при преподавании любой дисциплины. В ходе практики проведена лекция на тему: «Маркетинг, его сущность и применение в деятельности предприятия». Цель научно-педагогической практики – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, а также приобретение навыков педагогической деятельности. Согласно цели практике необходимо решить следующие задачи: - теоретических исследований по теме лекции; – сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в лекции; - разработка методического обеспечения проведения занятий (подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т. п.); – обобщить полученные в ходе практики знания и навыки. В ходе подготовки отчета использовались: учебники, справочные издания, хрестоматии, первоисточники философских текстов, комментаторская литература, методические материалы. Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики. Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "преподаватель-студент". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся. В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: · лекции, · самостоятельная работа, · семинарские занятия, · консультации, · зачеты, · экзамены, · различные формы внеаудиторной работы. Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую. В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как лекция. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности: · она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; · вооружает студентов методологией изучения данной науки; · лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук; · нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления. Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: · это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, · одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, · средство прямого личного воздействия преподавателя на большую аудиторию одновременно. Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: · она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебных пособий, аксиом и истин; · она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к преподавателю; · наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему. Современные учебные лекции принято делить на 4 вида: · Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания. · Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и студентам (метод конкретных ситуаций). · Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию. · Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у студентов знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе. Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий. Лекция должна: · быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении; · выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника; · учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов; · быть грамотной и логичной. Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами: · на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин; · из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов; · успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов. Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так: Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации. Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности. Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы студентов. Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них: Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем. Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления студентов. Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов. Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и студентами других вузов. Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа студентов. Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя: - обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях; - управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы; - контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия; Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых является: - частая смена экономических приоритетов; - неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам; - специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения); - отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе. Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, преподавателю. Которые должны не только дать знания студентам и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить студентов думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Среди общих требований, которым должны отвечать качественные современные занятия, выделяются следующие: Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение лекций на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Реализация на лекциях и семинарах в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. Установление осознаваемых студентами межпредметных связей. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития студента. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Эффективное использование педагогических средств. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия. В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных занятий по разным предметам, в результате проведения которых у студентов возникает более целостное восприятие, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Цель интегрированного урока - дать студентам всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить студента в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Структура интегрированных занятий отличается от обычных занятий следующими особенностями: · предельной четкостью, компактностью учебного материала; · логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; · большой информативной емкостью учебного материала, используемого для занятий. При планировании и организации таких занятий преподавателю важно учитывать следующие условия: · в интегрированной лекции объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированной лекции. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации; · интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности студента за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятий; · при проведении интегрированной лекции преподавателям, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий. Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы преподавателей в этом направлении. Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых вузовских программ, где все предметы будут пронизаны интеграционными идеями и задачами. 2. Цель лекции:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |