Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие валеологии с другими науками

           
 
 
   
Медико-биологические науки (генетика, биология, физиология, гигиена, санология)
 
Эколого-географические науки (география, геология, экология)

 

 


3. Зв'язок валеології з філософією, медициною, психологією, екологією, гігієною, фізіологією, фізичною культурою, педагогікою. Зв'язок і відмінності валеології з гігієною, соціальною гігієною, спортивною медициною.

 

Биология – исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогинезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология – обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество-человек-среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина – разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний.

Психология – изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика – разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленные на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и приобщение человека к здоровому образу жизни.

ФВ и ФК – определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Социология – выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политика – определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика – обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и экономическую ценность здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

Философия – определяет закономерности развития природы и общества, соответственно субъектом и объектом которых является человек; воздействуя на природу и общество, он измеряет их, испытывая в первую очередь на себе и своем здоровье их влияние. Формирование философского мировозрения является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в жизни человека.

Культурология – определяет цели и пути культуроведческой подготовки человек, существенной частью которой является валеологическая культура, включая нравственное духовное здоровье.

История – прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов здоровья в мире, регионе, этносе.

География – устанавливает климато-географическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

 

4. Классификация валеологии

 

Общая валеология – представляет собой основу - методологию валеологии как науки, определяет место валеологии в системе наук о человеке, а также предмет, методы, цели, задачи, историю ее составления.

Медицинская валеология – определяет различия между здоровью и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы оценки состояния здоровья населения в целом и отдельных социальных и возрастных групп, а также методы реализации резервных возможностей организма для устранения возникшей болезни; исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни.

Педагогическая валеология – изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных этапах развития. Основными понятиями педагогическо йвалеологии являются валеологическое образование, В. воспитание, В. обучение, В. воспитание, и В. культура.

Под В. образованием понимают непрерывный процесс обучения. Воспитания и развития человека, направленный на формирование системы научных и практических Знаний, умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов, усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения.

Валеологическое воспитание – это процесс формированиея ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировозрения.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих гигиенических, генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля. Сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

Возрастная валеология – изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношений факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптации к условиям жизнедеятельности.

Профессиональная валеология - изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и проф. Ориентации, построенных на научно обусловленных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности.

Семейная валеология – изучает роль и место семьи, каждого из членов каждого из поколений и всей семьи в целом.

Экологическая вавлеология – исследует влияние на здоровье природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе, определяет поведение человека в складывающихся условия внешней среды с целью сохранения здоровья.

Социальная валеология - ставит своей задачей изучение здоровья человека в социуме.
Литература:

1.Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2–е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 416 с.

2.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

3.Булич Є.Г., Муравов І.В. Валеологія. Теоретичні основи валеології. Навчальний посібник. – К.: ІЗМН, 1997. – 224 с.

4.Валеологія. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів освіти в 2ч. В.І. Бобрицька, М.В. Гриньова. та ін.; за редакцією В.І. Бобрицькою – Полтава: «Скайтек», 2000. – ч. IІ.- 160 с

 

 


Лекция № 2
Тема № 2 Сутнісна характеристика основних понять курсу валеології

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сопоставление признаков наук о здоровье человека по (Ю.К.Бахтину, 1997) | Здоровье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.