Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития автоматизированных информационных технологий




 

Информационная технология является наиболее важной составляю­щей процесса использо­вания информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-тех­ниче­ского прогресса, появлением новых технических средств перера­ботки информации.

В современном обществе основным техническим средством техноло­гии переработки ин­формации служит персональный компьютер, который существенно повлиял на концеп­цию построения и использования техно­логических процессов и на качество результатной информации. Инфор­мационная технология управления предъявляет самые высокие требо­вания к человеческому фактору, оказывая влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.

Современная автоматизированная информационная технология ба­зируется на активном участии в информационном процессе пользова­телей; удобном, дружественном пользовательском интерфейсе; широ­ком использовании пакетов прикладных программ общего и профессио­нального назначения; доступе пользователя к удаленным базам данных и программам путем использования вычислительных сетей.

Чтобы достичь такого уровня информационная технология прошла несколько этапов в своем развитии. Развитие автоматизированных ин­формационных технологий определяется различными признаками клас­сификационных характеристик. Общим для всех изложенных ниже под­ходов является то, что с появлением персональ­ного компьютера на­чался новый этап развития информационной технологии, основной це­лью которого становится удовлетворение персональных информацион­ных потребностей человека. Этапы развития информационной техноло­гии классифицируются по ряду признаков.

1. По виду задач и процессов обработки информации.

Первый этап: конец 1950-х – начало 60-х гг. ЭВМ I и II поколения. ЭВМ обеспечивает частичную обработку данных и используется для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению зара­ботной платы, материальному учету, решению отдельных оптимизиро­ванных задач в вычислительных центрах в режиме кол­лективного пользования. Основным направлением развития информационной тех­нологии являлась автоматизация операционных рутинных действий че­ловека.

Второй этап: 1960-е г. – начало 70-х гг. ЭВМ II и III поколения. Используется ЭСОД – электронная система обработки данных. ЭВМ обеспечивает электронную обработку плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдачу ма­шиннограмм на бумажных носителях. Появление во второй половине 60-х гг. больших производительных ЭВМ в вычислительных центрах по­зволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования электронной (компьютерной) технологии управления, которая должна содержать как минимум три компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений.

Третий этап: 1970-е гг. ЭВМ III поколения. Производится централи­зованная автоматизированная обработка информации в условиях вычислительных центров и в вычислительных центрах коллективного пользования. ЭВМ обеспечивает комплексную обработку информации на всех этапах управленческого процесса деятельности предприятия. Осуществляется переход к разработке подсистем автоматизированных систем управле­ния: материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции, планирование и управление.

Четвертый этап: 1980-е гг. ЭВМ IV поколения. Разработана и ис­пользуется специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной уни­версализацией способов обработки информации на базе мощных супер-ЭВМ. Данный этап характеризуется развитием автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем автоматизи­рованного проектирования (САПР), автоматизированных систем управ­ления предприятиями, общегосударственных и отраслевых автоматизи­рованных систем управления, которые включают автоматизацию пла­новых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и пр. Наметилась тенденция к децентрализации обработки данных и решению задач в многопользова­тельском режиме, к безбумажной эксплуатации вычислительной тех­ники.

Пятый этап: конец 80-х гг. ХХ в. – по настоящее время ЭВМ V поколе­ния. Создаются информационные технологии, направленные на реше­ние стратегических задач. Внедряется новая информационная техноло­гия – сочетание вычислительной техники, средств связи и оргтехники. Современный этап характерен комплексным решением экономических задач, в которых:

– получил развитие объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области;

– используется широкий спектр приложений;

– широкое развитие получила сетевая организация информационных структур;

– выражена тенденция преобладания интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники;

– реализован интеллектуальный человекомашинный интерфейс;

– используются системы поддержки принятия решений.

2. По проблемам, стоящим на пути информатизации общества.

Первый этап: 1950 – 60-е гг. характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппа­ратных средств.

Второй этап: 1960 – 70-е гг. характерен распространением ЭВМ се­рии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспе­чения от уровня развития аппа­ратных средств.

Третий этап: 1980-е гг. – компьютер становится инструментом не­профессио­нального пользователя, а информационные системы – сред­ством поддержки принятия его решений. Проблемы: максимальное удовлетворение потребностей пользователя и созда­ние соответствую­щего интерфейса работы в компьютерной среде.

Четвертый этап: 1990-е гг. по настоящее время характеризуется соз­данием современной технологии межорганизаци­онных связей и инфор­мационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наи­более существенными из них являются:

– выработка соглашений и установление стандартов и протоколов для компьютерной связи;

– организация доступа к стратегической информации;

– организация защиты и безопасности информации.

3. По преимуществу, которое приносит компьютерная технология.

Первый этап: начало 1960-х гг. характеризуется довольно эффектив­ной обработкой инфор­мации при выполнении рутинных операций с ори­ентацией на централизованное коллектив­ное использование ресурсов вычислительных центров. Основной критерий оценки эффективности создаваемых информационных систем – разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основная проблема – психологическая: плохое взаимодействие пользо­вателей, для которых создавались информационные системы, и разра­ботчиков из-за различия их взглядов и пони­мания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользова­тели плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие воз­можности, не использовали в полной мере.

Второй этап: с середины 1970-х гг. связан с появлением персональ­ных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных сис­тем, ориентация смещается в сторо­ну индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, воз­никает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе ис­пользуется как централизо­ванная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, бази­рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

Третий этап: 1990-е гг. по настоящее время связан с понятием ана­лиза стратегических преиму­ществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распреде­ленной обработки инфор­мации. Информационные системы имеют своей целью не просто увели­чение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соот­ветствующие ин­формационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

4. По виду инструментария.

Первый этап: до второй половины XIX в. – использовалась ручная технология, инстру­ментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем пере­правки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель тех­нологии – представление информации в нужной форме.

Второй этап: с конца XIX в. – применялась механическая технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, дик­тофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап: 1940-е – 60-е гг. – использовалась электрическая техноло­гия, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответст­вующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменилась цель технологии, акцент начинает переме­щаться с формы представления информации на фор­мирование ее содержания.

Четвертый этап: 1970-е гг. – середина 1980-х гг. пришло время элек­тронной технологии, основным инструмента­рием которой стали большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные сис­темы управле­ния (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных ком­плексов.

Пятый этап: с середины 1980-х гг. по настоящее время – этап компь­ютерной (новой) технологии, основным инструментарием которой стал персональный компьютер с широким спектром стан­дартных программ­ных продуктов разного назначения. Происходит процесс персонализа­ции АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний и экспертных систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.