![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценовое регулирование в сельском хозяйстве
Ценовое регулирование в аграрном секторе обусловлено рядом факторов. Рассмотрим основные из них. 1. Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию. В силу этого изменение цен слабо отражается на спросе на эту продукцию. При этом падение спроса или расширение предложения приводит к падению или неустойчивости доходов производителей. 2. Сезонность производства. Основное предложение продукции приходится на период уборки урожая, а спрос распределен по времени более равномерно. Задача регулирования — препятствовать снижению цен в период роста предложения и ограничивать колебания (всплеск) цен в межсезонный период. 3. Высокий уровень зональной дифференциации затрат, не полностью учитываемый в зональных ценах, что не позволяет эффективно использовать ценовые механизмы дифференциальной ренты. 4. Высокая конкурентность на рынке сельскохозяйственных продуктов и сильная власть монополий в отраслях, обслуживающих производство, переработку и реализацию аграрной продукции. Следствием является значительный диспаритет цен, что приводит к перераспределению прибавочного продукта в пользу промышленных отраслей. Государственная политика регулирования цен призвана влиять на эффективное ведение воспроизводственного процесса. Главная цель государственного регулирования ценообразования — достижение с помощью цен такого уровня доходности производства, который бы учитывал интересы сельскохозяйственных производителей, переработчиков, потребителей и общества в целом. Поэтому государство становится посредником в решении проблем ценового равновесия. Также регулирование должно быть направлено на снижение инфляционного роста цен, ограничение монополизма производителей, достижение определенных социальных результатов в виде доступных и устойчивых цен на качественные продукты питания, устранение угрозы продовольственной безопасности. Государственная ценовая политика проводится на основе сочетания двух основных форм регулирования рыночных отношений: административное (прямое) регулирование и экономическое (косвенное) регулирование. Административное регулирование ценообразования включает: · прямое установление или изменение цен путем введения прейскурантных цен, «замораживания» рыночных цен; · установление правил для предприятий, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены и тарифы посредством введения предельного уровня цен на отдельные товары, регламентации отдельных параметров цены (рентабельности, нормы прибыли, надбавок, налогов, пошлин и т.д.); · запрет на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынков путем введения фиксированных цен, недопущение демпинговых цен и ценовой дискриминации. Экономическое регулирование ценообразования — это система мер, влияющих не на цены непосредственно, а на факторы ценообразования, которые носят макроэкономический характер. Меры косвенного регулирования включают: · регулирование государственных расходов и бюджетного дефицита; · совершенствование налогообложения предприятий и потребления; · регулирование денежного и валютного обращения; · изменение норм оплаты труда; · контроль и регулирование доходов и расходов населения; · регулирование учетной ставки; · установление норм амортизации. В целом эти меры направлены на формирование оптимальных пропорций между спросом и предложением, что способствует установлению равновесных цен. Рассмотрим основные инструменты ценового регулирования. Гарантированные цены применяются для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения их расширенного воспроизводства. Гарантированные цены применяются при реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья непосредственно государственным потребителям. Они дополняют другие формы государственного регулирования. Целевые цены применяют по мере расширения возможностей бюджета вценовом регулировании. Они служат для расчета гарантированных закупочных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции как нормативные индикаторы, ориентиры для обеспечения условий расширенного воспроизводства. Ценовые скидки относятся к мерам ценового регулирования. Так, средства защиты растений закупаются в фонд резерва Министерства сельского хозяйства РФ, их стоимость полностью оплачивается из средств государственного бюджета, а сельскохозяйственным товаропроизводителям они реализуются со скидкой в 40 %. Льготыкак средство регулирования предоставляются производителям средств производства. В частности, производители средств химизации для сельского хозяйства получают льготы по оплате газа, электроэнергии, транспортным перевозкам. Указанные меры применяются с целью сохранения паритета цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Договорные цены применяют при выполнении государственных закупок (например, для оперативного резерва сельскохозяйственной продукции и продовольствия Правительства РФ) государственные органы. Они устанавливаются на уровне среднеотраслевых рыночных цен, складывающихся всоответствующих зонах страны. Товарные и закупочные интервенции используются для стабилизации рынков сельскохозяйственной продукции и цен этих рынков. Закупочные интервенции (государственные закупки) осуществляются в случае избытка на рынке аграрной продукции, что гарантирует определенный рынок сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Товарные интервенции (продажа из государственных запасов) осуществляются в случае дефицита продукции. Это обеспечивает возврат бюджетных средств и сдерживает рост цен на аграрную продукцию и продовольствие в интересах конечных потребителей. Указанные меры позволяют уравновесить рынок и поддержать рыночные цены в стабильном состоянии. Компенсация издержек, дотирование и субсидированиетакже относятся к методам ценового регулирования. Эти меры осуществляются за счет целевых средств государственного бюджета. Дотируется племенное дело, элитное семеноводство, выращивание лекарственных растений, производство сельскохозяйственного сырья (подсолнечника, сахарной свеклы, шерсти, льна и т.д.). Компенсируется часть затрат товаропроизводителей на энергоносители, средства химической защиты, топливо, минеральные удобрения. В целом же уровень компенсаций и дотаций низок, он составляет менее 1 % доходов предприятий. Прямое регулирование эффективно, если регулирующие органы (правительство, местные органы исполнительной власти) могут влиять на компоненты цены — издержки (материальные затраты, оплату труда, амортизацию, налоги и социальные платежи) и прибыль. В противном случае регулируемых цен может быть недостаточно для возмещения затрат и нормального воспроизводства, или, наоборот, прибыль будет неоправданно высокой за счет снижения налогов или обязательных отчислений. Для эффективного ценообразования необходимо осуществлять оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и государственных способов регулирования цен, расширять применение экономически обоснованных договорных цен. Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также:
|