Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовое регулирование в сельском хозяйстве




Ценовое регулирование в аграрном секторе обусловлено рядом факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную про­дукцию. В силу этого изменение цен слабо отражается на спросе на эту продукцию. При этом падение спроса или расширение предложения приводит к падению или неустойчивости доходов производителей.

2. Сезонность производства. Основное предложение продук­ции приходится на период уборки урожая, а спрос распределен по времени более равномерно. Задача регулирования — препятство­вать снижению цен в период роста предложения и ограничивать колебания (всплеск) цен в межсезонный период.

3. Высокий уровень зональной дифференциации затрат, не полностью учитываемый в зональных ценах, что не позволяет эф­фективно использовать ценовые механизмы дифференциальной ренты.

4. Высокая конкурентность на рынке сельскохозяйственных продуктов и сильная власть монополий в отраслях, обслуживаю­щих производство, переработку и реализацию аграрной продук­ции. Следствием является значительный диспаритет цен, что при­водит к перераспределению прибавочного продукта в пользу про­мышленных отраслей.

Государственная политика регулирования цен призвана влиять на эффективное ведение воспроизводственного процесса. Главная цель государственного регулирования ценообразования — дости­жение с помощью цен такого уровня доходности производства, который бы учитывал интересы сельскохозяйственных произво­дителей, переработчиков, потребителей и общества в целом. По­этому государство становится посредником в решении проблем ценового равновесия. Также регулирование должно быть направ­лено на снижение инфляционного роста цен, ограничение моно­полизма производителей, достижение определенных социальных результатов в виде доступных и устойчивых цен на качественные продукты питания, устранение угрозы продовольственной безо­пасности.

Государственная ценовая политика проводится на основе соче­тания двух основных форм регулирования рыночных отношений: административное (прямое) регулирование и экономическое (кос­венное) регулирование.

Административное регулирование ценообразования включает:

· прямое установление или изменение цен путем введения прей­скурантных цен, «замораживания» рыночных цен;

· установление правил для предприятий, в соответствии с кото­рыми последние сами устанавливают цены и тарифы посредством введения предельного уровня цен на отдельные товары, регламен­тации отдельных параметров цены (рентабельности, нормы при­были, надбавок, налогов, пошлин и т.д.);

· запрет на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынков путем введения фиксированных цен, недопущение дем­пинговых цен и ценовой дискриминации.

Экономическое регулирование ценообразования это система мер, влияющих не на цены непосредственно, а на факторы цено­образования, которые носят макроэкономический характер. Меры косвенного регулирования включают:

· регулирование государственных расходов и бюджетного дефи­цита;

· совершенствование налогообложения предприятий и потреб­ления;

· регулирование денежного и валютного обращения;

· изменение норм оплаты труда;

· контроль и регулирование доходов и расходов населения;

· регулирование учетной ставки;

· установление норм амортизации.

В целом эти меры направлены на формирование оптимальных пропорций между спросом и предложением, что способствует ус­тановлению равновесных цен.

Рассмотрим основные инструменты ценового регулирова­ния.

Гарантированные цены применяются для поддержки сельскохо­зяйственных товаропроизводителей, обеспечения их расширенно­го воспроизводства. Гарантированные цены применяются при ре­ализации сельскохозяйственных продуктов и сырья непосред­ственно государственным потребителям. Они дополняют другие формы государственного регулирования.

Целевые цены применяют по мере расширения возможностей бюджета в ценовом регулировании. Они служат для расчета га­рантированных закупочных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции как нормативные индикаторы, ориентиры для обеспечения условий расширенного воспроиз­водства.

Ценовые скидки относятся к мерам ценового регулирования. Так, средства защиты растений закупаются в фонд резерва Ми­нистерства сельского хозяйства РФ, их стоимость полностью оп­лачивается из средств государственного бюджета, а сельскохо­зяйственным товаропроизводителям они реализуются со скид­кой в 40 %.

Льготы как средство регулирования предоставляются произво­дителям средств производства. В частности, производители средств химизации для сельского хозяйства получают льготы по оплате газа, электроэнергии, транспортным перевозкам. Указан­ные меры применяются с целью сохранения паритета цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

Договорные цены применяют при выполнении государственных закупок (например, для оперативного резерва сельскохозяйствен­ной продукции и продовольствия Правительства РФ) государ­ственные органы. Они устанавливаются на уровне среднеотрасле­вых рыночных цен, складывающихся в соответствующих зонах страны.

Товарные и закупочные интервенции используются для стабили­зации рынков сельскохозяйственной продукции и цен этих рын­ков. Закупочные интервенции (государственные закупки) осуще­ствляются в случае избытка на рынке аграрной продукции, что га­рантирует определенный рынок сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Товарные интервенции (продажа из госу­дарственных запасов) осуществляются в случае дефицита продук­ции. Это обеспечивает возврат бюджетных средств и сдерживает рост цен на аграрную продукцию и продовольствие в интересах конечных потребителей.

Указанные меры позволяют уравновесить рынок и поддержать рыночные цены в стабильном состоянии.

Компенсация издержек, дотирование и субсидирование также от­носятся к методам ценового регулирования. Эти меры осуществ­ляются за счет целевых средств государственного бюджета. Доти­руется племенное дело, элитное семеноводство, выращивание ле­карственных растений, производство сельскохозяйственного сы­рья (подсолнечника, сахарной свеклы, шерсти, льна и т.д.). Компенсируется часть затрат товаропроизводителей на энергоно­сители, средства химической защиты, топливо, минеральные удобрения. В целом же уровень компенсаций и дотаций низок, он составляет менее 1 % доходов предприятий.

Прямое регулирование эффективно, если регулирующие органы (правительство, местные органы исполнительной влас­ти) могут влиять на компоненты цены — издержки (материаль­ные затраты, оплату труда, амортизацию, налоги и социальные платежи) и прибыль. В противном случае регулируемых цен мо­жет быть недостаточно для возмещения затрат и нормального воспроизводства, или, наоборот, прибыль будет неоправданно высокой за счет снижения налогов или обязательных отчисле­ний.

Для эффективного ценообразования необходимо осуществлять оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и государ­ственных способов регулирования цен, расширять применение экономически обоснованных договорных цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.