КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценовое регулирование в сельском хозяйстве
Ценовое регулирование в аграрном секторе обусловлено рядом факторов. Рассмотрим основные из них. 1. Низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию. В силу этого изменение цен слабо отражается на спросе на эту продукцию. При этом падение спроса или расширение предложения приводит к падению или неустойчивости доходов производителей. 2. Сезонность производства. Основное предложение продукции приходится на период уборки урожая, а спрос распределен по времени более равномерно. Задача регулирования — препятствовать снижению цен в период роста предложения и ограничивать колебания (всплеск) цен в межсезонный период. 3. Высокий уровень зональной дифференциации затрат, не полностью учитываемый в зональных ценах, что не позволяет эффективно использовать ценовые механизмы дифференциальной ренты. 4. Высокая конкурентность на рынке сельскохозяйственных продуктов и сильная власть монополий в отраслях, обслуживающих производство, переработку и реализацию аграрной продукции. Следствием является значительный диспаритет цен, что приводит к перераспределению прибавочного продукта в пользу промышленных отраслей. Государственная политика регулирования цен призвана влиять на эффективное ведение воспроизводственного процесса. Главная цель государственного регулирования ценообразования — достижение с помощью цен такого уровня доходности производства, который бы учитывал интересы сельскохозяйственных производителей, переработчиков, потребителей и общества в целом. Поэтому государство становится посредником в решении проблем ценового равновесия. Также регулирование должно быть направлено на снижение инфляционного роста цен, ограничение монополизма производителей, достижение определенных социальных результатов в виде доступных и устойчивых цен на качественные продукты питания, устранение угрозы продовольственной безопасности.
Государственная ценовая политика проводится на основе сочетания двух основных форм регулирования рыночных отношений: административное (прямое) регулирование и экономическое (косвенное) регулирование. Административное регулирование ценообразования включает: · прямое установление или изменение цен путем введения прейскурантных цен, «замораживания» рыночных цен; · установление правил для предприятий, в соответствии с которыми последние сами устанавливают цены и тарифы посредством введения предельного уровня цен на отдельные товары, регламентации отдельных параметров цены (рентабельности, нормы прибыли, надбавок, налогов, пошлин и т.д.); · запрет на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынков путем введения фиксированных цен, недопущение демпинговых цен и ценовой дискриминации. Экономическое регулирование ценообразования — это система мер, влияющих не на цены непосредственно, а на факторы ценообразования, которые носят макроэкономический характер. Меры косвенного регулирования включают: · регулирование государственных расходов и бюджетного дефицита; · совершенствование налогообложения предприятий и потребления; · регулирование денежного и валютного обращения; · изменение норм оплаты труда; · контроль и регулирование доходов и расходов населения; · регулирование учетной ставки; · установление норм амортизации. В целом эти меры направлены на формирование оптимальных пропорций между спросом и предложением, что способствует установлению равновесных цен. Рассмотрим основные инструменты ценового регулирования.
Гарантированные цены применяются для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения их расширенного воспроизводства. Гарантированные цены применяются при реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья непосредственно государственным потребителям. Они дополняют другие формы государственного регулирования. Целевые цены применяют по мере расширения возможностей бюджета в ценовом регулировании. Они служат для расчета гарантированных закупочных цен, залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции как нормативные индикаторы, ориентиры для обеспечения условий расширенного воспроизводства. Ценовые скидки относятся к мерам ценового регулирования. Так, средства защиты растений закупаются в фонд резерва Министерства сельского хозяйства РФ, их стоимость полностью оплачивается из средств государственного бюджета, а сельскохозяйственным товаропроизводителям они реализуются со скидкой в 40 %. Льготы как средство регулирования предоставляются производителям средств производства. В частности, производители средств химизации для сельского хозяйства получают льготы по оплате газа, электроэнергии, транспортным перевозкам. Указанные меры применяются с целью сохранения паритета цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией. Договорные цены применяют при выполнении государственных закупок (например, для оперативного резерва сельскохозяйственной продукции и продовольствия Правительства РФ) государственные органы. Они устанавливаются на уровне среднеотраслевых рыночных цен, складывающихся в соответствующих зонах страны. Товарные и закупочные интервенции используются для стабилизации рынков сельскохозяйственной продукции и цен этих рынков. Закупочные интервенции (государственные закупки) осуществляются в случае избытка на рынке аграрной продукции, что гарантирует определенный рынок сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Товарные интервенции (продажа из государственных запасов) осуществляются в случае дефицита продукции. Это обеспечивает возврат бюджетных средств и сдерживает рост цен на аграрную продукцию и продовольствие в интересах конечных потребителей.
Указанные меры позволяют уравновесить рынок и поддержать рыночные цены в стабильном состоянии. Компенсация издержек, дотирование и субсидирование также относятся к методам ценового регулирования. Эти меры осуществляются за счет целевых средств государственного бюджета. Дотируется племенное дело, элитное семеноводство, выращивание лекарственных растений, производство сельскохозяйственного сырья (подсолнечника, сахарной свеклы, шерсти, льна и т.д.). Компенсируется часть затрат товаропроизводителей на энергоносители, средства химической защиты, топливо, минеральные удобрения. В целом же уровень компенсаций и дотаций низок, он составляет менее 1 % доходов предприятий. Прямое регулирование эффективно, если регулирующие органы (правительство, местные органы исполнительной власти) могут влиять на компоненты цены — издержки (материальные затраты, оплату труда, амортизацию, налоги и социальные платежи) и прибыль. В противном случае регулируемых цен может быть недостаточно для возмещения затрат и нормального воспроизводства, или, наоборот, прибыль будет неоправданно высокой за счет снижения налогов или обязательных отчислений. Для эффективного ценообразования необходимо осуществлять оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и государственных способов регулирования цен, расширять применение экономически обоснованных договорных цен.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |