Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как социальная подсистема общества




 

Культура принадлежит миру человека, являясь его обязательным атрибутом, т.е. сущностным неотъемлемым свойством собственно человеческого сообщества. Нам известны основные элементы человеческого мира: артефакты, практика, институты. И все эти элементы опираются на некоторое основание, некую субстанцию. Таким основанием является общество. Понять сущность и содержание культуры в социологической парадигме – это значит соотнести её с обществом. Однако подобное соотношение – эта задача тоже достаточно трудоемкая, т.к. определений понятия «общество» множество.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу того, что такое общество, отметим лишь основные черты общества: единство и взаимодействия.

А теперь, вслед за Т. Парсонсом (этот подход авторы «общей социологии считают принципиально новым») определим общество как большую социальную систему, в основе которой лежат сложные взаимодействия людей, реализующих свои интересы в разных областях (подсистемах) по согласованным правилам. Источником единства общества является способность человека играть разные роли по разным правилам. Поэтому именно человек сохраняет целостность общества, и оно не распадается на отдельные составляющие его подсистемы.

Исходя из такого понимания общества, как большой социальной системы, попытаемся найти в ней место культуры.

По-видимому, представляется возможным выделить культуру в отдельную подсистему общества, т.е. в некоторый набор институтов, объединенных общей темой деятельности, согласованных друг с другом и составляющих единый ансамбль: образование, искусство, религия, мораль. Каждый из этих институтов предполагает взаимодействие:

- актёров (людей – носителей определённых ролей);

- целей, преследуемых актёрами в процессе социального действия;

- внешних ситуаций, которые предоставляют актёрам стимулы для действия и необходимые инструменты;

- правил и норм, которым актёры подчиняются сознательно или бессознательно – будь то нравственные требования (императивы), религиозные каноны, дидактические принципы или эстетические идеалы.

Иначе говоря, в обществе можно обнаружить собственно культурный род деятельности, а с ним и соответствующую социальную подсистему, подобно экономической, политической, семейной и т.п.

Однако ограничиться этим утверждением было бы не совсем корректно, ибо тем самым мы вступили бы в противоречие с мыслью о том, что культура есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных явлений.

Культура есть то, что отличает человеческий мир от природного, в том числе и от зоологического. Замкнув его на конкретные виды деятельности, мы тем самым говорим, что экономика, политика, семья, наконец, находятся вне культуры и относятся скорее к фауне и флоре, нежели к обществу, что, может быть, иногда, и подтверждается житейскими наблюдениями, всё–таки не может быть признано достоверным.

Культура включает в себя также особый вид деятельности, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свои амплуа в театре жизни: быть студентом или покупателем, сыном или партнёром, невестой или избирателем. Более того, культура включает в себя также технологию исполнения всех социальных ролей.

Культурная подсистема общества, кроме своих специфических проблем, решает проблемы всеобщие. Она представлена во всех социальных институтах, к каким бы подсистемам те не принадлежали: экономическим, политическим и пр. Культура не только создаёт единый алгоритм их функционирования, но и определяет ситуацию, в которой они действуют. Более того, она формирует мотивы, побуждающие к действиям самых разных актёров.

Особенность культурной подсистемы как раз и состоит в том, что она, имея собственную проблематику, распространяется на все остальные подсистемы. Она – и связующее звено между ними, и механизм их функционирования. При этом, культурная подсистема, как некая социальная целостность, существует и развивается лишь в связи с иными подсистемами, как бы прорастая в них. Это определяет и специфические функции культуры в обществе:

- производство идей и мировоззрений, ценностей и верований, которые воздействуют на человеческую практику в той мере, в которой они принимаются (Ф. Тенбрук);

- наполнение смыслом различные виды человеческой деятельности: определение целей, соотнесение новых видов деятельности с традицией;

- обеспечение взаимодействия людей при помощи языка;

- регулирование деятельности при помощи принятых норм и правил;

- трансляция от поколения к поколению продуктов, результатов культуры: знаний, преданий, обычаев, объяснений и т.п., тем самым обеспечение непрерывности в общественном процессе;

- эстетизм человеческой деятельности, понимаемой как отнесение артефактов и самой практики к художественному идеалу.

 

Итак, подведём некоторый итог. Культура – это деятельностная характеристика общества, реализующаяся в социальных технологиях поведения людей, в их образе жизни.

Теперь попытаемся определить внутреннее строение культуры, её структуру.

Вопрос о структурировании столь сложен, как и вопрос о сущности культуры и её месте в обществе. Но ответить на вопрос необходимо, т.к. это входит в понятие социологического подхода анализа культуры. Как отмечает Л. Ионин, исследуя закономерности структурирования культуры, «культурный аналитик «заглядывает за подкладку» и хочет понять устройство ткани этого мира».

Конечно, структуру культуры можно рассмотреть сквозь призму институционального подхода. Но, как уже отмечалось, он оставляет в стороне целый пласт культурных проявлений. Здесь нужен другой подход. В его основе – положение о том, что культура – внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе. У нас в стране этот подход развивал Э.С. Маркарян.

Внебиологический способ деятельности часто называют социальной технологией. Найдём её основные элементы – найдём и главные компоненты культуры.

1. Главным элементом культуры можно признать систему ценностей. Под ценностями понимаются: жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, и вещей (идей), которые следует понимать. Ориентация в мире ценностей определяет стратегию человеческого поведения, выбор тех или иных социальных ролей и порядок их исполнения. Именно ценности формируют мотивы человеческого поведения.

2. Обязательным элементом культуры является система норм – правил поведения, обязательных для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование канонам деятельности, как некритическое заимствование от прошлых поколений. Традиция обязывает людей поступать именно таким образом, не позволяя им выйти за пределы установленных в прошлом правил.

3. Следующий элемент культуры – средства деятельности. Они могут быть самыми разными: вещными, как ботинок, и виртуальными как изображение на компьютерном экране; доступными, как молоток, и непонятными, как «Черный квадрат» К. Малевича. Их объединяет то, что они – инструментальны. Люди обслуживают свой мир и творят новый, прибегая к их помощи. Важным компонентом средств деятельности является символ. Артефакт культуры (предмет, действие, изображение) исполняет роль знака, понятного всему сообществу и указывающего на нечто иное, большое и важное. Символ – это ориентир, позволяющий человеку точно определиться с ситуацией и обозначить в ней свою позицию.

4. Наконец, следует указать на модели культуры, понимаемые как устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям. Ядром модели поведения является стиль – нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека (группы), то, что М. Вебер называл способом ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчинение своих поступков некоторым эстетическим канонам. Это касается одежды, убранства жилья, форм общения с людьми (близкими и дальними, знакомыми и незнакомыми). В модель культуры входят ритуалы – наиболее формальные и стабильные процедуры, совершаемые людьми в автоматическом порядке. Если стиль выбирают, ритуалу – подчиняются. В ритуале нет мысли и нет чувства. Участие в ритуалах – это способ идентифицировать себя с группой, заявить о принятии норм, предписанных социальным институтом.

 

Перечисление элементов культуры не означает их осмысление. Культура исторична и обладает самым разным содержанием. В зависимости от общественных ситуаций долговременного действия. Каждый исторически сложившийся тип культуры проявляется в оригинальной композиции ее элементов, в их внутреннем исполнении.

Итак, мы определили морфологию культуры и обозначили ее основные элементы. Вместе с тем, надо заметить, что культура имеет разные формы в зависимости от характера социальных институтов, в которых она представлена: искусство, религия, образование, политика, экономика, быт, семья. Каждая из этих форм, в свою очередь, обладает способностью к дальнейшему делению: мы можем говорить о культуре поэзии, живописи, музыки с тем же основанием, как и о культуре православия, католицизма, протестантизма или ислама.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.