Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Теоретико-методологические основы курса «Социальной политики




2.

1.

Экономическая социология

  1. Предмет экономической социологии.
  2. Особенности экономического поведения и
    социально-экономической ситуации в России.

Экономическая социология – частная социологическая теория, предметом изучения которой является:

1) (на микроуровне) поведение и ориентации человека в экономической системе (с учетом его мотивов, ценностных ориентаций, социального статуса);

2) (на макроуровне) связь экономической подсистемы с другими подсистемами общества (культурой, социальной политикой, структурой общества).

3) [по определению Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной]: Предметом ЭС является социальный механизм развития экономики – устойчивая система поведения и взаимодействия социальных групп по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ – у этих дисциплин разные подходы, точки зрения.

Социологический подход: экономические явления и процессы рассматриваются как часть общества, как разновидность социальных явлений и процессов.

Классическая экономическая теория основана на особом представлении о человеке и его поведении – модель «экономического человека». Этот человек (как предполагается в теоретической модели, на основе которой экономисты объясняют экономические процессы):

▪ рациональный (способен все просчитывать, выбирать адекватное соотношение затрат и результатов);

▪ владеет информацией;

▪ эгоистичный – нацелен на максимизацию собственной выгоды, его основная цель – быть экономически эффективным;

▪ автономный, независимый от социальной среды (самостоятельно принимает решения исходя из сугубо личных соображений).

Некоторые социологи противопоставили этой модели понятие «социологического человека», который:

▪ ведет себя иррационально и непоследовательно, не способен к калькуляции выгод и издержек;

▪ слабо информирован;

▪ альтруистичен, основная цель – поддерживать взаимоотношения с людьми, быть нужным, заметным для людей;

▪ подчиняется общественным нормам, зависит от социальной среды (окружения).

Но нам более приемлемой представляется точка зрения В.В. Радаева, который предлагает рассматривать «социологического человека» (социально-экономического) как более широкое понятие, включающее в себя в качестве крайних случаев модель «экономического человека», абсолютно рационального и не зависящего от социальной среды, и модель человека, полностью подчиняющегося общественным нормам и не способного действовать рационально в своих интересах.

«человек экономический» «человек социологический»

 

Преобладание в обществе той или иной модели поведения зависит от социальных условий.

В социологии субъект экономического поведения рассматривается в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры; экономическое поведение основывается не только на рациональности субъекта, но и на культуре данной социальной среды (социальные нормы, стереотипы).

Экономическая социология активно развивается в России с 1990-х гг., наиболее актуальные направления (темы) исследований:

1. вопросы экономического неравенства и уровня жизни россиян,

2. экономическое сознание и поведение разных социальных групп (оценка социально-экономических реформ, сберегательные и потребительские установки и т.д.),

3. предпринимательство,

4. проблемы «теневой» (неформальной, серой) экономики.

 

Экономическое поведение представляет собой систему социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием разных экономических ценностей (ограниченных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, информационных), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы, вознаграждения от их обращения.

К экономическому поведению относится:

а) производственное поведение (поведение производителей товаров и услуг, основанное на комбинировании различных ресурсов для производства материальных благ, услуг),

б) обменное поведение (обеспечивает движение экономических благ, услуг, информации по каналам рынка, установление и поддержание связи между продавцом и покупателем),

в) распределительное или дистрибутивное поведение (определяет доступ к экономическим ресурсам, право контроля над ними, норму и меру присвоения полезных свойств и выгоды от обращения ресурсов),

г) потребительское поведение (присвоение полезных свойств продукта для удовлетворения потребностей; поиск, выбор, приобретение необходимого товара, услуги),

д) также можно выделить сберегательное, инвестиционное, кредитное поведение, предпринимательскую деятельность и т.д.

Мотивация экономического поведения основывается на: 1) интересах (стремление к личной выгоде), 2) социальных нормах и ценностях, усвоенных индивидом, 3) внешних ограничениях, принуждении (принуждение к определенным формам экономического поведения может быть экономическим, политическим, правовым, идеологическим, физическим).

Особенности экономического поведения в России определяются переходом от плановой экономики к рыночной.

Рыночная экономика – экономическая система, основанная на следующих принципах:

1. многообразие форм собственности на средства производства (обязательно наличие частной собственности)

2. свободное предпринимательство (собственник, предприниматель сам решает, что производить, как, в каком объеме, как распределять полученную прибыль; сам несет ответственность)

3. конкуренция (именно конкуренция обеспечивает повышение эффективности экономики, совершенствование технологий, более полное удовлетворение потребностей на рынке, но вместе с этим конкуренция ужесточает социальные отношения, повышает индивидуализм, вносит элемент неопределенности, риска)

4. рыночное ценообразование (на основе спроса-предложения)

5. договорные отношения между хозяйствующими субъектами (партнерами по бизнесу, продавцами и покупателями, работниками и работодателями).

При переходе к рынку в экономической культуре и сознании россиян происходят перемены по двум разным, если не противоположным, направлениям. Первое направление (форма) культурной переориентации – усвоение новых образцов экономического поведения, соответствующего рыночной экономике (и установленным юридическим нормам). Например, это новые для нашего общества операции с деньгами и ценными бумагами; новшества в сфере потребительского рынка, включая и защиту прав потребителей; формирование рынка труда и различных стратегий поведения на этом рынке; многообразие форм занятости, предпринимательская деятельность. Другая форма культурной переориентации заключается в обходе тех или иных законов, социальных норм и проявляется в разнообразных видах экономической преступности; распространение подобной формы поведения связано с нарушением связей между трудовыми затратами, распределением экономических благ и потреблением. Обе формы поведения обеспечивают адаптацию в новым социально-экономическим условиям.

Среди факторов экономического поведения в современной России следует особо отметить значительную социальную дифференциацию: дифференциацию по экономическим критериям – доходам, собственности (в российском обществе ярко выражены два полюса потребления: престижное потребление с учетом демонстрационного эффекта и потребление, обеспечивающее только поддержание минимального уровня существования), а также дифференциация ценностных ориентаций.

По степени принятия рыночных ценностей и новых моделей поведения исследователи выделяют следующие группы населения:

Ø ''антирыночники'': считают, что рынок мешает развитию общества, усиливает неравенство и эксплуатацию; характерно непринятие нового, ориентация на сильную власть, помощь со стороны государства; согласны на небольшой, но гарантированный доход при небольших личных усилиях (трудовых затратах). В основном сюда относятся пенсионеры, рабочие низкой квалификации. По Перми (данные 2008 г.) эта категория составляет около 15 % взрослого населения.

Ø ''активные рыночники'' (прорыночный тип): считают рынок условием развития общества и отдельных людей; характерны инициатива, стремление достичь благосостояния с опорой на собственные силы («максимум дохода ценой максимума личностных затрат»), готовы к риску. К этой группе в большей степени относятся молодые, образованные, с хорошим материальным положением, занятые в рыночных структурах. По Перми (2008 г.) – около 35%.

Ø ''пассивные рыночники'' (промежуточный тип): считают, что рынок – это реальность, к которой нужно приспосабливаться (ничего нельзя изменить). Адаптация носит вынужденный характер, поэтому рыночные ценности усваиваются неполностью либо поверхностно. Самый неопределенный тип, при этом наиболее стабильный – в 1990-2000-е гг. к нему относится около 50% взрослого населения.

Адаптация различных социальных групп к рынку осложнялась социально-экономическими, политическими и социокультурными проблемами переходного этапа (причины этих проблем были частично заложены еще в советской системе, частично возникли в результате особой формы и скорости рыночных преобразований).

Социально-экономическую ситуацию в России 1990-х гг. определяют как «дикий рынок» (или как «эпоху первоначального накопления капитала»). Признаки «дикого рынка» в 1990-е гг.:

– общий экономический кризис 1990-х гг. (в результате либерализации цен и разрушения производства; плановая экономика оказалась неэффективной);

концентрация собственности (в результате приватизации) в руках узкого круга людей и резкое экономическое расслоение;

– резкое снижение роли государства в регулировании социально-экономических процессов (в плановой экономике государство брало на себя слишком много функций, в условиях «дикого рынка» государство отказалось даже от необходимых функций – обеспечение «правил игры» на рынке и выполнение социальных обязательств);

– криминализация предпринимательства, недобросовестная конкуренция; коррумпированность органов государственной власти.

В 2000-е гг. рынок в России становится более регулируемым (государство «вернулось» в экономику), но при этом его называют слабоконкурентным (большие проблемы в развитии среднего и малого предпринимательства), неправовым (нарушение формальных норм со стороны всех участников рынка, в т.ч. государства), бюрократизированным (государство в лице чиновников, управленцев действует в интересах не всего общества или развития экономики, а в интересах самой государственной бюрократии). См., напр., статью: Шабанова М.А. Проблема встраивания рынка в «нерыночное общество» // Социс. 2005. №12.

Для т.н. «цивилизованного» рынка характерно относительно автономное существование и взаимодействие трех сил: 1. власть, 2. бизнес (крупный и средний), 3. гражданское общество. При этом бизнес является «социально ответственным» (заботится о своем имидже, ориентирован на долговременную перспективу, а не только на сиюминутный «шкурный» интерес), государство обеспечивает определенные социальные гарантии (следит за соблюдением правил игры, частично регулирует экономику, проводит социальную политику), власть и бизнес не сливаются вместе – всё это потому, что и власть, и бизнес находятся под контролем и давлением гражданского общества, хотя при этом сами также отстаивают свои интересы, влияют друг на друга (есть лоббирование и т.д.). В России – идет закрепление позиций власти, сформирован крупный бизнес, но нет противовеса в лице гражданского общества (это люди, которые способны самоорганизовываться и отстаивать свои интересы, совместно решать свои проблемы).

1. Подходы в определении понятия «Социальная политика»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.