Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях




Содержание курса информатики в начальном обучении

Из доклада «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_02_12.html#gl14

Этапа

Возрастные особенности в развитии черепа человека.

Лицевой отдел

Мозговой отдел

Мозговой (церебральный) и лицевой (нецеребральный) отделы

Скелет головы

Кости свободных нижних конечностей

Пояс нижних конечностей. Таз.

состоит из прочносоеденённых 3х костей

· 1 непарная - крестец

· 2 тазовые кости

Тазовые кости срастаются только после 16 лет. Выполняют функции опоры и защиты

Бедренная, кости голени большая и малая берцовые, надколенник, кости стопы

Кости стопы:

· кости предплюсные: таранная, пяточная, ладьевидная, 3-тринавидных, клубовидная

· кости плюсные 5 костей, имеющие головки для сочленения с фалангами пальцев

· фаланги пальцев

Стопа человека - имеет сводчатую форму, в отличии от стопы животного

· 2 парные кости - височная и теменная

· 4 непарные - лобная, затылочная (на задней поверхности расположено отверстие, через которое череп соединяется с позвоночным каналом), решетчатая и клиновидная

· 6 парных костей: верхнечелюстная, носовая, слезная, скуловая, нёбная, нижнечелюстная раковина

· 3 непарных: сишник, нижняя челюсть, подъязычная

1. период энергичного роста (от 1 до 7 лет)

2. замедленного роста (от 7 до 14 лет) Объем полости 1200-1300 см в кубе

3. Активного роста лобного отдела лицевого черепа. Затягивание швов (20-30 лет)

4. Преобразование черепа в пожилом и старческом возрасте

Цветкова Марина Серафимовна

В период реализации задач эксперимента по модернизации содержания образования в 2001-2005 годах более 2000 школ страны перешли на экспериментальные БУП 2001 года (три модели учебных планов для начальной и профильной школы). Таким образом, были апробированы различные вариативы содержания предмета информатика со 2 по 4 классы силами учителей начальной школы.

Ниже представлено примерное содержание курса информатики со 2 по 4 классы, рекомендованной для экспериментальной апробации Минобразованием России в 2002 году.

2.4. Основы понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

За период экспериментальной работы в области информатики в начальной школе (2001-2005 годы) выявлено минимальное инвариантное содержание обучения, нашедшее свое отражение в государственном учебном стандарте начальной школы и заложенном в БУП 2004 года:

  • мировоззренческое (информационная культура);
  • технологическое (информационная деятельность);
  • алгоритмическое (математические аспекты информатики, создание информационного продукта).

Важно отметить, что все эти направления отражены в стандарте начальной школы и встроены не только в модуль «Информатика и ИКТ», но и в другие предметы (Приложение. Выписка из стандарта начального обучения).

Ниже в таблице представлена связь инвариантных тем курса информатики с содержанием информационной составляющей обучения младших школьников и требованиями к выпускникам начальной ступени обучения.

Инвариантные темы модуля «Информатика и ИКТ» Содержание из гос. стандарта для начальной школы Требования к учащимся начальной школы Знать, уметь, применять:
Информация. Виды информации. Действия с информацией Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • основные источники информации;
Организация информации Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
  • сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
 
Объекты и их свойства. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»). Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
  • изменение и создание простых информационных объектов на компьютере;
 
  Логика. Множества (объединение предметов по признакам). Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части. Использование прос-тейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.
  • поиск информации с использованием простейших запросов;
 
Алгоритм. Программа. Программно-управляемые исполнители. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»). Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
  • решение учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
 
Хранение и поиск информации в информационных источниках, в том числе электронных. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)
 
Технологии обработки информации: Сбор информации. Компьютер как инструмент обработки информации. Обработка текста. Обработка числовой информации. Обработка графической информации. Работа с мультимедиа. Практика работы на компьютере (использования информационных технологий) Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, со-здание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера (т).
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • назначение основных устройств компьютера;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).
 

Отметим, что предложенное в стандарте содержание информационной деятельности пронизывает все предметы, что несомненно требует встраивания информационной деятельности детей в предметное обучение, но не снижает значимости уроков информатики как условия целевого формирования готовности детей к информационной деятельности на других предметах.

При этом нельзя снижать пропедевтической значимости уроков информатики в начальной школе для обеспечения более ровного вхождения в предмет учеников в основной школе и сбалансированного обучения информатике с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения. Преемственность обучения на всех ступенях обучения может быть достигнута при условии выполнения задач обучения для каждой из ступеней обучения. Как описывалось выше, главной задачей, обеспечивающей такую преемственность, является формирование информационной активности детей как готовности их в любой момент самостоятельно включиться в информационную деятельность, востребованную в предложенной учебной или познавательной работе. Таким образом, информационная активность школьников предназначена значительно повысить эффективность учебно-познавательной работы детей.
Ниже представлена матрица узлов содержания школьной информатики. Узлы содержания – это те дидактические единицы, которые стали инвариантными в структуре предмета информатики на протяжении последних 20 лет – периода становления и развития этого предмета.

Как показало время, любые инновационные аспекты развития пред-мета «Информатика и ИКТ» входят в содержание соответствующих узлов, могут расширять их содержание, усиливать связи между узлами, но не нарушают баланса узлов матрицы.

Различные методики обучения информатике могут усиливать, акцентировать разные узлы матрицы содержания предмета, от чего зависят вариативные траектории реализации курса информатики в школе, выбор учебников, модель информационной среды обучения, а в итоге – профилизация обучения с регулярной информационной деятельностью учеников.

Пример трех вариативных траекторий обучения (информационно-технологической, информационно-математической и межпредметной) на основе различной композиции инвариантных узлов показан ниже. В каждую вариацию обучения встроены все узлы содержания, но акценты расставлены по-разному (они выделены стрелками). Несомненно, количество вариаций обучения значительно больше, но пока можно говорить о трех из них, как основания БУП 2004 года. Это продиктовано заложенными в нем тремя моделями выпускника школы. Это наиболее распространенная модель с профилями, где ИКТ играет важную инструментально-технологическую роль и становится в итоге приложением будущего профессионального выбора школьника. Такая модель результируется в базовом курсе информатики в старшей школе. Далее – модель с выходом на профильный курс информатики, которая продолжается в дальнейшем в профессиональном обучении выпускника школы, связанном с ИКТ. Наконец, модель, когда ИКТ является составляющей общей современной культуры выпускника, а информационная деятельность – важным помощником его дальнейшего профессионального роста и социальной активности. Эта модель пока не имеет поддержки на старшей ступени обучения в форме уроков информатики, но позволяет актуализировать некоторые общезначимые направления информационной деятельности школьников в элективных курсах.

Соответственно во всех предложенных БУП 2004 года моделях формирования информационной деятельности школьников актуализирован социальный результат обучения предмету: сформированная информационная деятельность, готовность развития личного информационного пространства и заложенная школой информационная культура. И если в основной и старшей школе этот аспект является результирующим, то при обучении информатике на начальной ступени обучения социальный аспект является стартовым, именно он задает вариативную траекторию для формирования первичных навыков информационной деятельности младших школьников! Следует наиболее внимательно изучить модель выпускника школы, выявить социальные акценты в результатах обучения детей в школе в части информационной составляющей и затем оттолкнуться от них в начальной школе в формировании информационной активности детей. Так, если в школе преобладают профили гуманитарного направления, то социальная активность выпускника школы должна опираться на сформированную широкую информационную культуру, а, значит, вариативная траектория начального обучения информатике должна опираться на расширенное представление детей об информационной культуре, о ее проникновении во все стороны деятельности людей, особенно в сферу управляемых устройств и систем.

Если же школа нацелена на профильное обучение в области естественно-научных предметов и информатики, то результатом обучения должна стать готовность выпускника к специализированной информационной деятельности в профессии или даже выбор ИКТ-профессиональ-ной сферы как жизненного пути. Несомненно, к такому выбору ребенка следует готовить, углубляя его представления об информационной деятельности и показывая ее профессиональные акценты. Компьютерное моделирование станет актуальным узлом уже в начальном обучении информатике в этом случае.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.