Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис предмета экономической теории




 

Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории
1) Ксенофонт - древнегреческий философ, 430-355 гг. до н.э., автор книги «Экономикос» («Домострой») Автор названия науки - «Экономика», которое означает «домоводство», искусство ведения домашнего хозяйства. Предметом изучения экономики являлись размышления о том, как вести домашнее хозяйство, обеспечить в доме прибыток, приращение богатства, как вести обмен между «домами»
2) Аристотель, древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, 384-322 гг. до н. э Аристотель выделял экономику и хрематистику (хрема -имущество). Предмет хрематистики - деятельность, направленная на накопление богатства. Экономика – домоведение.
3) Школа меркантилистов: Томас Ман, 1571-1641 гг. англичанин, богатый, влиятельный и образованный торговец; Иван Тихонович Посошков, 1652-1726 гг. российский экономист-теоретик. Сочинение Т. Мана - «Богатство Англии во внешней торговле», 1664 г.; сочинение И.Т. Посошкова «О скудости и богатстве», 1724 г. Предмет научных исследований - богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство чаще отождествлялось с деньгами (золотом и серебром)
4) Антуан Монкретьен - французский дворянин, 1575-1621 гг. Автор «Трактата политической экономии», нового названия науки - «политическая экономия», предмет которой - государственное хозяйство, экономика национальных государств, управляемых абсолютными монархами
5) Школа физиократов: Франсуа Кене -французский врач, энциклопедист, 1694-1774 гг.; Анн Робер Жак Тюрго -ученик Кене, генеральный контролер финансов Франции, 1787-1781 гг. Предмет политической экономии - национальное богатство, создаваемое в сфере производства. Источник «богатства» - сельское хозяйство
6) Адам Смит - великий английский экономист, 1723-1790 гг. Автор книги - «Исследование о природе и причинах богатства народов»- 1776 г. Политическая экономия - наука о богатстве общества и способах его увеличения.
7) Карл Маркс - немецкий ученый, основоположник научного коммунизма, философ и экономист, историк и профессиональный политик, 1818-1883 гг. Автор книги «Капитал». Под предметом политической экономии понимал объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то есть производственные отношения. Задача политической экономии - изучение законов производственных отношений.
8) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма): Карл Менгер, 1840-1921 гг.; Фридрих фон Визер, 1851-1926 гг.; Евгений фон Бём-Баверк, 1851-1919гг. Предмет политэкономии - исследование социальных законов, содержание которых составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий изолированных членов общества.
9) Альфред Маршалл, английский ученый, 1842-1924 гг., основоположник неоклассического направления в экономической теории. Автор книги «Принципы экономической науки» - 1890 г., в которой дал новое название науки - «economics». А. Маршалл определил предмет economics как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия.
10) Историческая школа (середина ХIХ в.): Фридрих Лист, 1789-1846 гг.; Вильгельм Георг Фридрих Рошер, 1817-1894 гг.; Бруно Гильдебрандт, 1812-1878 гг. – немецкие экономисты. Отрицание общей теории политической экономии, как науки, изучающей законы общественного развития, присущих всем странам. С учетом особенностей исторического развития, географического положения, естественных богатств, научной и художественной культуры жителей, их морального и интеллектуального уровня каждая страна развивается по своему, только ей присущему пути, создавая своеобразную органическую среду для появления специфических законов развития каждой нации. Поэтому политическая экономия не может быть интернациональной.
11) Джон Мейнард Кейнс, основатель современного макроэкономического направления экономической теории, 1883-1946 гг. Автор сочинения «Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г. Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Исследовал количественные, функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления, доказал, что с помощью государственного регулирования возможно обеспечить бесперебойное функционирование экономики.
12) Милтон Фридман, лидер монетаристского направления, 1912 г. Предмет экономической теории и изучение закономерностей движения денежной массы

 

1 основные факторы современного производства и их ограниченность. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Основные элементарные экономические проблемы. Закон возрастания альтернативных издержек. Понятие блага и его виды. Экономическое благо. Общественный продукт. Экономика как единство производства, распределения, обмена и потребления.

Потребность - это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребность – желаемое состояние, которое потребитель достигает с помощью определенных благ.

 

Таблица 5 – Потребности и основные показатели благосостояния

 

Структура потребностей Основные показатели благосостояния
Элементарные потребности – Средняя продолжительность предстоящей жизни
– Потребности в пище – Среднедушевой семейный доход
– Потребности в одежде – Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы)
  – Обеспеченность жильем, его комфортность
– Потребности в жилье – Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг
Потребности в общих условиях жизни – Показатели развития материальной базы
– Потребность в здоровье отраслей социальной инфраструктуры
– Потребность в образовании и культуре – Контингент обслуживаемого населения
– Потребности в передвижении в пространстве  
– Потребности в личной безопасности  
Потребности в деятельности – Наличие работы, содержание и условия труда
– Потребность в труде – Продолжительность, интенсивность труда, трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
– Потребность в семейно-бытовой деятельности – Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми
– Потребность в досуге – Структура видов домашнего труда
  – Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею
  – Продолжительность и структура досуга (свободного времени)
  – Мотивация досуга и удовлетворенность им

Таблица 6 – Классификация потребностей

 

Критерий Вид потребностей людей
Характер Материальные (физиологические: еда, одежда) Духовные (образование, искусство, литература) Социальные потребности (общение с людьми)
первичные (низшие) вторичные (высшие)
Степень настоятельности или иерархия (А. Маслоу) Физиология (потребности выживания: голод, жажда) Самосохранение (безопасность, защищенность) Социальные связи (духовная близость, любовь) Признание (статус, уважение) и самоутверждение (достижения цели) Самовыражение (реализация способностей)
очередность удовлетворения первичные (низшего порядка) вторичные (высшего порядка)

 

 

Рисунок 2 – Пирамида потребностей А. Маслоу

 

Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства

 

Таблица 7 – Группы благ

 

  Критерий классификации Вид благ
  Вещественные формы блага Материальные блага
Нематериальные блага
  Функциональность благ Потребительские блага
Блага производственного назначения или инвестиционные
  Сопряженность благ Взаимозаменяемые
Взаимодополняемые
  Ограниченность или неограниченность благ Свободные или неэкономические блага
Экономические блага

 

Таблица 8 – Классификация благ по критерию ограниченности и их свойства

 

Критерий Экономические Свободные
Понятие Блага – результат экономической деятельности, потребление которых требует отказа от некоторого количества других благ, и поэтому их количества недостаточно для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека Блага, данные людям природой, потребление которых не требует отказа от других благ, и, следовательно, их количество достаточно для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека
Вид, Пример Материальные блага – это товары Нематериальные блага - услуги Атмосферный воздух, солнечный свет
Свойство 1. Ограниченность, дефицитность; 2. Конкуренция; 3. Платность. 1. Неограниченность (избыточность), общедоступность; 2. Несоперничество; 3. Бесплатность
       

 

Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, купли-продажи.

Экономические ресурсы – это факторы, используемые для производства потребительских благ. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательские способности.

 

Рисунок 3 – Основные факторы производства

 

 

Проблема экономического выбора (economic choice) — выбор наилучшего из вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах или данное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Каждому человеку постоянно приходится выбирать между свободным и рабочим временем, между потреблением и сбережением дохода, между потребляемыми благами и многое другое. При выборе учитывают затраты усилий и полученный результат.

Чтобы осуществить свой выбор, экономический агент должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить, т.е. ответить на три основных вопроса экономики:

· Что из товаров и услуг должно, быть произведено, в каком количестве и какого качества?

· Как эти товары и услуги следует производить, т. е. с привлечением каких ресурсов и с использованием какой технологии?

· Для кого производить, т. е., кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

· Кривая производственных возможностей отражает все возможные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся ресурсов и данном уровне технологий.

Рисунок 5 – Кривая производственных возможностей

 

т. А и В имеющиеся в обществе ресурсы используются полностью.

т. M и N имеющиеся в обществе ресурсы используются полностью при производстве только одного вида продукции.

т. C - часть имеющихся в обществе ресурсов, которая не используется (безработица).

т. D в настоящее время для производства двух благ в соответствующих количествах не хватает ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.