Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6

Социальные предпосылки возникновения архитектурных стилей в Западной Европе.

 

Период XVII – первой трети XIX в характерен сменой европейского феодализма на новые капиталистические отношения. Ряд буржуазных революций так же радикально повлиял на развитие архитектуры в Западной Европе. На базе развития средневековых традиций в странах Западной Европы в этот период появились 3 основные стиля: возрождение, барокко и классицизм. Смена стилей в различных странах не была одновременной, и каждый из стилей получил в них неравномерное развитие в зависимости от социальных условий и культурных традиций. Родиной барокко стала Италия – страна, в которой не только возник этот стиль, но и получил наиболее яркое выражение.

Одной из ведущих стран классицизма была Франция, ставшая со второй половины XVII столетия передовой страной в развитии западноевропейской культуры.

1. Архитектура барокко.

В период барокко, следуя общему архитектурному замыслу, строительные конструкции часто усложнялись, и это иногда приводило к смелым конструктивным решениям. Примером может служить купол церкви Сан Лоренцо в Турине, построенной архитектором Гварнни. Направленные по хордам арки купола, пересекаясь друг с другом, создают легкую ажурную конструкцию, сквозь которую в интерьер проникает обильный свет (таблица XIII).

Заметный прогресс в развитии конструктивных форм позволили открыть новое достижение в сводостроении: это создание куполов из трех оболочек. Развитием этого же принципа купольной системы является купол парижского Пантеона (церковь святой Женевы). Разработка купола (диаметр около 20м) принадлежит Ронделе, который все три оболочки запроектировал каменными. (таблица XIII). Им впервые в конструкцию каменной кладки была введена железная арматура. Так была разработана армокаменная конструкция, которая после строительства Пантеона получает широкое внедрение в практику. Наиболее ярко черты барокко в архитектуре характеризуют храмы, строительству которых католицизм уделяет особое внимание.

Одним из первых произведений барокко является главная церковь ордена иезуитов Иль Джезу (Иисуса) в Риме, построенная архитектура Джакома де ла Порта на основе проекта Виньолы. (рисунок 59)

Другим примером может служить церковь Сан Карло у четырех фонтанов, построенная одним из крупнейших мастеров барокко Франциско Борромини. Её пышный до предела насыщенный пластиковый фасад в виде напряженно-изогнутой плоскости, расчлененной двумя ярусами ордеров – своеобразная кульминация принципа острой эмоциональной выразительности, сконцентрированной в разработке форм и их деталировки. (рисунок 60 а, б, в).

Известным мастером римского барокко считается Лоренцо Бернини. Построенная им в Риме церковь Сант Андреа аль Квиринале особенно четко выявляет характерную для барокко тенденцию к выделению на фасаде торжественного портала. Обращенный к улице фасад в виде огромного портала, по существу, независим от расположенного в глубине участка эллипсовидного объема. (рисунок 60 г, д). Крупнейшая работа Бернини в Риме – грандиозная колоннада перед соборов святого Петра, завершившаяся в середине XVIIв. формирование ансамбля. (рисунок 61).

Во второй половине XVIIв папой Сикстом V были предприняты грандиозные работы по перестройке средневекового Рима. Прямолинейная улица становится распространенным принципом в реконструкции интересных реализованных ансамблей является пьяцца дель Пополо – площадь у основного северного входа в Рим с тремя расходящимися улицами-лучами, ведущими в разные районы города. (рисунок 62). В точке пересечения лучей поставлен обелиск, а между улицами на площади построены архитектором Райнальди две одинаковые купольные церкви – своеобразные пропилеи, акцентирующие начало улиц. Здесь были впервые в широком масштабе реализованы принципы регулярной планировки, ставшие основополагающими в архитектуре и градостроительстве классицизма.

2. Архитектура классицизма.

В XVIIв новый стиль – классицизм получил развитие в тех странах Европы, где происходил активный процесс капиталистических образований (Голландия, Англия, Франция). Признание разума как основы организации государственной и общественной жизни подкрепляется доводами научного прогресса, чему всеми средствами способствует буржуазия. Образец гармонического общественного устройства приверженцы классицизма видели в античном мире, и поэтому для выражения своих общественно-эстетических и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики (отсюда и термин «классицизм»).

Архитектурный классицизм XVIIв развивался двумя главными направлениями: первое основывалось на развитии поздней ренессансной классической школы (Англия, Голландия); второе – возрождая классические традиции, в значительной мере развивало римские традиции барокко (Франция).

А). Особенно большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс. Известным примером английского классицизма является го постройка Куинс-хаус (Дом королевы) в Гринвиче. (рисунок 63). Общие сочетания и отдельные формы здания по-классически геометричны и рациональны.

В градостроительстве можно выделить проект реконструкции Лондона архитектора Кристофера Рена, являющийся после Рима первым грандиозным проектом реконструкции средневекового города, определившим почти на два столетия реконструкцию города Парижа. К сожалению, план реконструкции не был осуществлен, однако зодчий внес свой вклад в общий в процесс завершенности комплексов в городской застройке: ансамбль госпиталя в Гринвиче и собор святого Павла в Лондоне (рисунок 64) являются ярким тому примером.

Б). Классицизм во Франции формировался в более сложных и противоречивых условиях, сильнее сказывались местные традиции и влияние барокко. Наиболее яркой фигурой в архитектуре этого времени был Франсуа Мансар – один из основоположников французского классицизма. Его заслугой является разработка нового типа городского жилища знати – «отеля» с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу и ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивалось дополнительное жилое помещение – мансарда, названная так по имени её создателя.

Наиболее крупными событиями архитектурной жизни Франции второй половины XVIIв являются: а) проектирование и строительство восточного фасада королевского дворца в Париже – Лувра; б) грандиознейшего архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале.

Восточный фасад Лувра (рисунок 65) был создан по проекту архитектора Клода Перро. Протяженность фасада 170,5м, размеры здания по высоте 27,7м. Спаренные колонны коринфского ордера (высота 12,32м) второго этажа несут крупный, по-классически разработанный антаблемент.

Ансамбль Версаля (рисунок 66) грандиозный комплекс, включающий королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец – фокус, в котором сходится ось парка – с одной стороны, а с другой – три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром.

В XVIIIв, в период царствования Людовика XV во Французской архитектуре, как и в других видах искусства, получил развитие стиль рокко, который является формальным продолжением живописных тенденций барокко. Стиль рокко отразился главным образом во внутреннем убранстве и отделке помещений лепными украшениями, элементах интерьера и мебели.

Объемно-планировочная разработка зданий французского классицизма XVIIIв не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Площадь Согласия в Париже, созданная по проекту Габриеля (рисунок 67) является характерным примером того времени. Ведущим мотивом остается крупный ордер, ему возвращается конструктивная функция: он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания.

В церкви святой Женевы в Париже, построенной по проекту Ж. Суфло, ставшей позднее национальным французским Пантеоном, можно увидеть присущий этому времени возврат к художественному идеалу античности и наиболее зрелым образцам Возрождения. (рисунок 68). Крестообразная в плане композиция отличается равновесием архитектурных деталей, четкостью и ясностью построения. Портик подобен своими формами римскому Пантеону, барабан с куполом имеет пролет 21,5м.

Творческие искания Буллэ и Леду, архитекторов начала XIXв, оказали существенное влияние на формирование классицизма периода наполеоновской империи, называемого иногда стилем ампир (от французского слова - империя). В сравнении с классицизмом предыдущего периода ампир отличался большой суровостью и лаконизмом форм, преобладающим ордером стал греко-дорический. Сильнее подчеркивался контраст между колоннами и плоскостью стен. Для чего стены окрашивались в свежий желтый, голубой или зеленый цвет, на фоне которых резко выделялись белые колонны и скульптурные детали. Мотивом декоративных украшений часто служили военные доспехи: мечи, копья, щиты, лавровые венки, крылатые сфинксы и тому подобное.

 

Таблица XIII. Конструкции в архитектуре эпохи барокко и классицизма в Европе.

 

59. Церковь Иль-Джезу в Риме

 

60. Культовые постройки XVII

61. Собор Петра в Риме

62. Пьяцца дель Пополо в Риме

 

63. Куинс-хаус в Гринвиче.

 

65. Восточный фасад Лувра в Париже

 

64. Постройки Х. Рена

66. Ансамбль Версаля

 

 

 

67. Площадь Согласия в Париже. 68. Пантеон в Париже

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон убывающей предельной производительности | Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.