Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика представления как психического познавательного процесса

Выделим основные особенности представлений.

Как и восприятия, представления наглядны, но обычно отличаются меньшей яркостью.

Представления — это чув­ственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являют­ся отражением тех объектов материального мира, которые восприни­маются в данный момент, тогда как представления — это воспроизве­денные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени на­глядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

 

Представления отличаются некоторой фрагментарнос­тью.При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представ­лении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Представляя образ хо­рошо знакомого объекта, например, фасада своего дома, мож­но обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи — вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и от­четливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка вы­ступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Представления отличаются большей или меньшей обоб­щенностью.

Во-первых, представление может быть более или менее индивидуализированным образом. У разных людей, в зависи­мости от их индивидуальных особенностей, представления могут значительно отличаться по степени яркости, отчет­ливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчи­вости, фрагментарности, схематичности и т. д. Степень рас­хождения представлений и реальных событий у разных лю­дей неодинакова, она зависит от типа высшей нервной дея­тельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.



Во-вторых, представление может быть образным, но обобщенным знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то опреде­ленной частной ситуации, в которой он в том или ином слу­чае был нами как-то воспринят.

 

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивостьи непостоянство.Так, любой вызнанный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из ноля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень те­кучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений опреде­ленного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представ­ления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

 

Представления — более высокая ступень познания, чем ощущение и восприятие.

Наконец, представление функционирует в системе мыш­ления. Включаясь в мыслительные операции, представление вместе с новыми функциями приобретает и новые черты.

Представление — не механическая репродукция восприя­тия, а изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности.

Яркое доказательство того, как велика может быть роль представления, дает творчество людей, у которых представ­ления служат единственной наглядной основой деятельнос­ти. Музыкальное творчество оглохшего и лишенного слуховых ощущений Бетховена могло опираться лишь на слуховые музыкальные образы-представления. Заметно большая вы­разительность скульптур ослепших по сравнению со скуль­птурами слепорожденных выявляет роль зрительных пред­ставлений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Место нахождения организации | По видам анализаторов

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.