Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность и способы разрешения конфликта




Рассмотрим этапы развития конфликта.

Причины возникновения межличностных конфликтов.

1. Предметно – деловые разногласия. Например: у студентов возникли разногласия, в какой форме проводить Последний звонок – в стиле дворянства 19 века или фантастической повести. Этот конфликт не ведет к разрыву межличностных отношений и эмоциональной враждебности.

2. Расхождение личностных интересов. Когда отсутствуют общие цели, существует ситуация конкуренции, каждый преследует личные цели, где выигрыш одного есть проигрыш другого (часто это артисты, спортсмены, художники, поэты).

Иногда длительные предметно – деловые разногласия приводят к личностным конфликтам.

3. Барьеры общения (см. лекцию № 3) + смысловой барьер, когда взрослый и ребенок, мужчина и женщина не понимают смысла требований, поэтому их не выполняют. Важно уметь поставить себя на место другого и понять, почему он так действует.

1 этап: Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприятии объективности. Например: студент не ходит на занятия и думает, что ничего страшного нет. Преподаватель точно знает, что пропускать занятия студент имеет право, а не знать материала не имеет права. Пока позиции не обнаружены, каждый надеется, что другой поймет его позицию.

2 этап: Инцидент – это недоразумение, неприятный случай при создавшейся ситуации. Например: студент пропустил занятия и затем пришел с неподготовленным заданием. Тут уже стороны явно обнаруживают свои позиции. Может быть наоборот: сначала инцидент, а затем конфликтная ситуация.

3 этап: Конфликт – столкновение сторон, выяснение отношений.

Что же является решением данного конфликта, как нужно поступить в сложившейся ситуации?

О решении конфликта мы можем говорить лишь в том случае, если обе стороны оказались в выигрыше или, по крайней мере, никто не проиграл.

1. Обнаружение конфликта. Срабатывает перцептивная сторона общения. Один замечает изменение отношения к себе со стороны другого человека. Как правило, первые признаки не улавливаются сознанием и скорее их можно почувствовать по едва заметным признакам (сухо поздоровался, замкнулся, не звонит и т.д.)

2. Анализ ситуации. Определить пустой конфликт или содержательный. (Если пустой, то см. выше способы его решения или погашения). Если содержательный, то планировать дальнейшие действия:

- Определить интересы обеих сторон

- Перспективу развития личности в результате решения конфликта (что теряю, что приобретаю)

- Степень развития конфликта от простого недовольства (у-у-у), разногласия ( когда никто никого не слушает, каждый говорит свое), противодействия и противоборства (открытый вызов, стенка на стенку) до разрыва отношений или принуждения принять сторону другого.

3. Непосредственное разрешение конфликта:

- Снятие психологического напряжения (просьба о прощении: «Ты уж прости меня…», шутка, выражение симпатии, предоставление права на несогласие: «Может быть я не права» или «Ты можешь со мной не соглашаться…», интонация нежности: «Когда ты сердишься, я тебя особенно люблю…», «У меня всегда так получается: кого больше всех люблю, тому больше всех от меня и достается»

- Обращение с просьбой об услуге (Э. Осадов «Он был грозою нашего района…»

- Использование в общении навыков позитивного взаимодействия (Я –концепция, навыки уверенного поведения, позиция «взрослого» при взаимодействии, навыки активного слушания и т.д.)

- Компромисс - взаимная обоюдная или временная уступка одного человека ради улаживания отношений с другим. Это наиболее распространенная и эффективная форма разрешения конфликта. Это всегда выражение уважения к другому.

- Неожиданная реакция (Например, учителя мужчины и учителя женщины на жалобу ребенка, действия мамы после вызова в школу к директору)

- Отсроченная реакция (переждать, дать время. А затем использовать другие способы)

- Третейский суд – когда конфликтующие обращаются к третьему лицу для решения проблемы. Причем, к тому, которого уважают обе стороны и не часто

- Ультиматум, принуждение в крайних случаях, когда по - другому невозможно изменить поведение другого (А.С.Макаренко). Однако взрослые очень часто используют этот способ: «Не сделаешь – не получишь».

- Если не разрешился конфликт после использования всех возможных способов, возможно расставание, как единственный способ разрешения затянувшегося конфликта. Этот способ часто используют дети и подростки, убегая или уходя из дома.

Умения решать конфликты формируются как в процессе жизни, так и в специально организованных формах тренинга, которые на практических занятиях мы с вами частично пробуем реализовывать.

 

На дом: подобрать собственные примеры конфликтов, выявить причину их возникновения, найти способы их решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.