Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самодержавие и русское общество в эпоху охранительства и консерватизма Николая I

Николай I (1825 – 1855) вступил на престол, не имея особых представлений о том, как управлять государством. Напуганный восстанием декабристов и проникнутый ненавистью к различного рода революционным и либеральным течениям, он все усилия направил на поддержание незыблемости самодержавного строя и предотвращения революции в стране. По мнению императора, общественный строй и правительственный аппарат России нуждались в серьезных реформах, которые Николай, не доверяя общественности, намеревался провести исключительно силами бюрократии под своим руководством. Поэтому собственная Его Императорского Величества канцелярия, не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, теперь превратилась в главное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений, ведавших различными вопросами. Отделения канцелярии фактически стояли над министерствами и контролировали их работу. Николай I стремился вникнуть во все мелочи управления, и этому во многом была подчинена его деятельность по изменению структуры государственного аппарата. В своих подчиненных император предпочитал видеть не инициативных государственных деятелей, а послушных исполнителей, не имевших собственных взглядов и убеждений.

Николай I, изучив показания декабристов, решил упорядочить российское законодательство. Начиная с 1700 г., эту работу тщетно пыталось произвести множество комиссий. Дело в том, что в России действовала масса законодательных актов, изданных в предшествующие царствования, и главным среди них было "Соборное Уложение" 1649 г. В законах накопилось множество противоречий, которые затрудняли решение государственных дел. Для проведения кодификации было создано II отделение императорской канцелярии. Эту работу возглавил М.М. Сперанский. Он составил план работы, считая конечной целью создание сводного закона наподобие "Соборного Уложения" 1649 г. Николай был против создания единого законодательного акта, боясь, что Сперанский вернется к своим либеральным взглядам, а потому новый закон будет содержать конституционные идеи, которые ограничат возможности самодержавного правления. Несмотря на незавершенность работы, кодификация законодательства имела огромное значение. Она устранила противоречия в законодательстве, создала стройную систему законов, в которой несложно было ориентироваться при решении государственных дел.

Для проведения необходимых преобразований в государственном управлении Николай 6 декабря 1826 г. образовал особый комитет под председательством графа В.П. Кочубея, однако составленные им проекты реформ не были приведены в действие. После революции 1830 г. во Франции и польского восстания император окончательно отказался от коренных реформ государственного строя. Некоторые частные изменения были внесены в систему местного управления. После упразднения губернских сословных судов при Павле I все судебные дела в губерниях были сосредоточены в палатах гражданского и уголовного суда. При Николае дворянство получило право выбирать заседателей в эти палаты и представлять кандидатов в председатели, назначаемые царем. Для усиления местной полиции были введены назначаемые правительством становые приставы. Таким образом, в местном управлении дворянство тесно переплеталось с чиновничеством и само служило орудием коронного управления.

Много внимания в годы царства Николая I уделялось крестьянскому вопросу. Историк А. Корнилов отмечал, что в этом вопросе Николай оказался более прогрессивным и настойчивым, чем во всех осталь­ных своих начинаниях. При Николае I для обсуждения крестьян­ского вопроса было образовано последовательно целых 10 секрет­ных комитетов, и по этому вопросу было сделано, во всяком случае, больше, чем в царствование либерального Александра I. Занимать­ся крестьянскими делами Николая I заставляли не либеральные мечтания, а вполне земные проблемы. Постоянно росла числен­ность крепостных душ — с 1816 по 1835 г. с 9 787 000 до 10 872 000 (и это после освобождения остзейских крестьян), стала проявлять­ся нехватка земли в наиболее заселенных губерниях, увеличива­лось количество дворовых, т.е. безземельных, крестьян, что в сочетании с упадком помещичьих имений (большие долги, много заложенных и т.д.) создавало сложную социально-экономическую обстановку в стране. В 1840-х годах даже среди помещиков черно­земных губерний появилась уверенность в том, что ликвидация крепостного права при сохранении земли у помещиков будет вы­годнее сохранения крепостнического хозяйства.

Из практических шагов можно назвать запрещение продажи земли без крестьян как меры против обезземеливания последних и сдачи крепостных в горнозаводские рабочие, превращение в об­щие, обязательные для всех нормы частных указов, ограничивав­ших в некоторых случаях власть помещиков над крестьянами.

Наиболее крупным практическим шагом в правление Николая I в отношении крестьян была реорганизация управления государст­венными крестьянами. По предложению генерала графа П. Киселева в 1837 г. было создано новое ведомство — Министерство государст­венных имуществ, которое стало управлять всеми казенными име­ниями, лесами, горными заводами.

Была выстроена целая чиновничья пирамида для управления государственными крестьянами — кроме самого министерства, в губерниях появились палаты государственных имуществ, а в уездах— окружные управления. Было допущено некоторое самоуправление казенных крестьян в общинах и волостях, но с правом неограниченного вмешательства окружных начальников в их дела. Предполагалось, что чиновники нового ведомства будут за­ботиться о благоустройстве государственных крестьян, распределять выделяемые крестьянам ссуды, в том числе для переселений. Но в конце концов эта система опеки поставила крестьян в еще худшее положение. Раньше взяточники — становые приставы мог­ли только изредка посещать казенные имения, так как у них было много других обязанностей, а теперь появились специальные чи­новники, которые занимались только крестьянами. В результате возросли поборы с крестьян на содержание разбухшего управлен­ческого аппарата, участились злоупотребления, а суммы, выделяе­мые на улучшение положения государственных крестьян, разворо­вывались и т.д. Доходило до волнений государственных крестьян и требований вернуться к старой системе управления.

В 1842 г. был издан Указ «Об обязанных крестьянах», по кото­рому помещики получили право заключать с крестьянами добро­вольные соглашения о прекращении личной крепостной зависи­мости и о переводе их в разряд обязанных поселян. Земля оставалась у помещика, но передавалась в пользование крестьян, и ее уже нельзя было у них отнять, а крестьяне должны были нести повинности, размер которых оставался неизменным. Вводилось и некоторое сельское самоуправление, которое уже существовало в оброчных деревнях. Так как все отдавалось на волю помещикам, то и результата никакого не было.

Более решительно действовал Николай I в Западном крае, где были помещики-поляки, и в 1847 г. ввел там «инвентарные прави­ла», т.е. регламентировал крестьянские повинности.

Другими указами Николая I несколько смягчалось крепостное право: запрещался насильственный перевод крепостных на заводы (1827), отменялось право помещика ссылать крепостных в Сибирь (1828), продавать их с публичного торга или дарить (1833), запрещалось покупать крестьян без земли (1841), крестьянам разрешалось приобретать недвижимость (1848), выкупаться на волю во время продажи помещичьих имений с торгов (1847), помещикам разрешалось освобождать дворовых людей на волю без земли (1844).

Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует также упомянуть и финансовую реформу графа Е.Ф. Канкрина, возглавлявшего министерство финансов. Он унаследовал от своих предшественников крайне расстроенную денежную систему с весьма низким и постоянно колеблющимся курсом бумажных ассигнаций. В 1839 – 1843 гг. Е.Ф. Канкрин произвел формальную девальвацию ассигнаций, установив, что 350 рублей бумажными купюрами равняется 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги – "кредитные билеты", ценность которых обеспечивалась собранным им металлическим разменным фондом.

В области народного просвещения министр граф С.С. Уваров (1786 – 1855) стремился насаждать "истинное просвещение" на основе "православия, самодержавия, народности", провозглашенных им за истинные и исконные начала русской жизни. Теория официальной народности, таким образом, обосновывала особость исторического пути России. В 1835 г. была проведена реформа управления народным образованием, в результате которой введено новое положение об учебных округах, усилившее бюрократический контроль над школой и университетами. Права попечителя учебного округа были значительно расширены, а его влияние на жизнь учебных заведений резко возросло. Университетский устав 1835 г. ограничил автономию университетов: ректор и деканы факультетов после избрания на должность Советом университета (сроком на 4 года) утверждались императором (ректор) и министром народного просвещения (деканы). После европейской революции 1848 –1849 гг. Николай переходит к системе безудержной реакции. В этом отношении весьма показательным является факт учреждения в 1848 г. особого комитета под председательством графа Д.П. Бутурлина с целью наблюдения за печатью. "Бутурлинский комитет" довел дело цензуры книг и периодической печати до абсурдных крайностей. Семилетний период деятельности комитета литераторы окрестили "эпохой цензурного террора".

"Охранительная" политика Николая I продолжалась до конца его жизни. Крымская война показала, что он охранял обветшалый и непригодный для жизни строй, в рамках которого развивалась новая система капиталистических отношений. Это обстоятельство является основным фактором кризиса феодализма в России, который затронул прежде всего систему социально-экономических связей. Кризисные явления зримо проявились на рубеже 20-30-х гг., а ускорение процессу придал промышленный переворот, начавшийся в России в 30-40-е гг. Регрессировало, прежде всего, крепостное хозяйство, прогрессивные же сдвиги наблюдались в мелкотоварном и промышленном производстве. Крепостная система выступала главным тормозом модернизации страны, тем более что обнаружила высокий уровень приспособляемости и поддержки со стороны власти. Это происходило за счет распространения феодальных отношений на окраины государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правление Александра I: попытки либерализации государственного устройства | Внешняя политика России в первой половине XIX вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.