Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буржуазные реформы Александра II и их значение

Отмена крепостного права являлась первым и решающим шагом на пути всестороннего преобразования России. За крестьян­ской последовали земская, судебная, военная и другие реформы.

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях». (Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н.А. Милютина и с 1861 г. – П.А. Валуева). Впервые в истории России были образованы всесословные выборные органы самоуправления «для заведования местными делами». Ранее самоуправление орга­низовывалось по сословиям: для крестьян — община, мир; для дворян — губернские и уездные дворянские собрания; для горо­жан — органы городского самоуправления на основе «Наказа» Ека­терины II.

По новому закону создавались на выборных началах органы самоуправления в губерниях и уездах — земские собрания. Делега­ты (гласные) избирались на три года. Выборы проходили по со­словным куриям. В основу был положен имущественный принцип. В первую, землевладельческую, курию входили собственники не ме­нее 200 десятин земли или недвижимого имущества на 15 тыс. руб. Вторая, городская, курия включала обладателей купеческих свиде­тельств, владельцев промышленных предприятий с годовым обо­ротом не менее 6 тыс. руб., лиц, обладавших недвижимой собст­венностью на сумму от 500 руб. и выше. Первые две курии выбирали гласных непосредственно в уездное земское собрание. По третьей, крестьянской, курии выборы были многостепенные. Деревенский сход выбирал представителей на волостное собрание, волостной сход — выборщиков, выборщики выбирали уже из сво­ей среды гласных. Гласные избирались непосредственно в уездное земское собрание, а уездное собрание избирало уже из своей среды гласных в губернское собрание. Каждая курия избирала одного гласного в уездное собрание от 3000 земельных наделов или при­равненных к ним по количеству земли, в городах — от капиталов, равных по стоимости цене 3000 земельных наделов. Закон также предусматривал, что количество гласных от одной курии не долж­но превышать сумму гласных двух других курии: таким образом регулировалось сословное представительство. Земские органы из­бирались на три года.

Земское собрание гласных собиралось один раз в год и обладало распорядительными функциями, решало все принципиальные во­просы в пределах своих полномочии. Председательствовал на уезд­ном земстве местный предводитель дворянства. Для текущей работы избирался исполнительный орган — земская управа из 3—6 человек.

Функции земского самоуправления были строго регламентиро­ваны: «попечение в народном образовании» и «народном здравии», меры по обеспечению «народного продовольствия», т.е. оказание помощи в случае неурожаев и стихийных бедствий, строительство и содержание дорог и мостов, попечительство о местной торговле и промышленности, агрономическая помощь крестьянам, борьба с вредителями сельского хозяйства, забота о больных и престарелых. Земства должны были также оказывать помощь военным и граж­данским властям в осуществлении их функций (размещение сол­дат на постой и др.).

Земства создавали свой бюджет путем обложения торговых и промышленных предприятий, землевладельцев, выдачи патентов и заключения торговых сделок, добровольных взносов, прибыли от земских предприятий.

Законодательство о земствах проводилось в жизнь постепенно, по отдельным губерниям и завершилось в 1875 г. Земства были созданы в 34 губерниях европейской части России. Не было земств во всей азиатской части России, на территории русской Польши, Белоруссии, в прибалтийских губерниях, там, где не было дворян­ского землевладения или дворянство было нерусским.

Первые выборы обеспечили преобладание среди гласных дво­рян. По данным первых выборов уездных земств по 29 губерниям, дворяне составляли 41,6% всех гласных, крестьяне — 38,4, купцы — 10,4%, остальные — духовенство и другие прослойки. Примерно такое же соотношение по 34 губерниям в 1883—1885 гг. В губерн­ских земских собраниях дворяне составляли большинство гласных. По воспоминаниям известного земского деятеля Петрункевича, на первом собрании Черниговского губернского земства за огромным столом, покрытым зеленым сукном, сидели 80 гласных — цвет брянского общества губернии, и где-то в правом конце стола приютились 5 представителей крестьян. Среди них казаки, волост­ной писарь, но ни одного бывшего крепостного. Правда, необхо­димо иметь в виду, что главными плательщиками земских сборов были состоятельные слои населения. А расходы земства шли на удовлетворение в первую очередь нужд крестьянства (школы, вра­чебные пункты, дороги, агрономические участки и т.д.). К тому же дворяне по образованию, активности, опыту были более подготов­ленной прослойкой местного населения, способной обеспечить самоутверждение выборных органов, развернуть их деятельность, противостоять сопротивлению правительственной бюрократии. Дальнейшая история земств показала, что в земском движении преобладали не узкосословные интересы дворянства, а стремление помочь народу. Из среды земских деятелей выросли впоследствии видные лидеры либерально-оппозиционного движения, боровше­гося против авторитарного режима, за демократические преобра­зования и права народа.

В ограниченной сфере своей деятельности, которая постоянно ущемлялась правительством, земства проявили энергию и актив­ность. В 1868 г. доходная часть бюджета земств составляла 10,3 млн. руб. В начале XX в. она увеличилась в 16 раз. Главные заботы зем­ских учреждений — устройство школ, больниц, помощь инвалидам и престарелым, улучшение крестьянского хозяйства. Тысячи моло­дых людей, окончивших учебные заведения, шли по своей иници­ативе в самые глухие места, чтобы, несмотря на все жизненные тяготы и неудобства, помогать народу преодолеть неграмотность, отсталость, болезни.

В дореволюционной художественной литературе воссозданы образы земских врачей и учителей, работающих в невероятно труд­ных условиях за крайне низкую зарплату. Сельский учитель в Твер­ской губернии в конце XIX в. получал 120 руб. в год, 75 руб. из которых уходило на пищу и одежду. На удовлетворение минималь­ных культурных потребностей оставалось совсем мало. К 1890 г. в Тверской губернии были открыты 446 школ в самых отдаленных селах, где учились 46 тыс. крестьянских детей. Для подготовки учителей земство содержало в Твери учительскую семинарию. До земской реформы в этой губернии не было ни одного сельского врача. В 1890 г. действовали 12 больниц и 40 фельдшерских пунк­тов. Врачебную помощь получали за год более 40 тыс. человек. С образованием земств правительство передало им все заботы о на­чальном образовании и сельской медицине. В распоряжение земств местные органы власти передали 785 стационарных медицинских учреждении, в том числе 519 больниц на 17 тыс. коек. Правитель­ство же отпускало на их содержание ничтожные средства, перело­жив заботы о местном здравоохранении и просвещении на общест­венные организации.

Просветительская деятельность земств не ограничивалась школьным образованием. Открывались музеи и библиотеки, уст­раивались народные чтения на естественнонаучные, исторические, литературные темы, громкие чтения и разбор художественных про­изведений. На земские средства выделялись агрономические уча­стки с опытными полями, устраивались местные сельскохозяйст­венные выставки.

При активном участии земства в российской деревне создава­лась кооперация. Так, тверское земство оказало материальную по­мощь Н.В. Верещагину (брату известного художника), который в конце 60-х годов образовал первые в России артели по производ­ству сыров. Для их сбыта были открыты склады в Петербурге и других городах. Окрестные крестьяне получили возможность раз­вивать при поддержке кооперативов молочное хозяйство, получать устойчивые доходы. Деятельность Н.В. Верещагина и его помощников распространилась на Костромскую, Ярославскую и другие губернии. Улучшению жизненного уровня населения способство­вало создание ремесленных артелей. Уже в 70-х годах XIX в. уезд­ные земства Тверской губернии создали 26 кузнечных артели, а также слесарные, гвоздильные, портняжные, сапожные артели и др. Стали действовать ссудосберегательные кассы, где крестьяне могли получить взаймы деньги для покупки скота, земли, инвента­ря на более выгодных условиях, чем в обычных банках.

Земские учреждения внесли большой вклад в изучение кресть­янского хозяйства, его экономики и быта. При большинстве гу­бернских земств действовали статистические бюро. Проводились сплошные и выборочные переписи и обследования крестьянских хозяйств. Была разработана научная методика статистических об­следований. Во главе этой работы стояли крупнейшие экономисты А.И. Чупров, Н.А. Каблуков, А.Ф. Фортунатов и др. И до сего времени земская статистика является незаменимым источником изу­чения российской пореформенной деревни во второй половине XIX в. — начале XX в.

Правительство с самого начала опасалось политического влия­ния земств, стремилось ограничить их деятельность хозяйственны­ми вопросами в пределах данного уезда и губернии, постоянно усиливало контроль и опеку над деятельностью земств. Председатель уездной земской управы утверждался с 1890 г. губернатором, а губернской — министром внутренних дел. Были запрещены все­российские объединения и съезды земских деятелей. Тем не менее, земства с первых своих шагов становились центрами либерально-оппозиционного движения в стране. Многие земские деятели на­деялись, что создание выборных органов самоуправления на мес­тах со временем приведет к созданию всероссийского земства, однако Александр II отверг подобные предположения, усматривая в них попытки ограничить самодержавную власть. Правительство запретило земским собраниям обсуждать политические вопросы. Но отрешить земства от политики было невозможно. Из земского движения выросли известные лидеры российского либерализма — И.И. Петрункевич, братья Родичевы и др.

Одновременно с земской готовилась городская реформа. У ее истоков стояли Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была «Жалованная грамота городам» 1785 г.

Новое «Городовое положение» было принято в 1870 г. Само­управление городов строилось на таких же принципах, как и зем­ское. Все горожане, платившие городские налоги с земли, недви­жимости, торга и промысла, получили право избирать городскую думу, которая ведала городским хозяйством. Избиратели делились на три группы в зависимости от количества уплачиваемых налогов. Каждая группа избирала одинаковое количество депутатов. Полу­чалось, что сравнительно небольшие по численности группы пла­тельщиков высоких налогов (богатые купцы и промышленники) имели столько же гласных, сколько и многотысячная группа мел­ких торговцев, ремесленников, приказчиков. Заседания городской думы проходили по мере надобности, для текущей работы избира­лись городская управа и городской голова.

Как и в земском движении, в городском самоуправлении по­явились энергичные и преданные делу люди, которые вопреки всем ограничениям и трудностям добивались выдающихся результатов в развитии российских городов. Примером может служить деятельность в 80—90-х годах XIX в. городского головы Москвы Н.А. Алек­сеева, владельца фабрики по производству золотых и серебряных нитей (родственник будущего известного артиста и режиссера К.С. Станиславского). По его инициативе в Москве были развер­нуты строительство многоэтажных кирпичных домов, асфальтиро­вание и мощение, поливка и уборка улиц, установлена нумерация домов с указанием на табличках фамилии и сословия владельца. В Москве появилась конно-железная дорога, положено начало развитию городского общественного транспорта. Главное дело Н.А. Алексеева — строительство московского водопровода и канализации.

За несколько десятилетий своего существования органы земско­го и городского самоуправления продемонстрировали свою жизне­способность и возможности в решении насущных задач жизни народа.

Самой последовательной среди преобразований 60-70-х годов XIX в. была судебная реформа (реформу готовили профессиональные юристы – Н.А. Будковский, С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев, Д.А. Ровинский, Н.И. Стояновский). Судебная система, созданная при Екатерине II, строилась по сословному принципу (для каждого сословия — свой суд). Гражданские иски крепостных крестьян решали помещики. Судебная система была многоступенчатой, с боль­шим количеством инстанций. Дела решались в канцеляриях, без участия истцов и потерпевших. Следствие вела полиция. Неспра­ведливые приговоры, волокита и взяточничество судей стали объектом резкой критики в художественной литературе и публицис­тике.

«Новые судебные уставы», утвержденные 20 ноября 1864 г., ре­шительно преобразовали всю судебную систему. Суд стал бессословным, т.е. одинаковым и равным для всех сословий. Уменьши­лось количество судебных инстанций, были строго определены их функции. Низшей инстанцией был мировой суд, который разби­рал гражданские дела. Мировых судей избирали на уездных зем­ских собраниях. Кандидаты должны были быть не моложе 25 лет, иметь не менее 400 десятин земли или недвижимое имущество на 15 тыс. руб. Судья должен был иметь высшее или среднее образо­вание и не менее трех лет судебной практики. Участок мирового судьи охватывал несколько волостей. Мировой судья рассматривал гражданские иски на сумму не более 500 руб. Решения он прини­мал единолично. Приговор включал порицание, внушение, выго­вор, наложение штрафа размером не более 300 руб., тюремное за­ключение сроком не свыше года. Суд был гласный. В закрытом заседании рассматривались лишь семейные споры и дела, затраги­вающие женскую честь. Более сложные приговоры могли быть обжалованы съезду мировых судей, который собирался по реше­нию уездного земского собрания.

Уголовные дела рассматривались в окружном суде. Для полити­ческих дел и преступлений, совершенных крупными чиновника­ми, существовали судебные палаты. В судебную палату можно было обжаловать приговоры окружных судов, а также приговоры по во­енным преступлениям. Высшей инстанцией для обжалования при­говоров стал Сенат. Для этого в Сенате были образованы департа­менты уголовных и гражданских дел. «Уставы» 1864 г. коренным образом перестроили всю существо­вавшую в России систему судопроизводства.

Суд стал также гласным и независимым от администрации. Судебные заседания всех судов проходили открыто, в присутствии публики. Отчеты о наиболее крупных делах публиковались в печа­ти. Судей окружных судов и судебных палат утверждал император по представлению министра юстиции. Судьи должны были иметь высшее юридическое образование и обладать опытом работы. Судьи назначались пожизненно, увольнение их возможно было только по суду. Во избежание взяточничества судьям назначалось высокое жалование.

Расследование преступлений было передано из полиции специ­альным следователям. Методы дознания были строго регламенти­рованы. Не допускались пытки и другие методы, понуждающие давать подследственным показания, нужные обвинению. Следователи входили в состав окружных судов, подчинялись прокурорам и председателю суда.

Впервые в истории российского суда была введена система за­щиты обвиняемого. На судебном процессе выступали прокурор (обвинитель), который отстаивал интересы обвинения, и защит­ник (адвокат), который представлял интересы подсудимого. Меж­ду обвинением и защитой происходило на суде открытое состяза­ние с целью выявить истину, опираясь на факты предварительного следствия. При судебных органах создавались коллегии адвокатов, которые приводились к присяге (присяжные поверенные) и были ответственны перед законом. Кроме того, вводилась частная адво­катура, т.е. частные поверенные, обладавшие теми же правами и обязанностями, что и присяжные поверенные. Подсудимый имел право нанимать адвоката. Если он был не в состоянии платить за услуги, суд обязан был предоставить защитника бесплатно.

Судебная реформа вызвала к жизни российскую адвокатуру. Адвокат стал не только участником судебного процесса. Адвокаты стали частью российской либеральной интеллигенции, боровшей­ся против произвола и беззакония, за права человека. Имена крупнейших адвокатов были широко известны, речи их печатались в журналах и газетах как образцы красноречия и борьбы за выявле­ние истины в судебном процессе. О крупнейшем российском адво­кате Ф.Н. Плевако журнал «Право» писал в 1906 г., что для россий­ского ораторского искусства и судопроизводства он был тем же, что А.С. Пушкин для русской поэзии. Широко известны имена В.Д. Спасовича, Н.П. Карабичевского, В.А. Маклакова и др.

Реформа 1864 г. ввела институт присяжных заседателей, кото­рые были призваны объективно определить виновность подсуди­мых. Присяжным заседателем мог быть российский подданный не моложе 25 лет, проживающий в уезде не менее двух лет, не находившийся под судом и следствием и владеющий определенным имуществом. Кандидаты в присяжные заседатели отбирались зем­скими управами, утверждались губернатором. Из утвержденных списков окружными судами отбирались кандидаты на год и по жребию 12 человек по разбору конкретных дел. Жеребьевка для участия в судебном заседании должна была обеспечить бесприст­растность заседателей. Присяжные заседатели имели право знакомиться со всеми материалами дела, задавать вопросы в ходе судеб­ного следствия подсудимым и свидетелям, требовать вызова новых свидетелей и представления вещественных доказательств. После окончания судебного следствия, выступления защитника и проку­рора присяжные заседатели удалялись в совещательную комнату для вынесения судебного вердикта. Руководствуясь принципом совести, они определяли, виновен или невиновен подсудимый. При определении «виновен» они могли просить у суда снисхождения. На основе вердикта присяжных заседателей члены суда (председа­тель и два его заместителя) определяли приговор на основе дейст­вующих законов. Действуя по совести, присяжные заседатели час­то выносили решения, неожиданные для власти. Так, в 1878 г. была оправдана известная революционерка Вера Засулич, стрелявшая в петербургского градоначальника, а в 1885 г. — организаторы Морозовской стачки.

Власти побаивались суда присяжных. Уже в начале 80-х годов из его ведения были изъяты дела о крупных государственных пре­ступлениях. Революционеров судили судебные палаты и другие инстанции, где не было присяжных и можно было вынести нуж­ный правительству приговор.

Военные реформы (1862 – 1874 гг.). Были проведены под руководством Д.А. Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А. Гейден, Н.А. Исаков, Н.Н. Обручев, Э.И. Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания унизительного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для усовершенствования армии и повышения ее боеспособности. Важнейшими мероприятиями стали:

· изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг. – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);

· перевооружение армии;

· пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 – 1866 гг.);

· изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

· отмена рекрутской системы комплектования армии (1874 г.) и введение всеобщей воинской повинности;

· сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 - 7 лет) и в запасе (3 – 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

· реорганизация армии (1871 г.) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

Военная реформа коренным образом изменила крепост­нический принцип комплектования армии путем рекрутских набо­ров, введенных еще Петром I. В 1874 г. был издан Устав о всеобщей воинской повинности, изменивший порядок комплектования армии. Все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. Из признанных медицинскими комиссиями годными к военной службе отбирали по жребию нужный для призыва кон­тингент. Остальных зачисляли в ополчение. Срок службы был со­кращен до 6, а затем и до 3 лет. Закончившего действительную службу солдата зачисляли на 9 лет в запас, а затем до 40 лет в опол­чение. Ополченцев призывали лишь при всеобщей мобилизации. Не призывали на действительную службу единственных кормильцев семьи.

Для лиц с высшим образованием был установлен сокращенный срок службы — 6 месяцев, для получивших среднее образование — два года. Обучение солдат включало все необходимое для подго­товки хорошего воина. Бессмысленная муштра и телесные наказа­ния были отменены. В воинских частях обучали солдат грамоте. Уже в первом призыве 1874 г. количество грамотных увеличилось с 13 до 20%. А впоследствии большинство возвращалось из армии грамотными. Были реорганизованы военные учебные заведения, готовящие офицерские кадры. Все это способствовало повышению боеспособности вооруженных сил. Их высокое качество прояви­лось уже в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Реформы в области народного образования (1863 – 1864 гг.). В 1863 г. был издан новый университетский устав. Университе­ты были освобождены от правительственной опеки. Советы уни­верситетов стали автономными и получили право самостоятельно решать все внутренние проблемы университетской жизни: избра­ние профессоров на кафедры, составление программ и учебных планов, создание научных обществ, регулирование хозяйственной деятельности учебных заведений. Были отменены вступительные экзамены и усилены требования к курсовым и переводным экзаме­нам, расширились возможности посещения лекций и сдачи экза­менов для вольнослушателей, формально не зачисленных в уни­верситет. Состав студентов значительно демократизировался. Уже в 1866 г. около 1/5 студентов получали стипендию, 31,4% были освобождены от платы за обучение. В 1875 г. количество необеспе­ченных студентов превысило 75%. Уменьшилась прослойка выход­цев из дворянства и высшего чиновничества.

В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. До этого женщина могла получить высшее образова­ние только за границей. Были открыты женские гимназии. При женских гимназиях создавались педагогические курсы. Для доче­рей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, го­товящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н. Бестужевым-Рюминым добились открытия в Петербурге Выс­ших женских курсов, приравненных к университету. Такие же кур­сы были открыты в Москве под руководством профессора В.И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. В начале 70-х годов начались занятия на женских меди­цинских курсах.

Реформа образования породила новый тип российского интел­лигента: широко образованного, критически мыслящего, стремя­щегося к активной общественной и практической деятельности.

Но со второй половины 60-х годов, когда министром народного просвещения стал ярый реакционер А.Д. Толстой, началось отступ­ление от прогрессивных тенденций в области образования. В пер­вую очередь это касалось среднего образования. Из гимназических программ были почти полностью изъяты естественные науки, сокращены программы изучения истории и литературы. Главными предметами стали древние языки — латинский и греческий. Усилились правительственный надзор и вмешательство властей в работу учебных заведений.

Цензурная реформа (1865 г.). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В. Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А. Оболенского при МВД (П.А. Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

В исторической литературе реформы 60 – 70-х гг. XIX в. получили определение "революции сверху", которое в целом верно отражает крупнейший поворот в жизни страны. Дореволюционная историография оперировала также понятием "великие реформы". Укоренился также тезис о незавершенности реформ, их половинчатости и непоследовательности. Незавершенность реформаторских попыток являлась одной из причин последующих кризисных ситуаций и революционных взрывов 1905 и 1917 гг. Но несправедливо было бы понятие незавершенности отнести к реформаторам 60 – 70-х гг. XIX в. Александр II и его окружение проводили в жизнь доступную им и последовательную программу коренных преобразований, которых Россия не знала со времен Петра I. Невозможно было ожидать от них радикального переустройства политической и социальной жизни страны. Их цель была укрепить существующий строй, сделать его более гибким и соответствующим современным условиям. Эта цель была реформаторами достигнута. В истории страны произошел крупнейший поворот, начался новый этап ее развития.

 

***

Характерная черта пореформенных десятилетий — бурное эко­номическое развитие. Отсталая крестьянская Россия в короткие сроки превращалась в современную индустриальную державу. Рост экономики был обусловлен отменой крепостного права и рефор­мами 60—70-х годов. Немаловажную роль играла политика прави­тельства, главным проводником которой был М.Х. Рейтерн. В 1862—1878 гг. он занимал пост министра финансов, а в 1881— 1886 гг. — председателя Кабинета министров. М.Х. Рейтерн был сторонником западноевропейского либерального фритредерства, предполагающего частную собственность, свободное предприни­мательство, конкуренцию, невмешательство государства в эконо­мику М.Х. Рейтерн всячески поощрял развитие акционерного ка­питала. За 1862—1873 гг. возникло 373 акционерных общества, в том числе 73 банка, 53 железнодорожных, 163 промышленных об­щества. Сумма акционерного капитала выросла с 9,7 млн. руб. в 1860 г. до 97,7 млн. руб. в конце 70-х годов.

Первым крупным результатом явилась так называемая «желез­нодорожная лихорадка». Вливание частного российского и иност­ранного капитала стало главным толчком бурного железнодорож­ного строительства. Для строительства железных дорог были использованы 7,2 млн. дол. (11 млн. руб.), полученных Россией от США за Аляску в 1867 г. В 1861 г. действовало 1488 верст железных дорог. За 1861—1865 гг. построено 2055 верст, за 1866—1870 гг. — 6659 верст дорог.

К 1881 г. в стране уже было 17,6 тыс. верст. Были построены линии Москва — Харьков — Севастополь; Москва — Киев — Одес­са; Рига — Царицын; Москва — Нижний Новгород и др. Железно­дорожная сеть связала крупнейшие хлебопроизводящие районы с портами на Черном и Балтийском морях, донецкий уголь получил выход в центральный промышленный район. Вдоль линии желез­ных дорог появлялись новые города, менялся облик старых горо­дов — Одессы, Харькова, Ярославля, Нижнего Новгорода. Москва превратилась в крупнейший узел железных дорог, индустриальный центр. Вокруг Москвы образовался промышленный район с годо­вым объемом производства, равным 775 млн. руб., в том числе 200 млн. руб. в Москве. Объем производства Петербургского про­мышленного района достиг в 90-х годах XIX в. 319 млн. руб. По переписи 1897 г., численность городского населения составляла 16,2 млн. человек, или 13% населения страны, а в 1858 г. — только 5,8%. В 1863 г. в стране было 10 городов с населением свыше 50 тыс. человек, а в 1897 г. — 44.

Строительство железных дорог стимулировало развитие метал­лургии, деревообработки, добычи угля. В начале 90-х годов Россия производила 800 паровозов и более 15 тыс. вагонов в год. За 1860— 1875 гг. выплавка чугуна увеличилась с 19,6 млн. до 25,5 млн. пудов, стали — более чем в 10 раз, добыча угля выросла в 7 раз, производ­ство машин увеличилось с 14 млн. до 43,4 млн. руб., выработка Хлопчатобумажных тканей — более чем в 2 раза. В развитии про­мышленности были сбои и кризисные явления. Однако темпы про­должали расти. По темпам прироста промышленного производства Россия вышла на первое место в мире. Имеющиеся данные свиде­тельствуют о качественном скачке.

За 1863—1879 гг. количество фабрик увеличилось на 32%, а ме­ханических заведении — на 78%, численность рабочих возросла за это время на 68%, объем производства — в 2,4 раза.

Бурный экономический рост вызвал изменение социального облика страны. Развивались два новых класса — рабочий класс и буржуазия. Численность рабочих на крупных и средних предприя­тиях увеличилась за 30 лет в 2 раза, а на железнодорожном транс­порте — в 20 раз. К концу века на всех предприятиях, железных дорогах и в строительстве насчитывалось около 10 млн. наемных рабочих. Это был новый для России класс, формирующийся из крестьян. Почти половина из них были рабочими в первом поко­лении, только что пришедшими из деревни. Социальные права рабочих, их взаимоотношения с работодателями не были опреде­лены законами. До второй половины 80-х годов широко эксплуа­тировался женский и детский труд с самой низкой оплатой. Не был ограничен никакими законами рабочий день, существовала произвольная система штрафов. Российское законодательство за­прещало создание рабочими профессиональных объединений для защиты своих интересов. Единственными формами протеста являлись стихийная стачка, бунт. Самая известная и организованная - стачка на Никольской мануфактуре Морозовых в Орехово-Зуеве и 1885 г. Среди рабочих выделяются свои вожаки — Петр Алексеев, Степан Халтурин, Петр Моисеенко. В конце 70-х годов возникли нелегальные рабочие организации в Одессе и Петербурге.

Под влиянием растущего рабочего движения правительство было вынуждено издать ряд фабричных законов. Была ограничена работа малолетних, учреждена фабричная инспекция на крупных и средних предприятиях. После Морозовской стачки были изданы законы о штрафах и правилах найма на работу. После крупных петербургских стачек 1895 и 1896 гг. рабочий день был законодательно ограничен до 11,5 ч. Но все эти меры не решали рабочего вопроса. Отсутствие профессиональных рабочих объединений, ко­торые в это время существовали во всех европейских странах, ис­пользовали нелегальные революционные организации, народники и марксисты, которые проникали в рабочие массы и использовали их недовольство для осуществления своих политических программ. Следствием нерешенности социальных проблем стали превращение рабочего класса в мощную силу и усиление опасности соци­ального взрыва.

В развитии сельского хозяйства наблюдаются две противопо­ложные тенденции. Первая — прогресс сельскохозяйственного производства, рост его производительности и товарности. Повы­шались урожайность, валовые сборы. Так, если в 1861—1870 гг. средняя урожайность зерновых в европейской части России состав­ляла 29 пудов с десятины, то в 1891—1900 гг. — 39 пудов. В поме­щичьих имениях — соответственно 33 и 47 пудов. Посевные пло­щади увеличились с 82,5 млн. десятин в начале 60-х годов до 103 млн. десятин в 1887 г. В черноземных губерниях прирост составлял бо­лее 50%. Валовые сборы зерновых увеличились за 30 лет после ре­формы с 2 млрд. до 3,3 млрд. пудов. Россия занимала второе место в мире после США по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции. За 25 лет вывоз хлеба за границу увеличился в 2,7 раза и в 1896 г. достиг 516,3 млн. пудов. Характерными являлись специализация отдельных районов и развитие товарного сельского хозяйства. Черноземные, поволжские, южно-украинские губернии специализировались на производстве товарного хлеба. На Украине и в Курской губернии развивалось производство свеклы и на этой базе — сахарной промышленности: посевы сахарной свеклы здесь увеличились со 100 тыс. десятин в 60-х годах до 360 тыс. десятин в 1896—1898 гг., а количество переработанной свекловицы выросло за этот период с 4,1 млн. до 35 млн. берковцев (1 берковец составляет 10 пудов). Тверская, Смоленская, Псковская губернии стали крупнейшими производителями льна. В северных губерниях, близ­ких к промышленным центрам, — Костромской, Ярославской, Тверской — развивалось молочное животноводство.

Одновременно просматривается другая тенденция — отсталость сельского хозяйства и социальных отношений в деревне. Лишь часть помещичьих и крестьянских хозяйств перестроились на базе рыночных отношений и товарного производства. Многие помещи­ки разорялись, продавали свои имения. Но большая их часть про­должали использовать полукрепостнические методы хозяйствова­ния — сдавали часть земли в аренду за отработки или половину урожая (каждый второй сноп). Это было все то же барщинное хо­зяйство, лишь несколько измененное: отличие состояло в том, что крестьянин был лично свободен.

В конце XIX в. крестьяне составляли более 3/4 населения страны. На крестьянских полях выращивалось 78,4% зерновых.

Однако большинство крестьянских хозяйств были полунату­ральными, обрабатывали землю при помощи отсталой техники и отсталых методов хозяйствования. По подсчетам профессора Ходского, лишь 32% крестьян при существующих условиях могли по­лучить со своих наделов товарный излишек. Наделы 40% были остаточными, чтобы прокормиться, но излишков они не имели.

Более четверти крестьянских хозяйств имели недостаточный на­дел, не могли себя прокормить при среднем урожае и должны были искать дополнительные заработки или арендовать землю у поме­щика. С ростом товарности сельскохозяйственной продукции рос­ли арендная плата и рыночная стоимость земли. Вынужденная аренда усиливала зависимость крестьян от помещиков. Из 43 гу­берний европейской части России в 17 преобладала отработочная система, а в 7 — смешанная (отработочная и денежная аренда). При отработочной системе для обработки помещичьих земель использовали примитивный крестьянский инвентарь и истощен­ный скот.

Главным податным сословием оставалось крестьянство. Ежегод­но оно выплачивало государству прямых налогов на сумму 195 млн. руб., а помещики — 13 млн. руб. (в 15 раз меньше). За выкуп поме­щичьих земель крестьяне уплатили до 1907 г. 1,5 млрд. руб. Эта сумма в несколько раз превышала рыночную стоимость получен­ной в ходе реформы земли. Всего на крестьянский двор в среднем приходилось около 30 руб. податей, что составляло половину всех доходов. Большинство крестьянских обществ платить были не в состоянии. Недоимки увеличивались с каждым годом. В Уфимской губернии недоимки в середине 70-х годов составляли 25% оклад­ного сбора, а в 1898 г. — почти в 4 раза превышали окладный сбор. Такое же положение было в Самарской, Симбирской, Казанской губерниях.

После отмены крепостного права выделился слой крестьян-предпринимателей, которые использовали по разным губерниям от 60 до 90% купчей и 45—83% арендованной земли. По данным Воронежской губернии, средний денежный доход этой группы со­ставлял 1047 руб., а низший — 64 руб.

Общинное владение землей сдерживало естественные процессы социального развития деревни. Русский крестьянин был не собст­венником земли, а лишь ее пользователем. За 35—40 лет после ре­формы численность сельского населения увеличилась в 2 раза. Излишек рабочих рук, не находивших применения в деревне, даже при низкой производительности труда составлял более 5 млн.

Неурожаи 1868, 1873, 1880 гг. и особенно 1891 г. еще более ухуд­шали положение крестьянских масс, вели к массовой смертности и разорению средних и бедных хозяйств.

В политической системе самодержавия крестьянство оставалось самым бесправным сословием. До 1903 г. сохранилась такая мера, как телесные наказания по решению деревенского схода или мест­ной администрации. Не удивительно, что положение деревни, таившей в себе взры­воопасную зону, привлекало внимание общественности и местных властей.

Формально крестьянскому вопросу чиновничий аппарат уделял много внимания. Создавались различные комитеты, проводились анкетные обследования. Но на крестьянство по-прежнему смотре­ли как на сословие, нуждающееся в посторонней опеке. При Алек­сандре III была введена должность земского начальника, который следил за земствами и сельским самоуправлением, имел право подвергать телесным наказаниям провинившихся. Были изданы законы, призванные укрепить общинный строй. Подобные меры еще более усугубляли обстановку и усиливали кризисные явления.

Со второй половины 60-х гг. происходят заметные колебания правительственного курса. Под влиянием растущего общественного движения и действий революционеров правительство ужесточает контроль за деятельностью земств, вносит изменения в судебные уставы 1864 г., усиливает цензуру, ведет наступление против либеральных тенденций в сфере образования. В конце 70-х гг. усилилось влияние министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, который считал необходимым для политической стабилизации режима провести некоторые реформы, призвать представителей мест для обсуждения наиболее важных вопросов жизни страны, несколько ослабить цензуру. После долгих колебаний Александр II решился на новые реформы. Однако убийство императора 1 марта 1881 г. усилило позиции крайних консерваторов, которые получили безоговорочную поддержку нового императора Александра III. М.Т. Лорис-Меликов и его сторонники были отправлены в отставку. Наступило время реакции и контрреформ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крестьянская реформа 1861 г. Падение крепостного права в России | Контрреформы Александра III
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.577 сек.