Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности. Ценностные ориентации, интересы, идеалы

Ценностные ориентации, интересы, идеалы

Поведение человека людьми разных возрастов соотносится с опреде­ленными ценностями, которыми могут выступать свойства материаль­ных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значе­ние для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невоз­можно понять его поведение».

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общест­венные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностные ценности представляют собой моральную основу харак­тера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к де­ду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в об­ществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они фор­мируют такие черты характера человека, как ответственность, требова­тельность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности проявляются в отношениях к материаль­ным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: ак­куратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жад­ность и т. д. Политические ценности включают отношения к наци­ональному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охва­тывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных запо­ведей.

Ценности детерминируют характер поведении и образа мыслей лю­дей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознанной необходимос­ти, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, кото­рый привлечет его внимание (Чуфаровский Ю.В. ).

Одна из существенных сторон мотивации поведения человека — на­правленность личности. Одни ученые-психологи считают направлен­ность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, тем­пераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирую­щих мотивов (Божович Л.И., Москвичев С.Г.). Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций че­ловека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая на­правленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необ­ходимость, установки) систему побуждений,

Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избиратель­ность его отношений.

Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и пер­спективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что оп­ределяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.

Как правило, качествами направленности личности являются: уро­вень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность. Под уровнем зрелости направленности понимается общественная значимость основного стремления личности, его морально-политический облик, степень его идейности. Важное значение при этом имеет широта направленности личности, ее творческий диапазон. Здесь необозримое множество вари­антов: у одних он узкий, у других — широкий. Интенсивность направленности личности может колебаться от смутных влечений, осоз­нанных желаний и активных стремлений до полной убежденности.

Даже самая интенсивная и устойчивая направленность личности мо­жет не проявиться в действиях и поступках личности, если слаба ее действенность. Действенность направленности личности — это актуали­зация идейных побуждений такой личности. Она проявляется в степени волевой активности личности по осуществлению своих целей и намере­ний. Действенность направленности зависит от устойчивых мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности. Направлен­ность личности всегда тесно связана с другими ее свойствами и состоя­ниями, влияет на них и в определенной степени зависит от них (Чуфаровский Ю.В. )

.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивация поведения личности | Услуги в банковском предпринимательстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.