Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор поставщика материальных ресурсов

 

Выбор поставщика материальных ресурсов в строительстве является очень важным вопросом, так как, с одной стороны, материалы должны удовлетворять требованиям технологии производства работа, с другой стороны должны быть удобны в доставке на объект и быть экономически целесообразными исходя из цены строительного подряда.

Перечислим и охарактеризуем основные этапы выбора поставщика.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор поставщиков. Основными критериями принято считать качество, стоимость и надежность поставок. К дополнительным критериям можно отнести: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; организацию управления качеством у поставщика; финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Рейтинг поставщика – это средневзвешенная оценка поставщика по набору критериев.

 

 

Задача 1.1. Проведите выбор поставщика строительных материалов если на рынке существуют две фирмы (А и В), производящие одну и ту же продукцию одинакового качества.

Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А – 500 км, до фирмы В – 300 км). Однако материал, поставляемый фирмой А, пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет материал в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км – 0,5 условных денежных единиц за километр (у.д.е./км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 у.д.е./км. Время выгрузки пакетированного груза – 30 мин, непакетированного – 10 ч. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки – 6 у.д.е.

 

Решение 1.1. Определим суммарные затраты на доставку материалов от поставшиков А и В. Результаты расчетов сводим в табл. 1.

Таблица 1

Калькуляция расходов на доставку материалов

Наименование показателя Фирма А Фирма В
Транспортные расходы 0,5 у.д.е./км 500 км = = 250 у.д.е. 0,7 у.д.е./км 300 км = 210 у.д.е.
Расходы на разгрузочные работы 6 у.д.е. 0,5 ч = 3 у.д.е. 6 у.д.е./ч • 10 ч – 60 у.д.е.
Всего расходов 253 у.д.е. 270 у.д.е.

 

Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А.

Таким образом, продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 у.д.е. в расчете на одну поставку.

 


Задача 1.2. Фирма «Сантехэкспо» и ее основные поставщики расположены в Челябинске. Однако многие материальные группы ассортимента компании можно закупать в Москве. Оцените целесообразность закупок у территориально удаленного поставщика для материалов, указанных в табл. 2. Решение проведите на основании построения и использования кривой выбора.

Таблица 2

Сведения о материалах

Наименование материала Стоимость 1 м3 груза в Москве, руб. Цена за единицу материала в Москве, руб. Цена за единицу материала в Челябинске, руб.
Смывной бачок 12 000    
Смеситель с душем 88 000    
Вентиль 20 000    
Соединительный шланг 15 000    
Смеситель кухонный 75 000    

 

При расчете следует принять во внимание следующие условия:

- тарифная стоимость транспортировки 1 м3 груза из Москвы составляет 3000 руб. и одинакова для любого вида груза;

- срок доставки грузов из Москвы составляет 10 дней;

- затраты на содержание запаса в пути рассчитываются на основании процентных ставок банковского кредита и составляют 0,1 % в день;

- расходы на экспедирование, осуществляемое силами перевозчика, составляют 2% от стоимости груза;

- грузы, поставляемые челябинскими поставщиками, пакетированы на поддонах и подлежат механизированной выгрузке. Поставщик из Москвы поставляет тарно-штучные грузы, которые необходимо выгружать вручную. Разница стоимости разгрузки в среднем составляет 200 руб./м3.

Решение 1.2. Оценка целесообразности закупок у территориально удаленного поставщика основана на построении по нескольким данным и последующем использовании кривой выбора поставщика для любого материала. Кривая выбора поставщика представляет собой график функциональной зависимости. Аргументом здесь является закупочная стоимость 1 м3 груза в удаленном городе, а функцией – выраженное в процентах отношение дополнительных затрат на доставку 1 м3 этого груза из Москвы в Челябинск к закупочной стоимости 1 м3 этого груза в городе Москве.

Первоначально необходимо подсчитать дополнительные затраты, связанные с доставкой груза из удаленного города. Расчет целесообразно свести в табл. 3.

Таблица 3

Расчет доли дополнительных затрат в удельной стоимости груза

Условная закупочная стоимость 1 м3 любого груза, руб. Дополнительные затраты на доставку 1м3 груза, руб. Доля дополнительных затрат в стоимости 1 м3 груза, %
затраты на тран-спортир. 1 м3 груза затраты на содержание запаса в пути расходы на экспедирование затраты на разгрузку итого
10 000            
20 000            
50 000           9,4
80 000            
100 000           6,2

 

График зависимости доли дополнительных затрат в стоимости 1 м3 от удельной стоимости груза строят в прямоугольной системе координат. По оси Х откладывают закупочную стоимость 1 м3 груза, по оси У откладывают долю дополнительных затрат в стоимости 1 м3 груза (рис. 2).

Рис. 2. Кривая выбора территориально удаленного поставщика

 

Следующим этапом является расчет разницы цен Московского и Челябинского поставщиков. При этом стоимость материалов в Москве принимают за 100%. Результаты компактней оформить в виде табл. 4.


Таблица 4

Характеристика ассортимента материала

Наименование материала Стоимость 1 м3 груза в городе Москве, руб. Цена за единицу материала в Москве, руб. Цена за единицу материала в Челябинске, руб. Разница цен, %     Вывод о целесообразности закупок в Москве
Смывной бачок 12 000     34,6 Да
Смеситель с душем 88 000     20,0 Да
Вентиль 20 000     100,0 Да
Соединительный шланг 15 000     7,2 Нет
Смеситель кухонный 75 000     5,0 Нет

 

Целесообразность закупки тех или иных позиций материала в Москве с помощью построенного графика можно определить отложив по оси Х закупочную стоимость 1 м3 конкретного материала, а по оси У – разницу цен. Вывод о целесообразности закупок в Москве делают в том случае, если точка превосходящих затрат на приобретение материала окажется выше кривой выбора поставщика. В противном случае принимается решение закупать в Челябинске.

 

Задача 1.3. Произвести оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставляемого материала. При расчете рейтинга поставщика принять следующие веса показателей: цена – 0,5; качество поставляемого материала – 0,3; надежность сроков поставки – 0,2.

Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки материалов ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 5.


Таблица 5

Динамика цен материал

Поставщик Месяц Материал Объем поставок, шт. в мес. Цена за единицу, руб Кол-во материалов ненадлежащего качества, шт. в мес Кол-во поставок, раз в мес Кол-во опозданий, дней
  Май А 2 000        
  Май В 1 000  
  Май А 9 000        
  Май В 6 000  
  Июнь А 1 200        
  Июнь В 1 200  
  Июнь А 7 000        
  Июнь В 10 000  

Решение 1.3. Для определения рейтинга поставщика необходимо первоначально дать оценку изменению показателей поставки: Тц – средневзвешенный темп роста цен; Тк – средневзвешенный темп изменения качества; То – средневзвешенный темп роста опозданий поставки.

Определим эти показатели:

Тц = Σ Тцidцi;

Tцi = (Piт/Piп) 100%;

dцi = Siт /Σ Siт ;

Тк = (dкт/dкп) 100%; (1.1)

dк = nнк / V;

То= (Отп) 100%;

О = nо / k,

где Тц – средневзвешенный темп роста цен; Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого материала; dцi –доля i-й разновидности материала в общем объеме поставок текущего периода; i – количество поставляемых разновидностей материалов; Р – цена i-й разновидности материала в текущем периоде; Рiп – цена i-й разновидности материала в предшествующем периоде; S – сумма, на которую поставлен материал i-й разновидности в текущем периоде, руб.; Тк – темп роста поставки материалов ненадлежащего качества; dкт – доля материала ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода; dкп – доля материала ненадлежащего качества в общем объеме поставок предыдущего периода; nнк– количество материала ненадлежащего качества; V– общее количество поставляемого материала; То – темп роста среднего опоздания; От – среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней; Оп – среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней; nо– всего опозданий, дней; k – количество поставок, раз.

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений даст нам рейтинг поставщика (табл. 6).

Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика, то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

Таблица 6

Расчет рейтинга поставщика

Показатель Вес показателя Оценка поставщика Рейтинг поставщика
№1 №2 №1 №2
Цена 0,5 113,6 128,94 56,8 64,47
Качество 0,3       37,5
Опоздания 0,2       7,8
Итого 94,8 109,77

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Снабжение производства | Разработка стратегии снабжения строительной фирмы материальными ресурсами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.