Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурологические идеи западников и славянофилов

Теория и история отечественной культуры

 

Культурология в России в XIX –XX вв. – неотъемлемая часть мировой культурологической мысли, хотя и обладающая определенным своеобразием. Оно обусловлено социальным, национальным и цивилизационно-историческим самосознанием России в данную историческую эпоху.

С одной стороны, ей предстояло определиться среди народов и культур Запада и Востока.

С другой, это необходимо было сделать в процессе быстро протекавшего и неумолимого обновления ее собственной культурной традиции.

Наконец, ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в новой русской культуре неуклонно нарастало по той причине, что сам Запад (в сторону которого все более клонилось историческое движение России) явственно обнаруживал в это время постоянное обновление собственных ориентационных идеалов и целей. От католицизма –

к протестантизму,

гуманизму,

просветительству,

рационализму,

утилитаризму,

либерализму,

демократизму,

социализму.

 

Тема культуры в русской мысли впервые получает серьезное теоретическое осмысление в «Философских письмах» Петра Яковлевича Чаадаева (1794 – 1856 гг.) и спора вокруг них между западниками и славянофилами. В 40е годы проблема национальной культуры становится для многих русских людей их личной проблемой. Они ставят себе задачу понять и осознать роль и место России, говоря словами Чаадаева, «в общем порядке мира». Или же, говоря словами В. С. Соловьева (в его парижской лекции 1888 г. «Русская идея»), - как «вопрос о смысле существования России во всемирной истории».

Полагая, что народы – существа нравственные (как и отдельные личности), Чаадаев определял культуру, как духовное образование общественно-исторической жизни. Материальный характер цивилизации (как реально существующей культуры) являлся для него признаком либо еще не родившейся культуры (как в России), либо начавшей вырождаться (как в Северо-Американских СШ). Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском. Причем мах. выражение этой духовности, по Чаадаеву, имело место пока лишь в католической Западной Европе эпохи средневековья. Свою же современность он воспринимал в остро-проблемном плане. С одной стороны, он был убежден, что «в мире христианском все должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле». С другой, был вынужден констатировать, что реальное «социальное развитие», действительный ход исторической жизни народов Западной Европы осуществлялись «как в добре, так и во зле», что протестантизм и Реформация вернули мир в «разобщенность язычества». Где же выход?

Обозначив эту проблему, Чаадаев, в контексте критической части его «Философских писем», обращается к России. К той самой России, которая не доросла еще до собственно духовной стадии в развитии ее цивилизации, не вышла из поры «юности» в «зрелый возраст», которая не только не стала мостом между Западом и Востоком (к чему была как бы предрасположена географически), но даже не развила «традиций ни того, ни другого», а обратилась за христианским учением к «растленной Византии», только что отпавшей от «вселенского братства», и на этом пути создала лишь гигантскую государственность, поработившую каждую человеческую личность.

Литература

3. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

4. Актуальные проблемы культуры XX в. /Под ред. В. И. Добрынина. М.,1993.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постмодерн | Тема 1: Социология как наука и основы социологического знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.