Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссия и цели организации

Анализ внутренней среды организации

Характеристика организации

Организация -это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Объектом нашего исследования являются формальные организации.

Все организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики.

В качестве организации для данной расчетно-аналитической работы необходимо выбрать конкретное предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность на территории Архангельской области. Это может быть предприятие любой организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество, государственное или муниципальное предприятие), численность персонала которого не меньше 10 человек.

Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Цель – это желаемое конечный результат, которого стремится добиться организация.

Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия [3]. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии определяется следующими элементами:

1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: «Конечно, получать прибыль». Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является основной целью деятельности коммерческих организаций.

Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта [3].

Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации.

Задача студента – описать или разработать миссию анализируемого им предприятия, чтобы она была уникальной, насколько это возможно. В то же время, в миссии должна прочитываться информация, как об отрасли деятельности компании, так и её рыночная ориентация (для кого работает предприятие).

Извлечение прибыли является одной из главных целей организации. В коммерческих организациях извлечение прибыли осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

· увеличение объема продаж;

· достижение более высоких темпов роста;

· увеличение доли рынка;

· увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

· увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

· изменение структуры капитала.

Студенту необходимо проанализировать систему целей рассматриваемого предприятия и составить в форме «дерева целей» совокупность его стратегических и тактических целей.

Дерево целей позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели организации [4]. Главная цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата. При развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня. При формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения. Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга. Схематично дерево целей организации представлено на рис. 1.

Рис. 1 Дерево целей организации

Для упорядочения всего множества целей организации применяют их группировку по определенным критериям. Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют 3 группы целей:

· стратегические, устанавливаемые на длительный период (до 5- 10 лет);

· тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от 1 года до 5 лет);

· оперативные, представляющие собой конкретизацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе.

Описание оперативных целей предприятия не входит в задание по данной расчетно-аналитической работе.

Цели, сформулированные руководством организации в самом начале процесса стратегического планирования, учитывают наличие разрыва между настоящим положением организации и видением её положения в будущем. Для оценки тех изменений, которые могут повлиять на реализацию целей, проводится анализ факторов внутренней и внешней среды.

К ситуационным факторам внутренней среды, кроме целей, относятся: задачи, технология, структура организации, человеческие ресурсы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методические указания к расчетно-аналитической работе | Ресурсный анализ организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.