КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджменте
Прогнозирование и риск в инновационном Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций, поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы. При прогнозировании различают два понятия: риск и неопределенность [4, 9]. Неопределенность – определяется неполнотой и неточностью информации об условиях реализации инновационного проекта. Риск – это возможность возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий от них. Риск инновационных проектов учитывает вероятностный характер ожидаемого результата в условиях неопределенности. Иными словами, риск инновационных проектов — это неопределенность, зависящая от принятых решений, реализация которых происходит только с течением времени. Оценка риска является частью любых предпринимательских решений, в том числе и связанных с инновационными проектами. Инновационные проекты зависят от капиталовложений в отдельные отрасли, предприятия, производства. При построении классификации рисков инновационных проектов целесообразно использовать блочный принцип. Блочный принцип классификации рисков инновационных проектов предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков инновационных проектов классификация рисков проводится не по сквозному, а по блочному принципу. Риски могут быть внешние, внутренние и смешанные [4,7,9]. К внешним рискам относят: 1) общеэкономический, 2) рыночный, 3) социально-демографический, 4) природно-климатический,
5) информационный, 6) научно-технический, 7) нормативно-правовой виды риска. При этом причины, обусловливающие внешнеэкономический, рыночный, природно-климатический, информационный, научно-технический и нормативно-правовые виды риска, заключаются в действиях субъектов внешней среды, а также внутренней, поэтому они относятся к категории смешанных. Смешанные риски связаны с деятельностью разработчиков инновационных проектов. При оценке риска инновационных проектов имеются в виду: 1) степень соответствия проекта рыночной и инновационной стратегиям предприятия; 2) уровень научно-исследовательских работ; 3) уровень производства; 4) инновационный маркетинг. Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать. В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного решенияи др. Для избежания последствий невостребованности продукции предприятие-производитель должно проанализировать причины этого, в связи с чем необходима классификация факторов риска невостребованности продукции. Риск невостребованности продукции — это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Он характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию. Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан как с неопределенностью внешней обстановки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию [4,9]. Факторы риска невостребованности продукции: 1) факторы производства; 2) среда возникновения; 3) центры ответственности; 4) центры затрат; 5) виновники возникновения; 6) производственные условия; 7) время возникновения;
8) время обнаружения; 9) виды продукции; 10) потребитель продукции; 11) каналы сбыта; 12) спрос на продукцию. Возникновение риска невостребованности инновационной продукции обусловлено внутренними и внешними причинами. Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся: 1) недостаточная квалификация персонала; 2) неправильная организация производственного процесса; 3) неправильная организация снабжения предприятия материальными ресурсами; 4) неправильная организация сбыта готовой продукции; 5) нечеткое управление предприятием. Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов. Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности, являются: 1) инженерно-конструкторские; 2) платежеспособность потребителя; 3) транспортные; 4) организация работы и состояние финансовой системы; 5) повышение процентных ставок по вкладам; 6) социально-экономические; 7) демографические; 8) географические; 9) нормативно-правовые; 10) политические и др. Инженерно-конструкторские включают в себя уровень конструктивно-технологической проработки и соблюдения сроков сдачи технических условий на изделие. На каждом этапе существуют специфические причины возникновения риска, методы сбора информации, методы и показатели анализа, способы избежания риска, пути преодоления и возможные последствия риска невостребованности продукции. Чем позже относительно каждой стадии жизненного цикла продукции производится экономике-статистический анализ, тем позже мы обнаружим риск, возникший на его ранних этапах, что может вызвать отрицательные финансовые последствия для предприятия. По времени обнаружения риска невостребованности продукции выделяют три периода: • предшествующий; • текущий; • последующий. Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в периоде, предшествующем производству, когда предприятие еще не понесло производственные затраты. Таким образом, экономический риск — это возможность (вероятность) потерь, возникающих при принятии и реализации экономических решений. Экономические риски связаны прежде всего с финансированием и калькуляцией проекта. Они могут возникнуть по причине ошибочного планирования, калькуляции и оценок. Главным следствием таких рисков является изменение общепроектных затрат. Причины возникновения бывают разными, например внешние влияния (политические потрясения, местное законодательство и т.д., а также внутренние факторы; ошибки менеджмента).
Дальнейшее разграничение рисков инновационных проектов осуществляется по следующим принципам [4,7]: 1) риск оригинальности обусловленный тем, что оригинальные технологии могут быть невостребованы производством и рынком; 2) риск технологической неадекватности (новая продукция становится инвестиционно-привлекательной, если может быть технологически применима в производстве); 3) риск финансовой неадекватности (несоответствие значения инновационного проекта и предоставляемых финансовых средств на его реализацию); 4) риск неуправляемости проектом (успешная реализация проекта предполагает сочетание оригинальности и проработанности проекта и сплоченности и профессионализма управленческой команды); 5) технические риски возможны в ходе изготовления и позже в ходе монтажа и коммерческой эксплуатации приобретенного оборудования. Вследствие их появления снижается качество работы оборудования и произведенной на нем продукции. Причиной возникновения технических рисков являются сложность оборудования, а также неопытность персонала в применении новых систем и технологий; 6) риски сроков возникают, если неправильно учтено время на выполнение определенных работ, а также на проведение различного рода вспомогательных мероприятий (сбор информации, составление документации, деловые поездки и т.д.); 7) социокультурные риски, связанные с социальными, политическими факторами, культурными нормами, ценностями и другими отношениями в обществе; 8) политические риски возникают в результате особенностей и различий в политических и экономических системах отдельных государств, например налоговое законодательство, экспортно-импортные ограничения, опасности военных действий и политических переворотов;
9) юридические риски включают в себя все возможные риски, возникающие вследствие законов, предписаний, контрактов и договоров. Риски окружающей среды проекта — основная причина возникновения прочих рисков, они оказывают непосредственное влияние на успех реализации проекта, поэтому и стоят во главе причинно-следственной схемы участников проекта. Внутренние риски, с одной стороны, возникают из рисков окружающей среды (внешних), а с другой — сами могут быть причиной возникновения проблем. Эти две группы относятся к первичным проектным рискам. Все другие риски — следствие первичных рисков (риски качества, мощностей, выполнения сроков, затрат и т.д.). Прогнозирование в инновационном менеджменте - это система научных представлений о направлениях развития в будущем инновационной идеи или отдельных ее элементов. Прогнозирование инноваций основывается на обработке имеющейся в настоящий момент информации об инновационном объекте и его развитии, а также внешних и внутренних условиях этого развития как в настоящий момент, так и в будущем. Прогнозирование необходимо потому, что проект развивается в условиях неопределенности, которые являются причиной, вызывающей отличия его реальных характеристик от ожидаемых. Одной из главных целей прогнозирования на всех стадиях развития инновационного проекта является предсказание источников и форм для финансирования работ по данному проекту. При прогнозировании развития стадии достартового финансирования и ее характеристик основное внимание уделяется выживанию проекта, т.е. успешному завершению стадии. Рассматривают также результаты работы по первому этапу, включая основные характеристики инновационного объекта, а также спрос на инновационный объект. Проводят исследование будущего развития рынка, наличия необходимых для создания инновационного объекта ресурсов и технологий, влияния на окружающую среду, определяют возможные методы предотвращения экологических загрязнений, связи с другими отраслями и возможность их реализации, наличие и стоимость финансовых и трудовых ресурсов. Прогнозирование развития стадии стартового финансирования связано с исследованием возможности изготовления инновационного продукта и результатов испытаний узлов и объекта в целом. Работы по прогнозированию стадии начального расширения связаны с возможностью создания и ввода в строй оборудования и с его успешной эксплуатацией. На этой стадии прогнозируются возможность проведения дополнительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, постройки необходимых зданий и сооружений, приобретения оборудования, наличие рынков сбыта и объемы сбыта, наличие и возможность набора персонала нужной квалификации. Определяется будущая прибыль от продаж и ее соотношение с текущими инвестиционными расходами. Для стадии быстрого расширения проводятся те же работы по прогнозированию, что и для предыдущей стадии. Особенность состоит в том, что бизнес начинает приносить значительную прибыль. Прогноз для стадии ликвидности связан с возможностью выхода на фондовый рынок, т.е. с возможностью пройти операцию листинга. Для стадии зрелости прогнозирование посвящено в основном получению прибыли и определению срока выхода из бизнеса, т.е. срока существования продукта на рынке. Прогнозирование возможно только при наличии прошлой и современной информации об объекте. В частности анализ этой информации позволяет определить тенденции развития как объекта, так и его окружения. Следует иметь в виду, что невозможно точно указать будущее значение прогнозируемого показателя. Можно указать только интервал, в который попадет этот показатель с заданной вероятностью. При анализе неопределенности и рисков используются качественные и количественные методы [4,7]. Качественный подход позволяет выявить и идентифицировать возможные виды проектных рисков, описать причины и факторы, влияющие на уровень данного вида риска и предложить систему антирисковых мероприятий. В общем случае качественная оценка рисков инновационного проекта представляет собой описательный метод, по результатам которого аналитик приходит к количественному описанию рисков проекта. Проведение количественного анализа рисков инновационного проекта является продолжением качественного анализа. Количественный подход к анализу рисков связан с численным определением величин отдельных рисков и риска проекта в целом. К наиболее часто встречающимся методам прогнозирования относятся [4]: 1) метод экспертных оценок (метод «Дельфи»); 2) метод экспертных оценок «Форсайт»; 3) прогнозирование динамики показателей проекта; 4) корреляционно-регрессионный анализ; 5) метод Монте-Карло; 6) анализ точки безубыточности; 7) анализ чувствительности. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов [4,7,11]: 1. Метод экспертных оценок (метод «Дельфи») Метод экспертных оценок строится на основе информации об объекте, полученной от экспертов. Этот метод предназначен для решения сложных задач, которые нельзя исследовать при помощи других методов, например, по выживанию инновационного проекта на стадии достартового финансирования. Использование метода предполагает высокие расходы и большие сроки проведения. Количество экспертов при проведении работы должно составлять 10— 100 человек. Данный метод прогнозирования сводится к организации процедуры экспертизы, подбору экспертов, проведению опроса экспертов, обработке результатов опроса, разработке выводов и принятию решений. В соответствии с этими процедурами создается структура организации прогноза. При опросах экспертов используются анкетирование, интервьюирование, мозговой штурм, дискуссия. После сбора данных от экспертов проводится их математико-статистическая обработка. Чем большее количество экспертов, тем точнее результаты. Это количество должно быть не менее десяти. Среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации показывают возможную степень отклонения случайной величины от ее среднего значения. Чем меньше эти величины, тем больше согласованность экспертов по каждой идее или объекту. 2. Метод «Форсайт» Еще один метод экспертных оценок посвящен выявлению вероятности свершения того или иного случайного рискового события. К такому событию может относиться потеря чистой прибыли или потеря всех активов, вложенных в проект. Этот метод называется метод «Форсайт». Форсайт (предвидение) – это метод экспертного прогнозирования, включающий планирование и реализацию составленного плана. Период прогнозирования принимается долгосрочным и может достигать тридцати лет и более. Таким образом, форсайт объединяет основные функции управления, т.е. планирование, контроль, конроллинг и принятие решений. К недостаткам метода следует отнести его реализацию. 3. Прогнозирование динамики показателей проекта Метод скользящей средней. Рассмотрим основные методы, позволяющие строить прогноз по временному ряду. Данные по экономическим показателям в различные периоды времени называются динамическим рядом, т.е. совокупностью n-значений некоторого параметра у, определяемого в различные моменты времени t. Метод скользящей средней состоит в вычислении средних арифметических уровней показателя его прошлых значений. При этом считают, что ожидаемые значения параметра в следующем периоде (периоде прогноза) равны среднему арифметическому параметру последних n-периодов. Трендовая модель. Прогноз на будущее, например, стоимости ценных бумаг, можно построить с помощью трендов. В отличие от скользящей средней трендовые модели позволяют строить прогнозы на более отдаленные моменты времени. Динамический ряд можно представить в виде _ yt = f(t) + εt, где f(t) = yt – детерминированная функция времени (тренд), εt – случайная функция, определяемая действием случайных факторов. Поскольку каждое значение у, является случайной величиной, то значение f(t) в точке t является математическим ожиданием этой случайной величины. Построить трендовую модель явления (рисунок 3) — значит найти детерминированную функцию у, и характеристики случайных отклонений от нее, позволяющие определить доверительный интервал, в границах которого с заданной доверительной вероятностью должна находиться прогнозируемая величина. Величину доверительного интервала используют в качестве меры риска исследуемого экономического показателя. Рисунок 3 Трендовая модель
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |