Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Составные части финансовой политики




Лекция 11. Содержание и необходимость финансовой политики

Тема 5. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Финансовая политика как составная часть экономической политики государства является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономики. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. Финансовая политика – это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, создавая условия для осуществления совместных мероприятий, в том числе по привлечению иностранного капитала в экономику.

Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:

1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития;

2) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой – отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

Финансы, являясь формой производственных отношений, составляют элемент базиса, финансовая политика государства относится к надстройке. Финансовые отношения как элемент базиса объективны и независимы, финансовая политика – форма сознательной деятельности людей, и в то же время финансовые отношения выступают основой финансовой политики, предопределяют ее содержание. Следовательно, финансовая политика не может быть неизменной – она меняется на различных этапах развития общества. Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство.

Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих нормативных актах. Министерство финансов и Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики, готовят инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам.

Основными целями финансовой политики являются наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества. Ради их достижения средствами финансовой политики изыскиваются резервы и создаются условия, благоприятствующие развитию малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Одновременно определяются рациональные формы изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства, а также доля участия населения в формировании финансовых ресурсов.

К целям финансовой политики также относятся увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Основные задачи, решаемые финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе:

- соответствие объективным экономическим законам;

- финансовая поддержка макроэкономической стабилизации и ускорение рыночных реформ;

- определение и отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения, расчет сбалансированности между доходами государства и хозяйствующих субъектов;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

- обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

- уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;

- либерализация внешней экономической деятельности;

- развитие приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития общества;

- выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме нормативных актов;

- унификация белорусского финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой, но тактика подчиняется стратегии. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции, программу привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь. Этого можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, снижение налоговой нагрузки на экономику.

Финансовая политика должна базироваться на долгосрочных научных прогнозах, опираться на систему обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь – налогов, которые обеспечивают изъятие и перераспределение созданного валового внутреннего продукта и формирование централизованных фондов денежных ресурсов государства.

Функция регулирования используется государством в процессе использования средств госбюджета на различные цели: капитальные вложения, развитие социально-бытового сектора, культуру, на оборону, обслуживание внутреннего и внешнего долга.

Финансовая политика – это своеобразный инструмент воздействия государства на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений.

Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики: условия формирования прибыли; условия кредитования через учетную ставку; систему специальных налоговых льгот; цены, таможенные пошлины, уровень зарплаты. Совокупность финансовых регуляторов с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от умения властных структур государства обеспечить комплексное использование финансово-кредитных рычагов и стимулов.

Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике:

- научный подход к выработке финансовой политики;

- учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства;

- изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;

- применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики – финансово-кредитной, ценовой политики и зарплаты;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действия финансовой политики;

- учет множества факторов в многовариантных расчетах с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране;

- предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создавая благоприятные условия для деятельности предприятий;

- широкое использование выводов политэкономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики;

- анализ обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и ЭВМ.

В свою очередь, финансовая политика, являясь частью экономической политики, определяется следующими факторами:

- закономерностями развития экономических отношений в обществе;

- историческими условиями, в которых государство осуществляет свои функции;

- конкретными задачами и целями на данном этапе развития

Поэтому финансовая политика не является неизменной, а скорее меняется на разных этапах развития общества. Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации управления финансами. Результативность финансовой политики повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, интересам всех слоев общества и учитывает конкретные исторические условия.

Финансовая политика государства является средством осуществления ее экономической и социальной политики. В свою очередь, финансовая политика состоит из пяти самостоятельных составных частей: налоговая, бюджетно-финансовая, денежно-кредитная, ценовая и таможенная политика.

Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Налоговая политика реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.

Современная финансовая наука четко определилась в отношении к налогам – без налогов государство не может существовать, налоговые изъятия имеют тенденции к росту, высокий налоговый порог приводит к утечке капитала, основной налоговой базой должны выступать налоги на доходы и имущество и строить их необходимо на принципах пропорционального налогообложения. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводительный процесс – экономика саморазрушается, поэтому в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Налоговая система не должна носить конфискационный характер – только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов налогообложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и, в конечном счете, к разрушению экономики.

Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг. Опасность косвенной системы налогов заключается в том, что у основной части населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и системы вторичного финансового рынка. Опыт США, которые практически отказались от косвенных налогов, лучшее тому доказательство. Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других специфических случаев.

Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивации к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ, влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов. Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства.

Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно – высокий налоговый порог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что ведет к снижению роста производственного сектора и сектора услуг.

Бюджетно-финансовая политика связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов. Крупный бюджетный дефицит стимулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию.

Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств. Сочетание названных факторов на каждом этапе развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и ее уровню управления. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета. Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет. Она должна учитывать, что источники исчерпаемы и бесконтрольное их использование способно подорвать экономику страны и в конечном счете истощить каналы получения доходов.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 и на период до 2010 г. основными направлениями бюджетно-финансовой политики определила инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ. Программой предусмотрено использование низкоинфляционных источников финансирования дефицита бюджета.

Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются: реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решение ключевых социально-экономических задач; проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности; совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении.

Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая политика государства тесно связана с налоговой, образуя бюджетно-налоговую политику, которая заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей. При этом необходимым условием являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора. Несмотря на разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково: 1) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в период спада; 2) оно сдерживает спрос в период подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – это совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банк Республики Беларусь, который обязан осуществлять надзор и контроль деятельности денежной и банковской систем – именно Национальный банк формирует основные правила политики.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь имеет многофункциональную природу. Она должна способствовать решению различных задач – общих, возникающих в контексте развития страны и макроэкономической ситуации, и специфических, связанных с особенностями банковского сектора, обеспечивающего сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи являются одинаково важными и взаимосвязанными. В конечном счете эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой разнонаправленных мероприятий. Достижение такого баланса в условиях экономики переходного периода существенно усложняется в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, отработаны недостаточно, а банковская система не обладает необходимым финансовым и организационно-технологическим потенциалом.

Главная цель денежно-кредитной политики – создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государственных программах развития на различные периоды.

Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъектов эффективного использования заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

Инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным – операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).

Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.

На рост денежной массы наряду с Национальным банком большое влияние оказывает Правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета. Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется в целях воздействия на хозяйственную активность.

При выработке монетарных целей математически рассчитываются монетарные параметры, в том числе прирост денежной массы в соответствие с ростом ВВП. Это обусловлено существованием объективных товарно-денежных пропорций, одна из которых выражается в виде уравнения обмена:

 

Mv = pQ,

 

где М – количество денег (средняя совокупная денежная масса); v – скорость обращения денег; р – цены на товары и услуги (дефлятор ВВП); Q – объем производства (ВВП).

Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, получила название стабилизационной. Каждая из ее составляющих может либо сдержать, либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики:

1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика;

2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика;

3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика;

4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика.

Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокращается совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфляции, но может обернуться экономическим спадом.

Второй вариант способен оживить экономику, но и может привести к вытеснению частных инвестиций.

Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для роста экономики.

При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса.

К преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая преемственность – сегодня она воспринимается как основной инструмент стабилизации экономики.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электростанции и электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Среди условий, благоприятно влияющих на рост экономики, важное значение имеет цена за аренду государственной недвижимости, которая устанавливается местными властями

Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не всегда приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую, создаются преференциальные условия для отдельных предприятий или предпринимателей.

Из-за постоянно низкой доходной части бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается.

Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики и эту возможность государство должно использовать в достаточной мере для повышения потенциала отечественной экономики, делая более конкурентоспособными отечественные товары и услуги.

Таможенная политика может рассматриваться как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт из страны.

Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга – введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры, поэтому выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта энергоносителей, современного оборудования и технологий, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественные товаропроизводители не смогут конкурировать с западными и российскими товарами.

Финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию народного хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.