Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции 50. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс




Мировая экономика XXIв. функционирует в системе дальнейшего развития мирохозяйственных связей, процессов интеграции и интернационализации и проблем глобализации. В связи с этим существенно меняются финансовые отношения, опосредующие как внутринациональные денежные потоки, так и межгосударственные экономические связи. Возникают новые формы интегрированных финансов (бюджет экономического сообщества), работает общий налоговый механизм интегрирующихся государств, активизируют свою деятельность международные финансовые и валютно-кредитные организации, создаются совместные региональные финансовые фонды развития и поддержки.

Характерной особенностью интеграционных процессов на сегодняшний день является их концентрация на региональном уровне. Региональная экономическая интеграция является следствием глобализации мировой экономики и одновременно действенным механизмом, понижающим негативные тенденции в области глобальных проблем.

Региональная экономическая интеграция проходит ряд этапов, на каждом из которых устраняются определенные экономические барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и укрепления внешнеэкономических связей между странами. В результате формируется целостная система региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.

Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, различающихся между собой степенью интенсивности интеграционных процессов, уровнем экономической взаимозависимости и взаимопроникновения национальных экономик:

1) зона свободной торговли (ЗСТ) – простейшая форма экономической интеграции, которую отличает отсутствие таможенных барьеров во взаимной торговле;

2) таможенный союз (ТС) предполагает создание единого таможенного пространства с единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам;

3) общий рынок – более сложный вид объединения, обеспечивающий единое экономическое пространство для движения товаров и перемещения рабочей силы, услуг и капитала, а кроме того – ведение согласованной экономической политики;

4) экономический союз – наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которой свойственны проведение единой экономической и валютно-финансо-вой политики, наличие системы регулирования социально-политических процессов, координация в разработке националь­ных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;

5) политический союз – высшая ступень региональной интеграции, на которой единое рыночное пространство превращается в целостное экономическое и политическое образование. Происходит формирование нового субъекта мирохозяйственных экономических и политических отношений, выступающего от имени всех участников этого союза.

Финансовые отношения в рамках интеграционных объединений также претерпевают изменения с переходом на очередной этап экономической интеграции. И если две первые формы объединений (зона свободной торговли и таможенный союз) ограничиваются требованием унификации такого финансового инструмента, как таможенные пошлины, и единства подходов к взиманию косвенных налогов, то дальнейшие этапы движения по пути экономической интеграции, ведущие к созданию единого экономического пространства и интегрированного финансового рынка, отличаются разработкой новых финансовых инструментов (общий бюджет, централизованные фонды, налоговая система сообщества) для проведения общей экономической и финансовой политики.

В зоне свободной торговли благодаря взаимным уступкам участников создается режим торговых отношений качественно нового уровня. Государства-участники ЗСТ свободны от тарифных и нетарифных ограничений, т.е. таможенных пошлин, квот и т.д. При этом обязательным условием функционирования ЗСТ является симметричная формула взимания косвенных на­логов на экспортно-импортные операции во взаимной торговле.

Международный опыт доказывает, что для функционирования зон свободной торговли должны быть созданы органы управления ЗСТ и правового регулирования торговых споров, финансируемые государствами-участниками ЗСТ.

Формирование таможенных союзов возможно на базе полноценно действующей многосторонней зоны свободной торговли, в которой не ограничивается движение товаров и отсутствуют формы дискриминации. ТС предусматривает выработку согласованной торговой политики стран-участниц по отношению к третьим государствам, формирование общего таможен­ного тарифа, принятие защитных мер в отношении импорта третьих стран, соблюдение единого таможенного режима в торговле с ними и установление согласованных взаимоотношений с международными экономическими организациями. Завершающим этапом создания ТС является формирование единой таможенной территории, постепенное снятие внутренних таможенных границ и образование согласованной системы управления таможенными и внешнеторговыми органами путем передачи решающих полномочий органу управления союзом. Создание ТС подразумевает разработку согласованной налоговой политики (в первую очередь акцизной), а также единых принципов и механизмов изъятия косвенных налогов (НДС), установление единых правил валютного регулирования и валютного контроля.

Более высокие формы экономической интеграции требуют выделения из совокупности финансовых отношений, функционирующих на территории экономического сообщества (общего рынка или экономического союза), группы отношений, относящейся к интегрированным финансам.

Наиболее последовательным представителем региональной интеграции является Европейский союз (ЕС). Это образование имеет общее экономическое пространство, регулярно составляет свой бюджет и поддерживает интеграционные налоговые отношения.

Роль интеграционных налоговых отношений в системе экономических отношений ЕС определяется местом налоговой политики в его общей экономической политике. По мере развития интеграции задачи налоговой политики в достижении поставленной экономическим союзом цели развития постепенно менялись. На начальном этапе требовалось не допустить замены таможенных барьеров, упраздненных в связи с созданием Таможенного союза, барьерами налоговыми. По мере укрепления финансовой самостоятельности и развития идеи федерализации значение налогов как важнейшего источника единого бюджета определило необходимость более активного и разностороннего развития интеграционных налоговых отношений.

Налоговая система Европейского союза представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в общий бюджет. И хотя понятие налоговой системы в нормативных актах не определено, налоги рассматриваются как важнейший источник формирования собственных ресурсов организации.

Принципиально система финансирования Европейских сообществ сформировалась после одобрения Концепции «собственных ресурсов». Основополагающим законодательным актом стало решение Совета ЕС, установившее следующую структуру системы финансовых ресурсов: сельскохозяйственные налоги, взимаемые в ЕС; таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах ЕС; процентные отчисления от НДС, собираемого государствами-членами.

Концепция «собственных ресурсов» отражала тенденцию закрепления финансовой самостоятельности и усиления общенационального характера ресурсов членов ЕС и предполагала отказ от взносов государств-участников в общий бюджет.

Отказ от взносов означал устранение политических противоречий между государствами, недовольными размерами взносов (слишком велики) и финансовыми выгодами от членства в ЕС (слишком незначительны). Однако отказ от взносов противоречил принципу бездефицитности бюджета ЕС. Выход был найден в установлении фиксированного процента (не более 1,335) от валового национального продукта (ВНП) стран-членов.

Сельскохозяйственные налоги ЕС включают в себя:

- налог на импортируемую и экспортируемую сельскохозяйственную продукцию (уплачивается государствами, не входящими в ЕС);

- налог на сахар (уплачивается компаниями, производящими сахар в государствах-членах ЕС);

- налог на изоглюкозу (уплачивается вместе с налогом на сахар).

Налог на импортируемую сельскохозяйственную продукцию представляет собой разницу между ценой производителей в ЕС и ценой импортной продукции. Таким образом обеспечивается не только формирование доходов бюджета ЕС, но и защита отечественного рынка производителей сельхозпродукции. Налог на экспортируемую продукцию помимо обеспечения прямых поступлений в бюджет ЕС поддерживает единую аграрную политику. Он представляет собой разницу между мировыми ценами и уровнем цен, установленным в ЕС. Сельскохозяйственные налоги применяются и для введения ограничений на производство отдельных видов продуктов (например, налог на молоко и молочные продукты).

Таможенные пошлины, взимаемые в ЕС, выполняют в основном протекционистскую функцию и имеют две основные формы: компенсационную и антидемпинговую (последняя носит более регулярный характер). Таможенные пошлины устанавливаются на внешних границах ЕС в отношении экспортируемых и импортируемых товаров и определяются с учетом тарификации товаров, их происхождения и количества, таможенной стоимости и тарифной ставки, определяемой Единым таможенным тарифом (ЕТТ).

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным в налоговой системе, его взимание – обязательное условие вхождения государств в ЕС, так как финансовые поступления от этого налога формируют общий бюджет организации.

Доходы, поступающие в бюджет ЕС от НДС, представляют собой установленную решением Совета ЕС единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах-членах. Объем обложения определяется интеграционным законодательством и включает поставки товаров и предоставление услуг на территории государств-членов ЕС, осуществляемые налогоплательщиком, приобретение товаров, пересекающих границы государств-членов, импортирование товаров из третьих стран.

Налог на добавленную стоимость – основной вид косвенных налогов. Его согласованное регулирование в рамках ЕС является необходимым условием функционирования общего рынка. В связи с этим создан единый механизм функционирования НДС. Так, в отношении товаров, пересекающих внутренние границы, НДС взимается по принципу страны назначения, т.е. плательщиком выступает лицо, которому товар был поставлен в качестве импорта. Исключение составляют товары, приобретаемые по почте, подакцизные товары и некоторые виды транспорта, в отношении которых действует принцип налогообложения страны происхождения. Применение НДС в отношении импорта товаров производится в соответствии с процедурой взимания таможенных платежей на границе.

Еще одним источником налоговой системы ЕС является подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС. Механизм и порядок его взимания определяется регламентом Совета ЕС. Налог исчисляется по прогрессивной шкале в размере от 5 до 45%. В соответствии с порядком налогообложения должностные лица и служащие освобождаются от уплаты национальных налогов с вознаграждений и иных выплат, осуществляемых в ЕС.

Из всех региональных группировок только ЕС имеет налоговую систему, формирующую совместный бюджет. Общая бюджетная политика определяет финансовые и экономические приоритеты деятельности. Она направлена на проведение интеграционных мероприятий и достижение общих задач.

На сегодняшний день существует единый бюджет трех Сообществ, функционирующих как составные части ЕС. Он составляется на год с учетом всех собственных и привлеченных источников. Расходная часть бюджета распределяется на административные расходы различных институтов объединения и текущие расходы Еврокомиссии. Определенная часть расходов направляется на финансирование Европейского фонда ориентации и развития для сельского хозяйства, в социальный и региональные фонды.

Кроме сельскохозяйственной политики и административных расходов (последние составляют около 5% бюджета ЕС) существует ряд сфер, финансируемых за счет средств общего бюджета: структурная политика, сотрудничество в области развития, исследования и технологии, культуры, энергетики, промышленности, транспорта и охраны окружающей среды. Около 36% расходов приходится на цели общего развития, определенная доля – на проведение совместной внешней политики и политики безопасности, обслуживание заимствований ЕС и ссудные операции.

Необходимо отметить, что развитие бюджета, финансовой (налоговой) системы ЕС тесно связано с экономическим и институциональным развитием входящих в него стран, поступательным движением по пути дальнейшей интеграции.

Создание экономического и валютного союза ставит новые задачи перед интегрированными финансами: финансирование общего экономического центра, проведение общей финансовой политики с целью стабилизации совместной валюты и успешного функционирования единого финансового рынка.

Тенденции в изменении структуры расходов союзного бюд­жета обусловлены также смещением акцентов с сельскохозяйственной политики в область созидательных программ. Присоединение к Европейскому союзу новых государств с различным уровнем экономического развития выдвигает на передний план региональную политику.

Совместная региональная политика является также новым явлением в области организации региональных экономических объединений, направлений формирования интеграционных финансовых потоков и их использования для регулирования социальных, структурных, аграрных и прочих проблем.

В Европейском союзе уровни экономического и социального развития государств-членов существенно различаются, что определяется расхождением в уровнях доходов в регионах и проблемами масштабной безработицы. С расширением Союза диспропорции резко обострились из-за низкого уровня экономического развития новых государств-членов. Региональная отсталость затрудняет реструктуризацию отраслей угольной, сталелитейной и текстильной промышленности – доведение их до уровня наукоемких производств и подотраслей.

Таким образом, существует необходимость, с одной стороны, смягчить неблагоприятные последствия экономической интеграции для работающих в уязвимых секторах экономики, с другой – добиваться финансового равновесия между регионами с высоким уровнем развития и отстающими.

Структурная политика Евросоюза строится на финансовых стимулах, с одной стороны, и контроле за политикой субсидирования отечественного товаропроизводителя – с другой, что должно гарантировать честную конкуренцию.

Основными инструментами региональной политики являются финансовые фонды.

Европейский фонд регионального развития финансирует отстающие в развитии регионы Евросоюза, направляет средства на инвестиции в производство, инфраструктуру, развитие малого и среднего бизнеса.

Европейский социальный фонд является основным инструментом борьбы сообщества с безработицей, облегчает доступ на рынок рабочей силы, содействует развитию профессиональной квалификации и созданию новых рабочих мест. В регионах, нуждающихся в помощи, за счет средств фонда в первоочередном порядке может производиться субсидирование развития общего и профессионального образования.

Европейский фонд ориентации и гарантий для сельского хозяйства (секция ориентации) стимулирует развитие села за счет корректировки и перестройки аграрных структур.

Кроме структурных фондов существует ряд иных интеграционных финансовых инструментов структурной политики: Фонд сплочения экономики слабых государств-членов (предоставляет средства под проекты в сфере окружающей среды и трансевропейских транспортных сетей); Фонд ориентации рыболовства; ссуды Европейского инвестиционного банка.

Региональная интеграция в развивающихся странах и странах с переходной экономикой получила бурное развитие, что подтверждается созданием ряда интеграционных группировок. На постсоветском пространстве усилиями новых независимых государств сформировано множество региональных экономических группировок, имеющих свои цели и приоритеты развития. Однако процесс находится на начальных этапах.

Механизм создания интегрированных финансов только начинает налаживаться путем гармонизации национальных законодательств в области таможенного, налогового, валютного регулирования, проведения согласованной денежно-кредитной политики. Единственным примером начальных этапов интеграции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Беларуси и России. Он был впервые сформирован в 1998 г. за счет отчислений стран-участниц, выделенных в национальных бюджетах отдельной строкой. В бюджете около 90% средств предусматривается направлять на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Программный метод был принят за основу совместной производственной и социальной деятельности. Если в 1998 г. из союзного бюджета финансировалось 17 программ, то через год их уже стало 35 (включая проекты и мероприятия). В последующие годы продолжилось развертывание программного метода для совместного решения общих проблем: обустройства таможенных и государственных границ, обеспечения региональной группировки войск, охраны окружающей среды, создания информационного пространства. Совместно выполняются проекты в области научно-технических разработок и производств и т.д.

Основной проблемой Союзного бюджета является создание собственной базы финансовых ресурсов. Выделение государствами-участниками денежных средств на совместное развитие не решает проблемы сбалансированности бюджета и ограничивает возможности в проведении общей экономической политики. Формирование совместной налоговой и тарифной системы затрудняется отсутствием единого таможенного тарифа, работа над созданием которого ведется, и гармонизации в налоговой сфере.

В качестве собственных источников возможно привлечение доходов от союзной собственности, совместно созданных свободных экономических зон, а также от размещения средств на условиях платности и возвратности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.