КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок: сущность, субъекты, объекты, структура. Основные черты современной рыночной экономики
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране. Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие - к командной. Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.
Под рыночной понимается такая экономика, которая характеризуется принятием экономических решений в основном децентрализованным путем, единством и взаимодействием рынка и государственного регулирования. Для функционирования рыночной экономики требуются два основных условия: 1) Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и др.). Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей; стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека. Основу рыночной экономики составляет частная собственность. 2) Создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.
Структура рынка по назначению объектов (что продаётся-покупается): потребительский рынок, рынок недвижимости, рынок факторов производства, денежный рынок, рынок ценных бумаг, информации, инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений. Три основных элемента рыночной инфраструктуры Рынок товаров и услуг – это рынок, где происходит купля-продажа товаров и услуг. Он требует создания и функционирования: 1) товарных бирж; 2) оптовой и розничной торговли; 3) маркетинговых служб. Рынок факторов производства (экономических ресурсов) предполагает куплю - продажу факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги. К ним относятся земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация. Финансовый рынок – это система рыночных отношений, обеспечивающих аккумулирование и перераспределение денежных средств между заемщиками и кредиторами. Финансовый рынок предполагает функционирование фондовых, валютных бирж, рынков ценных бумаг, межбанковского кредита и т.д. Финансовый рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных средств, а на рынке капиталов – долгосрочных. Все эти рынки органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В современной рыночной экономике промышленно развитых стран можно выделить следующие особенности: 1) Насыщенность товарами массового производства, строгая направленность на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. 2) Гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. 3) Меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.
4) Происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг., наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. 5) Устанавливается новый тип трудовых отношений, предполагающий участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. 6) Энерго- и материалосберегающий характер экономики. 7) Идет процесс формирования «услугоемкой» экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг, а в России – более 40%. 8) Роль главного производственного ресурса начинают играть информация и знания. Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных и зачастую изысканных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) отраслям и видам экономической деятельности (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) характеру продаж (оптовый, розничный). Как работает рынок, как решает он основные экономические задачи? Ведь миллионы потребителей принимают самостоятельные решения: какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор – кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. По образному выражению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Субъекты рынка – это участники рыночных отношений. Основными участниками являются: В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты: 1. Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности. 2. Фирма – это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения, 2) стремится к максимизации прибыли, 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
3. Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком в целом для достижения общественных целей. Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.
Домашние хозяйства (потребители) – покупатели потребительских товаров и услуг, поставщики факторов производства, основные сберегатели средств и кредиторы в экономике. Полученные доходы потребители используют для удовлетворения личных потребностей. Фирмы (частный бизнес) – предприятия, работающие в целях получения максимальной прибыли. Являются основными производителями товаров и услуг, покупателями факторов производства, основными заёмщиками. Целью экономической деятельности фирм выступает получение максимальной прибыли. Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, не имеющими своей целью получение прибыли, а реализующими функции государственного регулирования экономики. Участники рыночных отношений в своей деятельности стремятся к собственному благосостоянию, не интересуясь проблемами и целями функционирования экономики в целом. Однако рыночная экономика координируется, «невидимой рукой» (А. Смит), рыночным механизмом в интересах общества.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |