Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Математическая школа менеджмента




Эмпирическая школа менеджмента

Характеризуя эту школу Г. Кунц указывает, что она состоит из исследователей, которые «определяют управление как изучение опыта, иногда с целью его обобщения, но чаще всего для того, чтобы передать его практикам и студентам». Ее наиболее видные представители обычно непосредственно связаны с американскими корпорациями и во многих случаях являются крупными менеджерами. Лидер этой школы П. Друкер – профессиональный менеджер в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском университете и советник по вопросам деловой политики и управления крупных американских фирм «Дженерал Моторс», «Крайслер», «ИБМ» и др.

К числу ведущих представителей этой школы относится Р. Дэвис – профессор, декан факультета менеджмента в Огайском университете, А. Слоун – бывший президент «Дженерал Моторс»,

И особое место в составе представителей школы эмпирического менеджмента занимает Ли Якокка, выдающийся американский менеджер итальянского происхождения, легендарный своей известностью представитель делового мира США, совершавший восхождения от студента-стажера до топ-менеджера и руководителя крупнейших в мире автогигантов «Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс», падение до кладовщика и снова восхождение до уровня руководителя. В своей автобиографической книге «Карьера менеджера», неоднократно издававшейся во многих странах, в том числе и в России (впервые в 1991 г., в начале реформирования экономики в сторону рынка), Ли Якокка описывает не только личный опыт работы в качестве менеджера, но и экономическую ситуацию в США, особенно в автостроении.

Изучение опыта многолетней практический деятельности в менеджменте, изложенного в работах указанных авторов, может способствовать развитию теории и практики менеджмента в нашей стране как условия ее экономического восстановления и развития.

 

Эта школа зародилась и начала развиваться с конца 1930-х гг. прежде всего в военной сфере, в управлении войсками, и затем эти методы были перенесены в гражданскую сферу. Математические методы обоснования и принятия решений получили обобщающее название – методы исследования операций и являются методической основой математической школы менеджмента, часто называемой теорией количественных методов менеджмента. Принципиальным отличием этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа математическими моделями, символами и количественными значениями анализируемых факторов.

Заинтересованность и ответственность исследователя или специалиста, принимающего решение в условиях многовариантности, определяет стремление к поиску оптимального (от лат. optimus – наилучший; наиболее благоприятный) решения. Выбрать оптимальное решение из неограниченно большого, как правило, количества решений можно с помощью методов, позволяющих формализовать задачу и за ограниченное число итераций (от лат. iteratio – повторение; мат. Результат применения какой-л. математической операции, получающийся в серии аналогичных операций) найти наилучшее решение, обеспечивающее экстремум (от лат. extremus – крайний; мат. наибольшее и наименьшее значение функции) критерия эффективности задачи.

Это достигается методами исследования операций, позволяющих предварительно количественно обосновать оптимальные решения. Методы исследования операций, появление которых относится к концу 1930-х – началу 1940-х годов в связи с возникшей потребностью обоснования и принятия наилучших по определенному критерию решений в военных операциях (первая задача и название методов касались обеспечения живучести подводных лодок; хотя первая задача по оптимальному раскрою листового материала была поставлена и решена в 1936 г. профессором Ленинградского государственного университета Л.В. Канторовичем; и в то же время американским экономистом и математиком Т.Ч. Купмансом осуществлена математическая формализация проблемы, известной в наши дни как транспортная задача. Таким образом, Л.В.Канторовичем и Т.Ч. Купмансом независимо один от другого был создан математический аппарат метода линейного программирования, за что им совместно в 1975 г. была присуждена Нобелевская премия за разработку метода оптимальногораспределения ресурсов), объединяют ряд разделов математики, позволяющих обосновывать и находить оптимальные решения в экстремальных ситуациях и сложных задачах.

Роль математики в решении организационных задач предельно четко сформулировал выдающийся отечественный ученый, основоположник «Всеобщей организационной науки (тектологии)» А.А. Богданов: «… структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на этой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим. Более того, отношения количественные я рассматриваю как особый тип структурных и саму математику – как раньше развившуюся, в силу особых причин, ветвь всеобщей организационной науки; этим объясняется гигантская практическая сила математики как орудия организации жизни».

Отнесение А.А. Богдановым математики к ветви организационной науки и широкое использование в ней количественных отношений объективно обусловлены историей и практикой развития многих областей большинства научных знаний, связанных с обоснованием и принятием решений. Успешное решение задач организации и управления любым объектом и процессом его создания и целенаправленного воздействия на них для перевода из одного состояния в другое или поддержание в определенном состоянии невозможно без знания количественных характеристик этих объектов и процессов, определяющих их состояние и траекторию развития во времени и в пространстве. Как утверждал Г. Спенсер, наука – это организованное знание (а лучшим способом организации является математика).

Для наглядности, а отнюдь не для доказательства в связи с очевидностью этих положений можно привести по смыслу, а не в виде цитирования высказывания выдающихся мыслителей в отношении необходимости математического мышления и математической формализации и решения сложных задач (например, Леонардо да Винчи говорил о том, что истинная наука всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т.е. числа и меры; а также: - никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если оно не прошло через математическое выражение; К.Маркс – о том, что любая наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться количественными методами исследования; А.Эйнштейн – о том, что в любой науке столько истины, сколько в ней математики; Н.Винер о том, что математика позволяет нам разобраться в том хаосе, который нас окружает; Ж. Л. Лагранж о том, что он поставил целью свести теорию… к общим формулам, простое развитие которых дает все уравнения, необходимые для решения каждой задачи и выразил надежду, что способ, каким он постарался этого достичь, не оставит желать чего-либо лучшего; А.И.Герцен – о том, что в математике мудрено отделываться кудрявыми фразами, алгебра неумолима; античное высказываниематематика – самая примитивная версия правды; К.Вейерштрасс говорил о том, что нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом; Г.В.Лейбниц указывал на тесную связь между математикой и нравственностью, утверждая, что любые споры и противоречия можно разрешать только производя расчеты; А.Шпайзер утверждал, что творческий математик предпочтет заниматься задачами интересными и красивыми; а Джанни Родари утешал своих юных читателей – но ты не беспокойся – решится и твоя задача. А у меня – моя. Наберись терпения. Великая, великая вещь - математика ). А.С.Пушкин утверждал: жизнь украшается двумя вещами – занятием математикой и ее преподаванием.

Использование методов исследования операций в менеджменте – это применение количественных методов к операционным проблемам, созданию организационных структур предприятий и обеспечению их эффективного функционирования. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, включающую цель, ограничения и алгоритм решения задачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.