КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой
Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны. После распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1990 году страны Восточной Европы создали интеграционное объединение под названием «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 года в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулировать развитие торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2001 году зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС. Кроме этого все страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения), а также страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) в период с 1991 по 1995 годы подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что по сути означает реализацию условий первого этапа их интеграции с ЕС — преференциального торгового соглашения. На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Алмаатинскую Декларацию ратифицировали парламенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, последствии Азербайджана, Грузии и Молдовы. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. В январе 1993 года был принят устав СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства. Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс. Яркой иллюстрацией степени экономических взаимосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских и внешнеэкономических операций в общем объеме ввоза и вывоза республик (см. табл. 4.2)
Таблица 4.2. Доля межреспубликанских (числитель)
1 См. Экономика внешних связей Россия. М., С. 576.
Хозяйственные взаимосвязи между новыми государствами не укладываются в рамки обычной внешней торговли с присущей ей широкой альтернативностью рынков. Они технологически детерминированы, в значительной мере представляют собой безальтернативные производственно-кооперативные связи по взаимному обмену сотен тысяч и даже миллионов изделий. Полуфабрикаты на пути к конечному изделию по мере движения через стадии обработки нередко многократно пересекаются во встречных направлениях границы новых государств.
Это свидетельствует о наличии оснований для объединения республик бывшего Советского Союза. Назовем факторы, предопределяющие единение постсоветских государств:
Несмотря на это, тенденции к размежеванию в первый год функционирования Содружества явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях. Одновременно можно выделить следующие 4 группы факторов дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.
Первая группа текущих конъюнктурных факторов, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:
Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал. К ним, например, можно отнести несбалансированность торгового обмена в виде устойчивого пассива большинства республик в отношениях с Россией. Третья группа структурных факторов, затруднявших интеграцию на начальном этапе взаимодействия стран СНГ, включала в себя:
Четвертая группа институциональных факторов, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:
Все это порождало трудности в хозяйственном сплочении Содружества. Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов. Если 1992 год (1-й этап становления СНГ) отличался преобладанием в сфере экономических отношений стран СНГ разъединительных тенденций, то на рубеже 1993 года обнаружились признаки критической переоценки политики государств Содружества. Все более решительно стал звучать мотив реинтеграции. На 2-м этапе формирования СНГ от общих намерений сосредоточить усилия на «формировании эффективных связей между хозяйствующими субъектами в условиях перехода к рыночным отношениям» (заявление Совета глав государств-участников СНГ 22 января 1993 года, Минск) страны пришли к принятию Декларации о поэтапном движении к экономическому союзу (14 мая 1993 года в Москве), а после необходимой работы — к подписанию Договоров о создании Экономического союза (24 сентября 1993 года в Москве). Параллельно велась интенсивная работа по подготовке Соглашения между Белоруссией, Россией и Украиной об углублении экономической интеграции. Договор о создании Экономического союза провозгласил в качестве перспективной цели добровольное и поэтапное воссоздание на новых, рыночных началах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы и рабочая сила. В развитие названного договора был принят ряд важных соглашений, учрежден Межгосударственный Экономический Комитет (МЭК) — постоянно действующий орган формирующегося экономического союза (хотя и без четкого определения его наднациональных правомочий). Таким образом, в 1993 году ситуация в СНГ (по крайней мере, на уровне намерений) существенно изменилась. К этому вело и все более полное осознание в каждом из государств глубины социально-экономического кризиса. Очевидными стали наивность и несерьезность надежд на заметную льготную помощь со стороны развитых стран каждому члену СНГ в отдельности, сложный путь вхождения бывших союзных республик в мировое сообщество. В течение 1992-1993 годов РФ заключила двустороннее соглашение о свободной торговле с большинством независимых государств — республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. На данном этапе функционирования СНГ для России характерна приоритетность именно двусторонних отношений. Хотя в СНГ было заключено несколько сотен многосторонних соглашений в экономической области, более действенными оказались двухсторонние соглашения. Постепенно начала складываться некая «ромашка» — система договоренностей группы независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией. Третьим этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 года и сразу же вступление в силу соглашения «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двухстороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются 12 стран-членов СНГ. Данное соглашение направлено на:
В настоящее время в соответствии с Соглашением «О создании зоны свободной торговли», Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ. НДС и акцизы на товары, импортируемые из стран СНГ, взимаются по тем же ставкам, что и на товары российского производства. Заключение Соглашения о зоне свободной торговли не ущемляет права стран-участниц принимать меры государственного регулирования в таких сферах внешнеэкономической деятельности как:
В целях развития сотрудничества в области развития взаимной торговли страны СНГ подписали еще ряд соглашений. В частности в апреле 1994 года было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, направленное на:
8 июля 1994 года было подписано Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах. Очень важным элементом сближения в области таможенной деятельности являются «Основы таможенного законодательства государств-участников СНГ», одобренные 10 декабря 1994 года, в которых определены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела государств-участников. При этом за ними сохраняется право введения других норм, не противоречащих Основам. Таможенный кодекс РФ соответствует «Основам таможенного законодательства государств-участников СНГ». Итак, под торговые отношения между государствами-участниками СНГ была подведена нормативная база, направленная на гармонизацию системы таможенного контроля и ее максимальное упрощение. Однако по прошествии времени стала очевидной аморфность и неэффективность СНГ в его подобном состоянии, отчетливо проявлись слабости его институциональной и правовой структуры. Органы Содружества фактически лишены реальных властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграционных процессов и предполагаемое создание единого экономического пространства. Подписанные в рамках СНГ соглашения, как правило, не выполняются. Проведенное Исполнительным Секретариатом СНГ исследование показало, что из 880 решений, принятых в Содружестве, реализуются только 130. Четвертый современный этап развития СНГ связан с отражением усиливающейся фрагментацией экономического (и политического) пространства Содружества, с созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ; в частности:
В январе 1995 году было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Разделяя воплощенное в документе стремление к более тесному торгово-экономическому взаимодействию, в марте 1996 году к тройственному союзу присоединяется Киргизия. Эти события стали реакцией четырех названных государств на инертное отношение остальных членов Содружества к реализации договоренности о создании охватывающей все 12 государств СНГ зоны свободной торговли. Таможенный союз намечалось формировать в два этапа. На первом государства-участники собирались отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой, установить единый торговый режим и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе — образовать единое целое из таможенных территорий государств, а таможенный контроль перенести с внутренних границ стран-участниц на внешние границы. В совместном протоколе правительства «тройки» от 22 ноября 1995 г. констатировалось выполнение сторонами требований первого этапа формирования Таможенного Союза и решение приступить к осуществлению второго этапа. Практика, однако, показала, что констатация была преждевременной: и по сей день не достигнуты некоторые параметры первого этапа. Нереализованным остается, в частности, положение о том, что «стороны завершают в 1996 году создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления». Возникли серьезные противоречия среди участников в процессе согласования внешнеэкономической политики, достаточно убедительно доказавшие преждевременность форсированного скачка через этап создания зоны свободной торговли. В результате в первый же год существования «союза четырех» то один, то другой из его членов стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов. Несмотря на все заявления и декларации четырех лидеров, масштабные планы перспективного сотрудничества «в экономической и гуманитарных сферах», в абсолютном большинстве пока так и остаются на бумаге. Наднациональные структуры существуют лишь формально и до сих пор не смогли внести вклад в создание эффективного политического механизма реализации намеченных задач хозяйственного сближения. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. А принятие Киргизии в октябре 1998 года в ВТО ставит теперь ее участие в Таможенном союзе СНГ под сомнение: она вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке». Особое место в интеграционных процессах на постсоветском пространстве занимает российско-белорусский союз. Подписание в апреле 1997 года Договора о Союзе Белоруссии и России стало началом нового этапа в развитии внешнеэкономических связей двух стран. Будучи логическим продолжением и развитием предыдущих двусторонних интеграционных документов, прежде всего Соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией и Белоруссией и Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 года), этот договор выводит взаимоотношения на более высокий уровень интеграции и имеет для обеих стран важное значение. Договор об образовании Сообщества основывался на принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, согласования всей внешней политики, взаимодействия в обеспечении безопасности, охраны границ и др. Были созданы руководящие органы Сообществом (Высший совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов обеих стран; Исполнительный Комитет и Парламентское собрание, состоящее из равного числа парламентариев от каждой из стран). Россия и Белоруссия — крупные заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится около 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. Белоруссия — второй по значению (после Германии) торговый партнер России — 6,8% внешнеторгового оборота РФ в 2000 году. В 1999 году объем взаимного товарооборота двух стран составил 7,0 млрд долл. Для Белоруссии интеграция с РФ создает перспективу значительного расширения рынка сбыта товаров, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими товарами на внутреннем рынке РФ, а также облегчает доступ к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефтепродуктах. Ежегодно в Белоруссию поставляется до 10 млн т нефти и нефтепродуктов и 14 млрд куб. м газа. Белоруссия от этой интеграции также хочет получить приток российских инвестиций в свою экономику и ускорить решение своих хозяйственных проблем. Для России интеграция с Белоруссией принесет следующие выгоды:
В целом, по оценкам экспертов, дееспособный российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии ожидаемый прирост может составить более 40%. Союз с Белоруссией имеет для РФ не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. В условиях фактического отсутствия границы между РФ и Белоруссией западная граница последней по существу является внешней границей России. Ее содержание (300 млн долл. в год) полностью обеспечивает Белоруссия, «разгружая» таким образом российский военный бюджет. Белоруссия — единственная постсоветская республика, на территории которой Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие глобальную безопасность страны, но и продолжает их дополнительное развертывание. В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, приводящих к потерям для России:
Процесс субрегиональной интеграции оказывает на СНГ в целом, противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести этим странам (и в ряде случаев уже приносит) весомые экономические выгоды. По данным исследования, проведенного Центром изучения конъюнктуры цен и рынка, восстановление единого экономического пространства позволило бы странам СНГ без дополнительных инвестиций увеличить производство продукции базовых отраслей более, чем в 1,5 раза, дало бы возможность снизить суммарные затраты Содружества на производство электроэнергии на 20%, в металлургии — на 15%, в машиностроении — почти на 25%. За счет улучшения координации внешнеэкономической деятельности стран СНГ появляется возможность улучшить суммарный торговый баланс Содружества на 15-20 млрд долл. С другой стороны, «дробление» экономического пространства СНГ ставит под вопрос перспективы его развития, как целостной организации, учитывая, что Центрально-азиатский союз и особенно не оформленное еще окончательно объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ) усиливают центробежные тенденции в Содружестве, так как цель создания ГУУАМа — обеспечить совместные, идущие в обход России, транспортные коридоры и коммуникационные системы между Азией и Европой. Тем не менее, анализ динамики внешнеэкономических связей стран-членов СНГ в 1999 и 2000 годы позволяет предположить, что период депрессии во взаимоотношениях остался позади и меры межгосударственного взаимодействия, в виде зоны свободной торговли, дают первые обнадеживающие результаты (табл. 4.3). В 2000 г. взаимный внешнеторговый оборот стран СНГ имел устойчивую тенденцию к росту, превысив показатели 1999 г. на 43,6%. Прирост внешнеторгового оборота России со странами СНГ в том же году составил 33%, превысив темпы прироста ее внешнеторгового оборота с дальним зарубежьем (32,2%).
Таблица 4.3. Внешняя торговля России со странами СНГ
1 См. Внешнеэкономический комплекс России: современное
Государства Содружества до сих пор сохраняют значительный промышленный потенциал. В связи с этим вполне закономерен интерес к развитию на экономическом пространстве СНГ такой формы инвестиционного сотрудничества, как лизинг. Национальные лизинговые ассоциации Белоруссии, России, Украины совместно с Исполкомом создали Лизинговую конфедерацию Содружества «СНГ — лизинг», которая занимается привлечением средств в реальный сектор экономики — пока в авиацию, а в дальнейшем в транспорт и связь стран Содружества. Уже получены первые положительные результаты. Еще одна перспективная форма инвестиционного сотрудничества — создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиамоторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др. Примером функционирования ТНК является образование при участии РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 предприятий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа начала работу по его добыче на территории России и других территориях. Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии и на Кипре. В целом по Содружеству официально зарегистрированные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности. Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и формы собственности не являются непреодолимыми препятствиями.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |