Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны.

После распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1990 году страны Восточной Европы создали интеграционное объединение под названием «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 года в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулировать развитие торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2001 году зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС.

Кроме этого все страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения), а также страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) в период с 1991 по 1995 годы подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что по сути означает реализацию условий первого этапа их интеграции с ЕС — преференциального торгового соглашения.

На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Алмаатинскую Декларацию ратифицировали парламенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, последствии Азербайджана, Грузии и Молдовы. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. В январе 1993 года был принят устав СНГ.

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.



Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.

Яркой иллюстрацией степени экономических взаимосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских и внешнеэкономических операций в общем объеме ввоза и вывоза республик (см. табл. 4.2)

 


Таблица 4.2. Доля межреспубликанских (числитель)
и внешнеэкономических (знаменатель)
операций в общем объеме ввоза
и вывоза республик СССР в 1998 году, в % 1

  Группы республик     Ввоз   Вывоз   Весь оборот
Прибалтика
Литва Латвия Эстония 83/17 82/18 81/19 91/9 92/8 90/10 87/13 87/13 85/15
Закавказье
Грузия Азербайджан Армения 80/20 75/25 82/18 93/7 94/6 98/2 87/13 88/12 89/11
Средняя Азия
Узбекистан Киргизия Таджикистан Туркмения 86/14 80/20 87/13 79/21 85/15 98/2 86/14 92/8 85/15 87/13 86/14 89/11
Другие республики
Россия Украина Белоруссия Казахстан Молдавия 51/49 73/27 79/21 84/16 82/18 68/32 85/18 93/7 91/9 95/5 57/43 79/21 86/14 86/14 88/12

1 См. Экономика внешних связей Россия. М., С. 576.

 

Хозяйственные взаимосвязи между новыми государствами не укладываются в рамки обычной внешней торговли с присущей ей широкой альтернативностью рынков. Они технологически детерминированы, в значительной мере представляют собой безальтернативные производственно-кооперативные связи по взаимному обмену сотен тысяч и даже миллионов изделий. Полуфабрикаты на пути к конечному изделию по мере движения через стадии обработки нередко многократно пересекаются во встречных направлениях границы новых государств.

Это свидетельствует о наличии оснований для объединения республик бывшего Советского Союза.

Назовем факторы, предопределяющие единение постсоветских государств:

  • взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации, сформировавшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;
  • технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на альтернативные внешние рынки;
  • единство применяемых технических стандартов;
  • единство сетей коммуникации;
  • факт сопредельности государств и возможности использования единых транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
  • глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами непременное условие благополучия представителей своей этнической национальности в соседних государствах;
  • общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.

Несмотря на это, тенденции к размежеванию в первый год функционирования Содружества явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях.

Одновременно можно выделить следующие 4 группы факторов дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.

Первая группа текущих конъюнктурных факторов, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:

  • повсеместный спад производства;
  • приоритетное внимание в каждом из государств к удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта;
  • вынужденные административные меры по защите собственного рынка (вследствие крайней дефицитности некоторых видов товаров и несбалансированности по странам уровней цен на продукцию, ужесточения условий обмена, ухудшения условий транзита грузов и т.п.).

Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал. К ним, например, можно отнести несбалансированность торгового обмена в виде устойчивого пассива большинства республик в отношениях с Россией.

Третья группа структурных факторов, затруднявших интеграцию на начальном этапе взаимодействия стран СНГ, включала в себя:

  • несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;
  • низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;
  • отсутствие у России не только передовых, но и средних по классу технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;
  • все более ощутимая потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, в изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Четвертая группа институциональных факторов, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:

  • различия реформационной социально-экономической политики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве;
  • различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, либерализации ВЭД, ее таможенного регулирования, степени прямого государственного управления экономикой.

Все это порождало трудности в хозяйственном сплочении Содружества.

Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов.

Если 1992 год (1-й этап становления СНГ) отличался преобладанием в сфере экономических отношений стран СНГ разъединительных тенденций, то на рубеже 1993 года обнаружились признаки критической переоценки политики государств Содружества. Все более решительно стал звучать мотив реинтеграции.

На 2-м этапе формирования СНГ от общих намерений сосредоточить усилия на «формировании эффективных связей между хозяйствующими субъектами в условиях перехода к рыночным отношениям» (заявление Совета глав государств-участников СНГ 22 января 1993 года, Минск) страны пришли к принятию Декларации о поэтапном движении к экономическому союзу (14 мая 1993 года в Москве), а после необходимой работы — к подписанию Договоров о создании Экономического союза (24 сентября 1993 года в Москве). Параллельно велась интенсивная работа по подготовке Соглашения между Белоруссией, Россией и Украиной об углублении экономической интеграции.

Договор о создании Экономического союза провозгласил в качестве перспективной цели добровольное и поэтапное воссоздание на новых, рыночных началах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы и рабочая сила. В развитие названного договора был принят ряд важных соглашений, учрежден Межгосударственный Экономический Комитет (МЭК) — постоянно действующий орган формирующегося экономического союза (хотя и без четкого определения его наднациональных правомочий).

Таким образом, в 1993 году ситуация в СНГ (по крайней мере, на уровне намерений) существенно изменилась. К этому вело и все более полное осознание в каждом из государств глубины социально-экономического кризиса. Очевидными стали наивность и несерьезность надежд на заметную льготную помощь со стороны развитых стран каждому члену СНГ в отдельности, сложный путь вхождения бывших союзных республик в мировое сообщество.

В течение 1992-1993 годов РФ заключила двустороннее соглашение о свободной торговле с большинством независимых государств — республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. На данном этапе функционирования СНГ для России характерна приоритетность именно двусторонних отношений. Хотя в СНГ было заключено несколько сотен многосторонних соглашений в экономической области, более действенными оказались двухсторонние соглашения. Постепенно начала складываться некая «ромашка» — система договоренностей группы независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.

Третьим этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 года и сразу же вступление в силу соглашения «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двухстороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются 12 стран-членов СНГ.

Данное соглашение направлено на:

  • постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов и количественных ограничений во взаимной торговле;
  • устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг;
  • упрощение и унификацию таможенных формальностей;
  • использование товарной номенклатуры ВЭД, основанной на гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

В настоящее время в соответствии с Соглашением «О создании зоны свободной торговли», Россия не взимает таможенных пошлин при импорте товаров из стран СНГ. НДС и акцизы на товары, импортируемые из стран СНГ, взимаются по тем же ставкам, что и на товары российского производства.

Заключение Соглашения о зоне свободной торговли не ущемляет права стран-участниц принимать меры государственного регулирования в таких сферах внешнеэкономической деятельности как:

  • защита общественного порядка;
  • защита жизни и здоровья людей;
  • охрана животных и растений, окружающей среды;
  • сохранение невосполнимых природных ресурсов;
  • обеспечение национальной безопасности и др.

В целях развития сотрудничества в области развития взаимной торговли страны СНГ подписали еще ряд соглашений. В частности в апреле 1994 года было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, направленное на:

  • совершенствование пассажирского и грузового сообщения между сторонами;
  • пресечение таможенных правонарушений;
  • упрощение таможенных формальностей;
  • на борьбу с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств.

8 июля 1994 года было подписано Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.

Очень важным элементом сближения в области таможенной деятельности являются «Основы таможенного законодательства государств-участников СНГ», одобренные 10 декабря 1994 года, в которых определены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела государств-участников. При этом за ними сохраняется право введения других норм, не противоречащих Основам. Таможенный кодекс РФ соответствует «Основам таможенного законодательства государств-участников СНГ».

Итак, под торговые отношения между государствами-участниками СНГ была подведена нормативная база, направленная на гармонизацию системы таможенного контроля и ее максимальное упрощение.

Однако по прошествии времени стала очевидной аморфность и неэффективность СНГ в его подобном состоянии, отчетливо проявлись слабости его институциональной и правовой структуры. Органы Содружества фактически лишены реальных властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграционных процессов и предполагаемое создание единого экономического пространства. Подписанные в рамках СНГ соглашения, как правило, не выполняются. Проведенное Исполнительным Секретариатом СНГ исследование показало, что из 880 решений, принятых в Содружестве, реализуются только 130.

Четвертый современный этап развития СНГ связан с отражением усиливающейся фрагментацией экономического (и политического) пространства Содружества, с созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ; в частности:

  • союза «четырех» (1996 г.), куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия;
  • союза России и Белоруссии (1997 г.);
  • Центрально-Азиатского союза (1994 г.) в составе которого — Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

В январе 1995 году было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Разделяя воплощенное в документе стремление к более тесному торгово-экономическому взаимодействию, в марте 1996 году к тройственному союзу присоединяется Киргизия. Эти события стали реакцией четырех названных государств на инертное отношение остальных членов Содружества к реализации договоренности о создании охватывающей все 12 государств СНГ зоны свободной торговли.

Таможенный союз намечалось формировать в два этапа. На первом государства-участники собирались отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой, установить единый торговый режим и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе — образовать единое целое из таможенных территорий государств, а таможенный контроль перенести с внутренних границ стран-участниц на внешние границы.

В совместном протоколе правительства «тройки» от 22 ноября 1995 г. констатировалось выполнение сторонами требований первого этапа формирования Таможенного Союза и решение приступить к осуществлению второго этапа. Практика, однако, показала, что констатация была преждевременной: и по сей день не достигнуты некоторые параметры первого этапа. Нереализованным остается, в частности, положение о том, что «стороны завершают в 1996 году создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы управления». Возникли серьезные противоречия среди участников в процессе согласования внешнеэкономической политики, достаточно убедительно доказавшие преждевременность форсированного скачка через этап создания зоны свободной торговли. В результате в первый же год существования «союза четырех» то один, то другой из его членов стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов.

Несмотря на все заявления и декларации четырех лидеров, масштабные планы перспективного сотрудничества «в экономической и гуманитарных сферах», в абсолютном большинстве пока так и остаются на бумаге. Наднациональные структуры существуют лишь формально и до сих пор не смогли внести вклад в создание эффективного политического механизма реализации намеченных задач хозяйственного сближения. Участие в Таможенном союзе осложняет вступление его членов в ВТО, куда стремятся попасть Россия и Казахстан. А принятие Киргизии в октябре 1998 года в ВТО ставит теперь ее участие в Таможенном союзе СНГ под сомнение: она вряд ли сможет выполнить все нормы ВТО, не нарушая своих обязательств перед партнерами по «четверке».

Особое место в интеграционных процессах на постсоветском пространстве занимает российско-белорусский союз. Подписание в апреле 1997 года Договора о Союзе Белоруссии и России стало началом нового этапа в развитии внешнеэкономических связей двух стран. Будучи логическим продолжением и развитием предыдущих двусторонних интеграционных документов, прежде всего Соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией и Белоруссией и Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 года), этот договор выводит взаимоотношения на более высокий уровень интеграции и имеет для обеих стран важное значение.

Договор об образовании Сообщества основывался на принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, согласования всей внешней политики, взаимодействия в обеспечении безопасности, охраны границ и др.

Были созданы руководящие органы Сообществом (Высший совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов обеих стран; Исполнительный Комитет и Парламентское собрание, состоящее из равного числа парламентариев от каждой из стран).

Россия и Белоруссия — крупные заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится около 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. Белоруссия — второй по значению (после Германии) торговый партнер России — 6,8% внешнеторгового оборота РФ в 2000 году. В 1999 году объем взаимного товарооборота двух стран составил 7,0 млрд долл.

Для Белоруссии интеграция с РФ создает перспективу значительного расширения рынка сбыта товаров, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими товарами на внутреннем рынке РФ, а также облегчает доступ к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефтепродуктах. Ежегодно в Белоруссию поставляется до 10 млн т нефти и нефтепродуктов и 14 млрд куб. м газа. Белоруссия от этой интеграции также хочет получить приток российских инвестиций в свою экономику и ускорить решение своих хозяйственных проблем.

Для России интеграция с Белоруссией принесет следующие выгоды:

  • полное снятие ограничений во взаимной торговле, которое обеспечит свободный доступ товаров на белорусский рынок, тем самым улучшив финансово-экономическое положение сотен предприятий РФ;
  • обеспечение устойчивого сбыта в Белоруссию продукции российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и формирование в этой отрасли крупных совместных ТНК;
  • сокращение затрат (при наличии кооперации с белорусскими предприятиями) на организацию производства в оборонной промышленности (доля поставок высококачественной продукции в оборонном заказе РФ из Белоруссии составляет 15%);
  • проникновение российского капитала в Белоруссию путем создания ФПГ с участием обеих сторон;
  • укрепление экономической безопасности России (установление эффективного контроля на внешних границах Белоруссии должно поставить барьер на пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров в РФ через открытую российско-белорусскую границу);
  • удобное географическое положение Белоруссии, через территорию которой идут основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы, два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад, где тариф на транспортировку нефти на 20% ниже, чем по территории Украины.

В целом, по оценкам экспертов, дееспособный российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии ожидаемый прирост может составить более 40%.

Союз с Белоруссией имеет для РФ не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. В условиях фактического отсутствия границы между РФ и Белоруссией западная граница последней по существу является внешней границей России. Ее содержание (300 млн долл. в год) полностью обеспечивает Белоруссия, «разгружая» таким образом российский военный бюджет. Белоруссия — единственная постсоветская республика, на территории которой Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие глобальную безопасность страны, но и продолжает их дополнительное развертывание.

В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, приводящих к потерям для России:

  • полная отмена пошлин, налогов и сборов в торговле с Белоруссией перекрывает один из важных источников пополнения бюджета РФ;
  • убытки от взаимопоставок всех товаров, включая энергоносители, по внутренним ценам страны-производителя;
  • возможны потери в результате незаконного ввоза и вывоза алкоголя, табака и других подакцизных товаров вследствие несогласованной нормативной базы и отсутствия эффективного контроля на внешних границах;
  • задолженность Белоруссии перед Россией за поставки энергоносителей, что неоднократно вынуждало Россию сокращать их поставку. В целом, указанные проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции и многое делается для их преодоления.

Процесс субрегиональной интеграции оказывает на СНГ в целом, противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести этим странам (и в ряде случаев уже приносит) весомые экономические выгоды.

По данным исследования, проведенного Центром изучения конъюнктуры цен и рынка, восстановление единого экономического пространства позволило бы странам СНГ без дополнительных инвестиций увеличить производство продукции базовых отраслей более, чем в 1,5 раза, дало бы возможность снизить суммарные затраты Содружества на производство электроэнергии на 20%, в металлургии — на 15%, в машиностроении — почти на 25%. За счет улучшения координации внешнеэкономической деятельности стран СНГ появляется возможность улучшить суммарный торговый баланс Содружества на 15-20 млрд долл.

С другой стороны, «дробление» экономического пространства СНГ ставит под вопрос перспективы его развития, как целостной организации, учитывая, что Центрально-азиатский союз и особенно не оформленное еще окончательно объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ) усиливают центробежные тенденции в Содружестве, так как цель создания ГУУАМа — обеспечить совместные, идущие в обход России, транспортные коридоры и коммуникационные системы между Азией и Европой.

Тем не менее, анализ динамики внешнеэкономических связей стран-членов СНГ в 1999 и 2000 годы позволяет предположить, что период депрессии во взаимоотношениях остался позади и меры межгосударственного взаимодействия, в виде зоны свободной торговли, дают первые обнадеживающие результаты (табл. 4.3). В 2000 г. взаимный внешнеторговый оборот стран СНГ имел устойчивую тенденцию к росту, превысив показатели 1999 г. на 43,6%. Прирост внешнеторгового оборота России со странами СНГ в том же году составил 33%, превысив темпы прироста ее внешнеторгового оборота с дальним зарубежьем (32,2%).


 

Таблица 4.3. Внешняя торговля России со странами СНГ
в 1997-2000 гг. (млн долл.)1

 

Страна 1997 г. 1998 г. 1999г. 1-е полугодие 2000г.
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Белоруссия Молдавия Украина Азербайджан Армения Грузия Казахстан Киргизия 99,7 40,7 65,4 57,9 84,7 99,2 28,2 50,1 56,8 9,3 16,5 43,6 60,2 14,1 27,8 42,6

1 См. Внешнеэкономический комплекс России: современное
состояние и перспективы. 2000. № 1. С. 114.

 

Государства Содружества до сих пор сохраняют значительный промышленный потенциал. В связи с этим вполне закономерен интерес к развитию на экономическом пространстве СНГ такой формы инвестиционного сотрудничества, как лизинг. Национальные лизинговые ассоциации Белоруссии, России, Украины совместно с Исполкомом создали Лизинговую конфедерацию Содружества «СНГ — лизинг», которая занимается привлечением средств в реальный сектор экономики — пока в авиацию, а в дальнейшем в транспорт и связь стран Содружества. Уже получены первые положительные результаты.

Еще одна перспективная форма инвестиционного сотрудничества — создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиамоторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др.

Примером функционирования ТНК является образование при участии РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 предприятий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа начала работу по его добыче на территории России и других территориях.

Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии и на Кипре.

В целом по Содружеству официально зарегистрированные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и формы собственности не являются непреодолимыми препятствиями.

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.