Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгосударственные общеэкономические и политические организации развивающихся стран

МБРР.

Мировой Банк (МБ).

МВФ.

МО по регулированию международных финансовых отношений.

Систему МО по регулированию международных валютно-финансовых отношений образуют следующие учреждения (рис.14.1):

- Бреттон-Вудские институты: Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк, с которым связаны Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство из гарантирования инвестиций (МАГИ), Международный центр разрешения инвестиционных споров (МЦРИС), образуя, так называему, Группу Мирового банка;

- Банк международных расчетов (БМР);

- Региональные банки развития;


- Организации по регулированию внешней задолженности: Лондонский клуб, Парижский клуб.

Рис. 14.1. Система международных организаций по регулированию международных валютно-финансовых отношений.

 

Решающая встреча по поводу организации Международного валютного фонда (МВФ) и Мрового Банка состоялась в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (Нью-Хемпшир, США), где собрались представители 44 стран. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

МВФ создан для регулирования валютно-расчетных отношений между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам путем предоставления им займов в иностранной валюте. В своей деятельности МВФ руководствуется уставом (Статьи соглашения МВФ (Статьи). Фонд осуществляет свою деятельность как специализированное учреждение ООН. Практически МВФ служит институциональной основой современной международной валютной системы. МВФ имеет следующие цели:

- оказывать содействие международному сотрудничеству консультациями относительно международных валютных вопросов;

- оказывать содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развития производственных возможностей стран-членов;

- оказывать содействие стабильности валют;

- оказывать содействие созданию многосторонней системы платежей по текущим операциям;

- временно предоставлять общие ресурсы (СДР) Фонда странам-членам с целью исправления ими нарушений равновесия их платежных балансов, избегая мероприятий, которые могли бы нанести ущерб на национальном или международном уровнях;

- сократить сроки и масштабы дефицита платежных балансов.

Участники Бреттон-Вудской конференции (1944 г.) поручили Фонду выполнение трех основных функций:

· контроль за соблюдением «кодекса поведения» (тесное сотрудничество по вопросам международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

· предоставление членам фонда финансовых ресурсов для обеспечения соблюдения ими «кодекса поведения»;

· организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Сейчас МВФ выполняет такие функции:

- осуществление надзора за согласованной системой обмена национальных валют;

- предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;

- предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обслуживание).

Условия предоставления кредитов МВФ

Страна, которая требует займа, должна скоординировать свою политику с рекомендациями МВФ, в которых заложены критерии, обязательные для выполнения. Суть этих рекомендаций:

1. Макроэкономическая политика должна быть направлена на обеспечение активного сальдо платежного баланса как главного фактора выплаты основной части долга и процентов.

2. Стабилизация внутреннего спроса за счет ограничения государственных затрат.

3. Использование займов на финансирование производственной сферы; выплата основной части долга и процентов за счет прибыли, полученной в производственной сфере.

4. Обеспечение бездефицитности государственного бюджета благодаря сокращению неоправданных государственных затрат и сдерживанию инфляции.

5. Эффективная налоговая политика, которая будет оказывать содействие развитию инвестирования и предпринимательства и будет обеспечивать сбор налогов для покрытия государственных затрат.

6. Стабилизация денежного обращения.

7. Обеспечение стабильности политической власти.

Страны-члены должны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах страны, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестиций.

 

Главным назначением МБ на момент учреждения было образование международной финансовой организации для поддержки реконструкции и развития национальных экономик после Второй мировой войны. МБ состоит из пяти финансово-кредитных международных организаций (рис.14.1), каждая из которых имеет свой круг целей и задач, а именно:

П осле реализации «Плана Маршалла» МБРР сосредоточил основное внимание на сотрудничестве с развивающимися странами, и прежде всего на предоставлении финансовой помощи беднейшим странам мира, которым, начиная с 40-х гг. одолжили свыше 300 млрд. долл. В конце 80-х — в начале 90-х лет Банк начал оказывать финансовую поддержку странам с переходной экономикой. К этой группе МБРР относил все 15 бывших республик СССР, а также Албанию, Болгарию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Кипр, Польшу, Румынию, Словакію, Словению, Хорватию и Венгрию. Темпы кредитования этих стран с каждым годом возрастали. Если в период с 1989 г. до 1993 г. они получали в средний 2,6 млрд долл. на год, то в 1999 г. — уже 5,29 млрд долл. В 1992 г. Украина, вступив к МБРР и МВФ, стала 167 членом Банка. На 2012 г. членами МБРР являются 187 стран.

Основными целями МБРР являются:

— содействие реконструкции и развития территорий старн-членов посредсвтом поощрения капиталовложений на производственные потребности;

— поощрение частных иностранных капиталовложений и предоставления финансовой помощи с целью развития производственного сектора экономики;

— содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержке равновесия платежных балансов посредством международных капиталовложений в развитие продуктивных сил стран-членов Банка.

МБРР — международное открытое акционерное общество.

Основными требованиями к стране, которая желает вступить в МБРР, являются:

1) независимая внешняя политика;

2) соблюдение прав и обязанностей, определенных в уставе Банка;

3) членство в МВФ. Чтобы выйти с МБРР по собственному желанию, страна должна расплатиться по взятых ею кредитах МБРР.

Если страна не выполняет своих обязательств перед Банком, по решению большинства членов Совета управляющих (что владеют большинством голосов) она должна прекратить свое членство в Банка на один год. Автоматически прекращают членство в Банка и те страны, которые исключаются из Международного валютного фонда. За всю историю существования Банка за хроническое невыполнение своих обязательств лишь одна страна (Чехословакия) была исключена из числа его членов в 1954 г. и только в 1990 г. она повторно вступила в Банк.

Основные н аправления деятельности МБРР:

— предоставление развивающимся странам и странам с переходной экономикой долгосрочных кредитов под конкретные проекты на развитие производственной сферы и создания инфраструктуры при условии, что они не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным;

— предоставление кредитов для преодоления трудностей макроэкономического характера и на структурную перестройку;

— предоставление технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой;

— гарантирование погашения задолженности соответствующим правительством;

- участие в создании специальных трастових (доверительных) фондов, средства которых обеспечивают МБРР возможность мобилизовать вместе с партнерами ресурсы на предоставление грантов, и управление этими фондами по доверенности партнеров.

В зависимости от назначения Банк предоставляет такие виды инвестиционных кредитов:

специальные инвестиционные кредиты — для создания новых производственных мощностей и/ли развития новых (или вывод на запланированную мощность существующих) объектов экономической, социальной или институционной инфраструктуры в членах-странах-членах МБРР;

- кредиты финансовым посредникам — для поддержки финансовых агенств, которые должны предоставлять кредиты национальным клиентам, и содействовать повышению операционной эффективности этих финансовых учреждений;

чрезвычайные постконфликтнные кредиты для восстановления производств после чрезвычайных событий, от войны, общественных волнений, естественных катаклизмов и т.п.;

-технической помощи — для поддержки юридических лиц, которые занимаются разработкой политики, стратегии и институциональных реформ в сферах реформирования общественных предприятий и распродажи активов, гражданской службы и правовой реформы, управление государственным бюджетом, а также разработкой экономической политики;

-адаптационные программные кредиты — внедренные в сентябре 1997 г. для финансовой поддержки долгосрочных программ развития, которые реализуются в процессе осуществления совокупности последовательных операций. Оценка и контроль выполнения этих программ осуществляются с помощью регулярного мониторинга достигнутых результатов на основе определения предварительно обусловленных индикаторов;

-кредиты на обучение и новации - внедренные в сентябре 1997 г. для поддержки наиболее актуальных пилотних проектов наращивания экономического потенциала, экспериментальных перспективных проектов развития или исследовательских моделей местного значения, которые бы в случае их успешного завершения могли в дальнейшем составить основу для масштабных программ Банка в этой стране. Объем средства, выделенных на эти кредиты, не может превышать 5 млн долларов.

— кредиты структурного регулирования — на финансовую поддержку трансформации экономической политики и осуществление институциональных реформ в странах, которые получают кредиты. Выполнение программы контролируется по специальному графику на основе наблюдения за предварительно согласованными запланированными макроэкономическими индикаторами, которые должны быть достигнутые;

- кредиты структурной перестройки сектора — на поддержку изменений в политике и институциональных реформ. Они также предусматривают предшествующую разработку программы макроэкономических преобразований, план ее поетап­ной реализации и мониторинг ее выполнения.

-кредиты на восстановление — на поддержку правительственной политики реформ, направленных на развитие частного сектора в области срочного восстановления ключевых объектов инфраструктуры и производственных мощностей;

кредиты на сокращение задолженности — на помощь странам-хроническим должникам с высоким уровнем задолженности по уплате основного коммерческого долга и процентов для снижения задолженности этих стран к определенному управляемому уровню по кредитам, предоставленных на среднесрочные программы структурной перестройки. Объемы этих кредитов ограничиваются заданной Банком долей в общем объеме кредитов, которые выделяются на цели структурной перестройки.

 

 

Лига Арабских государств, или Арабская лига (ЛАГ) [www.arableagueonline.org] была образована в 1945 году семью арабскими государствами (Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания — название Иордании до 1946 г.) с целью углубления связей между государствами-членами в разных сферах (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение), координации действий для защиты национальной безопасности и обеспечения независимости и суверенитета, реализации общих интересов стран-членов.

В настоящее время (по состоянию на 2012 г.) в составе ЛАГ 20 арабских и 2 дружественных им неарабских государств: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморы, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.

Организационная структура ЛАГ: совет, комитеты, секретариат, совет по экономическим вопросам, объединенный совет обороны, постоянная воинская комиссия.

ЛАГ основала ряд институтов и специализированных организаций: Арабская организация по вопросам образования, культуры и науки; Арабская организация менеджмента; Арабская организация труда; Совет арабского экономического единства. Арабский фонд экономического и социального развития, Арабский банк экономического развития в Африке, Арабский институт спутниковой связи, Арабская организация аграрного развития, Арабская организация стандартизации и метрологии, Арабская академия морского транспорта. Совет гражданской авиации арабских стран, Объединение арабских радиостанций, Арабский почтовый союз, Арабский союз телекоммуникаций, Арабский валютный фонд, Арабская организация здравоохранения, Арабский институт нефти и др. Совет по экономическим вопросам, Объединенный совет обороны, постоянная воинская комиссия, которые состоят из председателей и представителей соответствующих национальных учреждений, созданные и действуют на основе Пакта об общей обороне и сотрудничестве. Штаб-квартира организации находится в Каире (Египет).

 

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) основана в 1967 шестью странами (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд), в настоящее время (по состоянию на 2012 г.) в составе 10 стран-членов – к вышеназванным присоединились Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма. [http://www.aseansec.org/18757.htm]

Цели организации: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурных сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе на основе общих действий в духе партнерства и равноправия; поощрение активного сотрудничества и взаимной поддержки в экономической, социальной, культурных, технической, научной и административной сферах; взаимодействие в сфере науки и образования, сельского хозяйства, промышленности и др.; содействие тесному сотрудничеству с международными региональными организациями.

На современном этапе Ассоциация направляет свою деятельность на углубление региональной интеграции и прием с этой целью новых членов. В соответствии с Сингапурской декларацией (ноябрь 2007 г.) планируется:

- создание до 2015 года Экономического сообщества АСЕАН;

- установление общего льготного таможенного тарифа на некоторые виды продукции;

- создание региона мира, свободы и нейтралитета, а также зоны, свободной от ядерных отбросов;

- углубление сотрудничества, в особенности с Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Республикой Корея, Новой Зеландией и США;

- углубление сотрудничества в таких новых для АСЕАН сферах, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, транспорт, сельское хозяйство, окружающая среда;

- укрепление институтов АСЕАН.

Для реализации этих задач был создан региональный форум АСЕАН, официальной целью которого является утверждение целей и принципов Договора о дружбе и сотрудничестве в Северо-Восточной Азии как общепризнанного кодекса поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация экономического сотрудничества и развития | За время существования ГАТТ таких раундов состоялось восемь. В настоящее время проводится (по состоянию на 2011 г.) девятый раунд в г.Доха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.