Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные проблемы специального образования

Ранняя абилитация детей с дизонтогенезом — одна из наиболее важных проблем, от степени ее решения во многом зависит состояние других проблем. Чем больше будет вложено усилий в раннюю коррекционную помощь новорожденному ребенку с нарушением онтогенеза (индивидуального развития), тем успешнее будет осуществляться становление и развитие всех его психофизических функций, тем меньше придется в будущем тратить средств на реабилитацию. Прежде раннее вмешательство, особенно в психолого-педагогическом смысле, практически не имели места в нашем обществе. Основная коррекционная работа начиналась только тогда, когда ребенок достигал школьного возраста, в лучшем случае в дошкольном периоде, когда многие сензитивные периоды были упущены.

Интегрированное обучения и воспитание — организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегрегацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потребностями.

Индивидуализация программ коррекционного воздействия (обучения, воспитания и развития). Решение этой проблемы стало возможным только в условиях гуманизации системы образования. В прошлом индивидуальные программы также имели место, но они рассматривались скорее как исключение, а не как норма. Современный девиз: «Каждому ребенку — своя программа развития!».

Разработка и внедрение новых информационных технологий — проблема, вызванная современным уровнем развития науки и техники. Компьютерные технологии, современные средства связи, создание аппаратуры на цифровой основе не только активно входят в жизнь людей интеллектуальных профессий, но и эффективно работают в системе коррекционно-реабилитационного процесса. Новые информационные технологии успешно могут компенсировать утраченное зрение, слух, двигательные и другие функции.

Создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг. Специальное образование является частью системы общего (массового) образования, которая под воздействием новых социально-политических и социально-экономических причин претерпела за последние годы значительные изменения — от безвариативности к широкому разнообразию как по форме, так и по содержанию.

Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки. Эта проблема может быть отнесена к разряду «вечных», так как ее пытаются решить во все времена. Но никогда она не была такой важной, как сейчас — в условиях роста конкуренции и появившейся безработицы. Тем не менее имеется целый ряд позитивных примеров ее решения, когда акцент делается на изучение рынка труда и сбыта, интеллектуализацию рабочих профессий, уход от подготовки рабочих для крупных предприятий, обучение ремеслам, народным промыслам.

Коррекционное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями. До недавнего времени большинство детей с резко ограниченными возможностями входили в так называемую «необучаемую» группу, что составляло примерно 2/3 от всех детей с нарушениями развития. Решение этой проблемы приходится фактически начинать с нуля: разрабатывать содержание, формы, методы и приемы обучения и воспитания. В отдельных случаях этот процесс ограничивается модификацией поведения с применением условно рефлекторного метода.

Лингвосемантическая проблема сводится к правильному использованию терминологии, и она имеет несколько аспектов: научный, практический, межнациональный, межведомственный и нравственный. Одной из причин отсутствия взаимопонимания между специалистами одной области, но разных стран, специалистов разных областей внутри одной страны является различное толкование одних и тех же понятий и терминов. Многие научные термины зачастую используются в качестве оскорблений. В связи с этим помимо разработки, совершенствования, пересмотра международных классификаций болезней и нарушений требуется колоссальная воспитательная работа так называемой «здоровой» части общества.

Профессионально-педагогический словарь может отличаться в зависимости от аудитории общения. Так, сохраняется некоторая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, однако она используется в узком профессиональном кругу и не может быть языком общения специалистов с воспитанниками или их родителями, тем более выливаться на страницы массовых периодических изданий.

Проблематика исследований определяет задачи коррекционной педагогики.

Реформирование отечественного специального образования на современном этапе имеет исключительные особенности. Его необходимость была обусловлена сложившейся в Советском Союзе кризисной ситуацией, которая характеризовалась следующими обстоятельствами: социальная маркировка детей с особыми потребностями как дефективных, искусственная изоляция в особом социуме, жесткость и безвариативность форм получения образования и системы специальных учреждений, выделение группы «необучаемых», почти полное исключение семьи из процесса воспитания и обучения и др.

Таким образом, институты образования никогда прежде не сталкивались с таким объемом реформируемых объектов, изменение которых требует, прежде всего, изменения сознания, коренной ломки сложившихся стереотипов. Любая реформа, даже незначительная, требует капиталовложений. Нынешняя реформа, несмотря на свой глобальный характер, проходит в условиях крайнего дефицита финансовых средств. По преодолению этих барьеров, выработке стратегии и тактики действий в направлении гуманизации и оптимизации системы специального образования активно работают центры науки и практики.

Трансформирование специального образования в Республике Беларусь осуществляется поэтапно с 1998 по 2010 годы по трем основным направлениям:

§ организационно-структурные преобразования;

§ обновление содержания специального образования;

§ совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Современные правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования закреплены Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», принятом в мае 2004 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Проблемное поле коррекционной педагогики | Тема 2. Общая характеристика нарушений психофизического развития. Основные категории лиц с особенностями психофизического развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.