Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные основы жизненного цикла

Глава 12. Возраст и неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Обряды перехода от одного жизненного этапа к другому

Социальные основы жизненного цикла

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО СЛОЯ

Глава 12. Возраст и неравенство

Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

 

 

 

Каким образом складывается наше представление об этапах жизни и соответствующем поведении? Почему 18-летнего человека считают тинэйджером, а в 21 год его называют взрослым? Когда средний возраст переходит в старость?

 

 

 


 

 

 

Нам кажется естественным делить жизнь человека на несколько различных этапов: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст, старость. Но некоторые из этих "естественных" понятий сформировались совсем недавно. В обществах средневековой Европы с детьми обращались как со взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и присмотра. В то время не существовало представления о детстве как отдельном жизненном этапе (Эриэс, 1965). До XVII в. слово "бой" (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово "ребенок" было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту (Пламб, 1972).

Совсем недавно Нейл Постман (1982) выдвинул несколько сомнительную идею о том, что колесо истории совершило полный оборот и понятие детства снова "исчезает", но по другим причинам. Он считает, что под влиянием потока информации по вопросам секса, смерти, болезней, денег и таких сложных психологических состояний, как депрессия, распространяемых средствами массовой информации (особенно телевидением), общество считает в настоящее время невозможным "скрывать какие-либо сведения о жизни". По мнению Постмана, это способствует росту детской преступности, тенденции к ранней половой жизни и увеличению числа венерических заболеваний. Вероятно, идея об "исчезновении" детства является преувеличением, но тем не менее под влиянием средств массовой информации разрушается представление, что взрослые должны получать информацию о том, что происходит в мире, а детям кое о чем не положено сообщать.

Понятия о других этапах жизненного цикла "выдуманы" относительно недавно. В колониальной период не придавалось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи (Демос, 1970). Пожилой возраст, в прошлом означавший неспособность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоциироваться с выходом на пенсию. С 1930 г. в связи с массовым выходом на пенсию "пожилой возраст" стали отсчитывать с 65 лет, а иногда и с более раннего возраста, даже, несмотря на способность большинства пенсионеров плодотворно трудиться.

Мы не знаем, почему в обществах "придуманы" отдельные этапы жизненного цикла. Однако, рассмотрев причины формирования понятия юности в конце XIX - начале XX в., можно убедиться, что определенные социальные перемены, в особенности промышленная революция, играли основную роль в этом процессе. В связи с индустриализацией наметилась тенденция к разрушению двух довольно легких способов усвоения детьми ролей взрослых. Во-первых, речь идет о системе обучения ремеслам, при которой молодых людей подготавливали для роли взрослых в течение многих лет работы под контролем опытных мастеров. Во-вторых, существовала система домашнего обслуживания, когда молодых слуг обучали слуги более опытные. В ходе индустриализации возникло много новых профессий, в какой-то мере вытеснивших ремесла и домашнее обслуживание.

В начальный период промышленной революции дети сразу шли работать на фабрики и т.п. Но впоследствии детский труд был запрещен или по крайней мере рабочий день детей был ограничен. Образовался разрыв между детством и возрастом, связанным с началом трудовой деятельности. Появились опасения, что безделье молодых будет способствовать росту преступности. Вероятно, формирование понятия "юность" и обучение в средней школе, благодаря которому молодые люди чем-то заняты на этом этапе жизни, в какой-то мере обусловлены социально-экономическими переменами, вызванными индустриально-экономическими, т.е. индустриализацией (Мазгрейв, 1965). Таким образом, отнюдь не являясь строго установленным этапом развития человека, юность - социально обусловленное понятие, возникшее в определенный исторический период.

 

 

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неформальные возрастные нормы | Обряды перехода от одного жизненного этапа к другому
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.