Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль коммуникационных каналов в развитии социальных коммуникаций




СОДЕРЖАНИЕ

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

Г 72

ББК 78я73

УДК 655(071.1)

Челябинск 2009

Цикл дисциплин направления

Часть 1. Общепрофессиональные дисциплины.

Библиотечные информационные ресурсы

И направлению

Библиотечно-информационная деятельность

По специальностИ

При подготовке к государственной аттестации

В помощь студентам

Конспекты обзорных лекций

Утверждаю

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Институт документальных коммуникаций

Челябинск 2009

Цикл дисциплин направления

Часть 1. Общепрофессиональные дисциплины.

Библиотечные информационные ресурсы

 

 

 


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Первый проректор

______________ Н. П. Соболенко

«___» ______________ 2009 г.

 

 


 

Г 72 Конспекты обзорных лекций в помощь студентам при подготовке к государственной аттестации по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность и направлению 071200 Библиотечные информационные ресурсы: Часть 1. Общепрофессиональные дисциплины. Цикл дисциплин направления / ФГУ ВПО Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Н. О. Александрова, В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул, К. Б. Лаврова, И. Ю. Матвеева, Л. В. Сокольская, Ю. П. Степанова, Г. Ф. Федосенко. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 51 с. – (ИГА: учебно-методический комплекс).   Конспекты обзорных лекций предназначены студентам выпускного курса дневного и заочного отделений для подготовки к государственному экзамену по специальности 071201 Библиотечно-информационная деятельность и направлению 071200 Библиотечные информационные ресурсы.

 

 

© Челябинская государственная

академия культуры и искусств, 2009


 

1. Роль коммуникационных каналов в развитии социальных коммуникаций (В. Я. Аскарова, И. Ю. Матвеева) ……………………………………………….6

2. Эволюция социальных коммуникаций (В. Я. Аскарова, И. Ю. Матвеева).7

3. Понятие «документ». Функции и способы документирования (Ю. В. Гушул) ………………………………………………………………………9

4. Отечественное библиотековедение как наука. Организация НИР в библиотековедении (Л. В. Сокольская) …………………………………………………11

5. Библиотека: понятие. Социокультурный статус современных отечественных библиотек, их миссия и функции (Л. В. Сокольская) …………………….13

6. Библиотечное дело как отрасль информационно-культурной деятельности: понятие, принципы организации, современное состояние и направления его совершенствования (Л. В. Сокольская) …………………………………………15

7. Национальная библиотека: понятие. РГБ, РНБ, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина как национальные библиотеки России; их место в современной системе библиотек страны (Л. В. Сокольская) ………………………...17

8. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды. Современные проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек (Л. В. Сокольская) ……………………………………………...19

9. Универсальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования (Л. В. Сокольская) …………………….23

10. Специальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования (Л. В. Сокольская) …………………….24

11. Библиография как общественное явление: сущность, основные трактовки, структура (Ю. В. Гушул) …………………………………………………………26

12. Документ как объект библиографирования (Ю. В. Гушул) ………………27

13. Библиографическая информация – посредник в системе социальных (документальных) коммуникаций (Ю. В. Гушул) ………………………………….28

14. Процессы библиографической деятельности: общая характеристика (Ю. В. Гушул) ……………………………………………………………………..30

15. Видовая классификация библиографии как научная проблема. Классификация библиографических пособий (Ю. В. Гушул) …………………………….31

16. Библиографоведение: формирование, структура, организация и персоналия (Ю. В. Гушул) ………………………………………………………………..33

17. Язык библиографического описания: теоретические основы (К. Б. Лаврова, Г. Ф. Федосенко) ………………………………………………...34

18. Национальная (государственная) библиография. Структура системы ГБУ России (Ю. В. Гушул) …………………………………………………………….36

19. Мировые классификационные системы (ДКД, УДК, ББК): теория, история, сравнительная характеристика (К. Б. Лаврова, Г. Ф. Федосенко) ………..37

20. Технологические процессы в библиотеках (И. Ю. Матвеева) ……………39

21. Ресурсное обеспечение библиотечной технологии (И. Ю. Матвеева) …...40

22. Продукты и услуги библиотек (И.Ю. Матвеева)…………………………..43

23. Основные этапы развития отечественного библиотечно-библиографического краеведения (Ю. П. Степанова) ……………………………………………………45

24. Краеведческое библиографоведение (Ю. П. Степанова) …………………..47

25. Библиотечно-библиографические исследования: роль и значение, теория и методология (В. Я. Аскарова) ……………………………………………………48


Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линяя связи, по которой сообщения от коммуниканта движутся к реципиенту. Коммуникационный канал – это материальная сторона социальной коммуникации, он использует различные средства для создания, передачи и восприятия сообщения. В его структуру входят знаки, языки, материальные носители сообщений, технические устройства.

Древнейшим коммуникационным каналом является невербальный канал. С формированием и развитием человеческой речи возник вербальный канал. Эти два канала называются естественными, поскольку используют врожденные средства передачи информации.

Все остальные каналы имеют искусственное происхождение, они возникают в условиях отсутствия непосредственного контакта участников коммуникации. Эволюция коммуникационных каналов представлена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Эволюция коммуникационных каналов

 

Таким образом, в зависимости от материально-технического оснаще­ния различаются три группы коммуникационных каналов:

1) Устная коммуникация, использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов как музыка, танец, поэзия, риторика.

2) Документная коммуникация, применяющая искусственно созданные документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и пространстве.

3) Электронная коммуникация, основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешенные, гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств в устной и документной коммуникации.

Развитие коммуникационных каналов существенно влияло на развитие общества, социально-коммуникационных институтов (в том числе библиотеки) и предопределило эволюцию общественно-коммуникационных систем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.