Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественное библиотековедение как наука. Организация НИР в библиотековедении





Библиографический список

1. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение : учебник / Н. Н. Кушнаренко. – 2-е изд. , перераб. и доп. – Киев : Знання, 2000. – 400 с.

2. Ларин, М. В. Развитие понятия «документ» / М. В. Ларин // Делопроизводство. – 2000. – № 1. – С. 5 – 9.

3. Плешкевич, Е. А. Новый подход к определению понятия «документ» в книговедческих дисциплинах / Е. А. Плешкевич // Науч. и техн. информ. Сер. 1. Организация и методика информ. работы. – 2005. - № 3. – С. 4 – 7.

4. Столяров, Ю. Н. Номинационная составляющая документа / Ю. Н. Столяров // Делопроизводство. – 2005. – № 2. – С. 25 – 28.

5. Столяров, Ю. Н. Синтакционная составляющая документа / Ю. Н. Столяров // Делопроизводство. – 2006. – № 4. – С. 20 – 23.

Ю. В. Гушул

Современное библиотековедениеобладает установленными науковедением признаками науки. Главный из них – наличие объекта изучения. Традиционно начиная с конца XIX в. объектом библиотековедения считается библиотека (ведение, т. е. знание, о библиотеке). Однако современное библиотековедение как наука изучает не только библиотеку как замкнутый объект (то, что в библиотеке), но, прежде всего, библиотеку как общественный институт, как часть коммуникативной системы. В этом содержании среди многих вариантов определения объекта библиотековедения наибольшее признание получил вариант, предложенный А. Н. Ванеевым: объектом библиотековедения является коммуникативная система «документ – библиотека – пользователь».

Предмет наукиразделяет близкие науки, конкретизирует их, предмет науки – это те стороны, свойства общего для ряда наук объекта, которые исследуются данной наукой. Предмет библиотековедения – закономерности, принципы формирования, развития и функционирования библиотек и библиотечных систем, взаимодействие библиотек в различных аспектах. Методология библиотековедения – это «учение о принципах построения, формах и способах научного познания объекта библиотечной науки» (А. Н. Ванеев).

В структуре методологии российского библиотековедения выделяют три части: 1. мировая философия; 2. наука логика; 3. научная методика библиотековедения как совокупность общенаучных и частных методов (среди них – качественных и количественных). Библиотековедение использует общенаучные методы (такие как анализ, синтез, наблюдение, сравнение, абстрагирование, эксперимент, моделирование, прогнозирование и др.). Из частнонаучных методов особенно активно в библиотековедении используются социологические методы (анкетирование, интервьюирование и т. п.). Признано, что библиотековедение обладает достаточно развитой методологией, которая постоянно совершенствуется.



Структура библиотековедения – это его строение и внутренняя организация. Традиционный подход к ее пониманию признает наличие общей части библиотековедения (теория, методология, история библиотековедения) и частного (функционального) библиотековедения (учение о библиотечных фондах, учение о библиотечных каталогах, теория обслуживания читателей, теория функционирования библиотек и библиотечных систем и др.). Нетрадиционный подход основан на процессе интеграции наук (библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная статистика, библиотечная этика, библиотечная эстетика, история библиотечного дела, экономика библиотечного дела и др.). Возможно структурирование библиотековедения и по другим параметрам: составу фондов, категориям читателей, типам библиотек, территориально-региональному и др.

В развитии любой науки важное ценностное значение имеют ее связи с другими науками. Цели взаимосвязей библиотековедения с другими науками: использование достижений других наук для решения проблем библиотековедения; использование методов других наук; использование достижений библиотековедения для обогащения других наук. Виды связей библиотековедения с другими науками: методологические (с философией, логикой, историей, теорией культуры); общеобъектные (с библиографоведением, информатикой, книговедением); обогащающие: на их стыке – новые дисциплины (социология – психология, педагогика, экономика, лингвистика, математика и др.).

Исследования в области библиотековедения в России осуществляются сложившейся системой учреждений на нескольких организационных уровнях. Академический уровень: реализуется в форме существования научного отделения «Библиотековедение» Международной академии информатизации; отраслевой уровень: в библиотечной отрасли нет специализированного НИИ библиотековедения, однако статус НИИ присвоен крупнейшим научным библиотекам; вузовский уровень: ведущими интеллектуальными центрами российского библиотековедения среди отраслевых вузов являются МГУКИ и СПбГУКИ; локально-территориальный уровень: в библиотековедении он представлен научными библиотеками государственного и регионального значения; уровень общественных объединений: представлен Российской Библиотечной Ассоциацией, Независимым фондом чтения им. Н. А. Рубакина и др.; специализированные научно-исследовательские центры: в настоящее время в качестве таковых известны Российско-германский центр библиотековедения во МГУКИ, центр международного библиотековедения во ВГБИЛ им. М. И. Рудомино; разовые акции: представлены деятельностью временных научных коллективов для проведения конкретных исследований (например, при разработке концепции развития библиотечного дела, создании законодательного акта и т. п.).

Результатом научно-исследовательской деятельности является научный библиотечный продукт, представленный в настоящее время в книжных и периодических изданиях.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы библиотечной науки и практики (по итогам заседания редакционного совета журнала «Библиотековедение») // Библиотековедение. – 2005. – № 3. – С. 15-23.

2. Клюев, В. К. Подтвержден статус библиотековедения как академической науки / В. К. Клюев // Библиотековедение. – 2004. – № 2. – С. 129-131.

3. Соколов, А. В. Объект и предмет библиотековедения: что? как? // А. В. Соколов // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 19-23.

Л. В. Сокольская



5. Библиотека: понятие. Социокультурный статус современных отечественных библиотек, их миссия и функции

Актуализация вопроса «Что такое библиотека?» связана свозрастанием роли информации в обществе; изменением форм носителей информации; значительными преобразованиями в библиотечной деятельности; активным развитием других (новых) информационных институтов. Причины, осложняющие определение понятия «библиотека»: внешняя простота и понятность объекта при его сложной внутренней организации в действительности; многочисленность (130 тыс.) и разнообразие видов библиотек; выраженная адаптивность библиотек (меняются в соответствии с требованиями времени). Значение создания и использования адекватного определения понятия «библиотека»: способствует целенаправленному развитию библиотечной практики; обеспечивает эффективное развитие библиотековедения; свидетельствует о «качестве» библиотечной науки (состояние профессиональной терминологии является фактором состояния отраслевой науки); задает правильные нормативные (юридические) действия в отношении развития библиотек, обеспечивает «правильное» общественное отношение к библиотекам.

Эволюция понятия «библиотека»: хронологическая «цепочка» развития понятия «библиотека» на уровне его видов: производственные – обыденные – научные – учебные – официальные. При этом, начиная со второго «звена», его появление означало продолжение существования и развития предыдущих. Согласно принятому в 1994 г. Закону РФ «О библиотечном деле», библиотека – это «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование юридическим и физическим лицам».

В целом эволюция понятия «библиотека» происходила в направлениях:

а) расширения и углубления представлений о самом объекте – от «просто» хранилища книг до значимого социального учреждения с развитой системой задач и функций;

в) расширения разработчиков понятия – от элементарных представлений ее создателей-«непрофессионалов» до комплексного интереса к понятию участников всех сфер, причастных к функционированию современной библиотеки;

с) изменения статуса проблемы – от отношения к ее осмыслению как частного вопроса в общей системе представлений о библиотечном деле к его признанию в качестве центральной задачи теоретического, практического и юридического значения.

Системный подход к определению понятия «библиотека» (Ю. Н. Столяров «Библиотека как система»). МТБ, Д, П, Б – родовые, исходные элементы библиотеки как системы. Библиотека является системой, так как:

1. состоит из более чем одного элемента, каждый из которых является обязательным для ее существования;

2. все элементы библиотеки тесно взаимосвязаны: изменение одного ведет к изменению каждого из других, разрушение одного ведет к разрушению других и всей системы в целом.

Исходя из социального предназначения библиотеки, библиотековедами она рассматривается с двух позиций: 1) как социокультурный институт; 2) как социально-коммуникативное учреждение. За период эволюции библиотеки по- разному осуществляли практическую деятельность, но их сущность как социального института оставалась неизменной: обеспечение возможности интеллектуального совершенствования, социализации людей (Социализация – усвоение человеком норм, образцов жизни).

Два подхода к рассмотрению сущности библиотеки как социального института: культурологический (библиотека есть документальная модель культуры общества); информационный(кумуляция, предоставление и распространение информации во времени). Деятельность библиотеки как социального учреждения составляет социальная информационная ориентация населения. Функционирование библиотеки как социального института и как социального учреждения обеспечивается законом социальной обусловленности библиотечного дела: организация и содержание деятельности библиотек напрямую зависят от социальных приоритетов.

Понятие «миссия библиотеки» используется с середины 1990-хгодов в двух аспектах – широком и узком. Широкий – предназначение библиотеки как социального института: «миссия Библиотеки» - это поручение, которое дается ей обществом. В ФЗ «О библиотечном деле» данное понятие еще не используется, но общий смысл из содержания Закона вычленяется: «Быть гарантом доступности информации, способствовать утверждению в обществе общечеловеческих принципов и норм, воспитывать российского гражданина путем предоставления ему доступа ко всей мировой культуре». Узкое понимание миссии – более детально сформулированное утверждение, для чего существует конкретная библиотека (отражает ее вид, уникальность).

В составе функций библиотеки две части: 1. социальные функции, обуславливаемые внешней средой – обществом; 2. прикладные (производственные) функции, определяемые непосредственно профессионалами. При наличии разных подходов к классификации социальных функций библиотеки есть и объединяющее их начало: 1. признание много(поли)функциональности библиотеки; 2. признание неравнозначности всех функций библиотеки:выделение изначальных неизменных перманентных и соответствующих современной действительности функций библиотеки.

Группы социальных функций библиотеки: главные (сущностные). Определяют сущность библиотеки: ради чего создана. Относятся: 1. кумулятивная (сбор документов); 2. мемориальная (целенаправленная деятельность библиотеки по формированию и сохранению фонда документов); 3. коммуникационная (многосторонняя деятельность библиотеки по обеспечению пользователей документами в виде первоисточников или вторичной информации, способствующая усвоению культурного, интеллектуального потенциала, активизации обращения знаний в обществе).

Производные функции – как социально-коммуникативного учреждения.

1. основные (типообразующие): а) содействие учебной деятельности пользователей; б) содействие профессионально-производственной деятельности пользователей; в) содействие научной деятельности пользователей; г) содействие самообразовательной деятельности пользователей и организации их досуга. 2. явленческие:имеют вторичный характер, их число не ограничено, они наиболее подвержены изменениям. К ним относятся просветительная, воспитательная, производственная, рекреационная (общение, отдых), гедонистическая (удовольствие), идеологическая, досуговая, социализирующая и др. функции.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1845; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.