Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для плательщиков страховых взносов в 2012 - 2013




 

База для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса
ПФР ФСС ФОМС
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 22 % из них: 2,9 % 5,1 %
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 10,0 % солидарная часть тарифа 0,0 % 0,0

Вопрос 13. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом Российской Федерации

 

Конспект ответа

 

Государственный кредит – это система экономических отношений, в которые государство вступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

Государство является гарантом (так называемый условный госкредит), когда берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых юридическими лицами или органами государственной власти нижестоящего уровня. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

1) фискальная – средства государственных займов являются одним из возможных источников государственных средств;

2) распределительная – госкредит обеспечивает перераспреде­ление части национального дохода от кредиторов к заемщикам для формирования государственных фондов и реализации функций государства. Использование госкредита позволяет расширить реализацию функций государства без увеличения налогового бремени в текущем периоде;

3) регулирующая – она проявляется в том, что осуществление займов влияет на состояние денежного обращения в стране, уровень процентных ставок на финансовом рынке и, следовательно, на объемы производства и занятость.

4) Контрольная функция – благодаря госкредиту государство может контролировать перераспределение, целевой характер и эффективность использования части доходов, которые перераспределяются через систему госкредита.

Таблица 13.1

Виды государственных займов

Критерий Виды государственных займов
1. По месту размещения - внутренние (в национальной валюте); - внешние;
2. По субъектам заемных отношений - займы федерального правительства; - займы субъектов Федерации; - муниципальные займы;
3. В зависимости от обращаемости на рынке - рыночные; - нерыночные;
4. По характеру выплачиваемого дохода - выигрышные; - дисконтные (беспроцентные); - процентные; - целевые;
5. По срокам погашения - краткосрочные (до 1 года включительно); - среднесрочные (1-5 лет); - долгосрочные (5-30 лет);

Рыночные займы свободно продаются и покупаются на финансовом рынке (например, государственные облигации).

Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь опреде­ленных инвесторов (например, государственные займы под пенсионные фонды).

Выигрышные займы предполагают получение дохода на основе лотереи (невыигравшие облигации погашаются по номиналу по окончании срока обращения облигации).

Процентные займы предполагают получение дохода по государственным облигациям с определенной периодичностью и погашение основной суммы займа по окончанию срока обращения облигации.

Дисконтные (беспроцентные) займы предполагают получение дохода в виде дисконта, который образуется за счет того, что облигация продается по цене ниже номинала, а погашается по номиналу (дисконтные займы являются, как правило, краткосрочными).

Целевые займы предусматривают выплату дохода держателям облигаций в виде товара.

 

Понятие и виды государственного долга

Государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, а также привлеченных и непогашенных займов с начисленными по ним процентами.

Государственный долг подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от заемщика:

- государственный долг – это задолженность Правительства РФ;

- общегосударственный долг – помимо задолженности Прави­тельства РФ включает долги органов власти субъектов РФ и муниципальных органов власти;

2. в зависимости от валюты возникающих долговых обя­зательств:

- внутренний долг – это долг в национальной валюте РФ (финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны);

- внешний долг – это долг РФ в иностранной валюте;

3. в зависимости от срока погашения и объема обязательств:

- основной долг – характеризует общую сумму займов;

- капитальный долг – включает общую сумму задолженности с учетом начисленных процентов по займам;

- текущий долг – это величина долга, которая подлежит к оплате в текущем периоде (в текущем году).

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

1) рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

2) конверсия – изменение доходности займа;

3) консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

4) унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

5) отсрочка – консолидация при одновременном отказе государ­ства от выплаты дохода по займам (отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов);

6) аннулирование госдолга (дефолт) – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

 

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП.

Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

В результате проводимой долговой политики государственный долг РФ по состоянию на 01.01.2013 г. составит 8 108,0 млрд. руб., на 1 января 2014 г. – 10 244,8 млрд. руб. и на 1 января 2015 г. –11 950,9 млрд. руб.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 14,1 % ВВП в 2012 году, 16,1% ВВП в 2013 году и 17,0% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит соответственно 81,6% в 2012 году, 82,6% в 2013 году и 83,5 % в 2014 году при соответствующем снижении доли внешнего долга. В 2011 году совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 11,2% ВВП.


Вопрос 14. Страхование в системе финансов Российской Федерации

 

Конспект ответа

 

Страхование представляет собой систему экономических отношений, основанную на объединении экономического риска отдельных субъектов и созданную с целью снижения финансовых потерь, связанных с ним.

Осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов.

Страховой рынок – это определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита. Страховая защита – это специфические перераспределительные отношения, возникающие в связи с преодолением и возмещением потерь. Участниками рынка страхования являются страховщики (андеррайтеры), страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые посредники.

Субъектами страховой деятельности являются:

Страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получения лицензии в установленном ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» порядке.

Общества взаимного страхования (ОВС) – юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых федеральным законом о взаимном страховании'.

Страховые агенты – граждане РФ, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры – граждане РФ, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или страховщика либо осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования. Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.

Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.

В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Это государственные и частные страховые компании.

Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:

1. Рисковая функция, которая состоит в обеспечении страховой защитой от различного рода рисков — случайных событий, ведущих к потерям. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования. Данная функция отражает основное назначение страхования — защиту от рисков.

2.Инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов (страховых резервов) происходит финансирование экономики. Вследствие того, что страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям.

3. Предупредительная функция страхования состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

4. Сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхования определенных страховых сумм. Сбережение денежных сумм, например с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.

5. Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда.

Классификация страхования:

1. По признаку «обязательность внесения страховых платежей» выделяют обязательное и добровольное страхование. Обязательное страхование характеризуется тем, что объекты страхуются независимо от желания страхователя, а страховые платежи взимаются в обязательном порядке. Добровольное страхование имеет следующие особенности:

- добровольное участие страхователя;

- выборочный охват;

- ограниченность сроков действия договора страхования;

- действие только при уплате страховых платежей;

- страховое обеспечение зависит от желания страхователя.

К настоящему времени принято два спе­циальных закона об обязательных видах страхования: Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в части обязательного медицинского страхования, Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обя­зательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».

2. По принципу «условия возврата страховых платежей» выделяют рисковые и накопительные виды страхования. Рисковые виды страхования предусматривают выплату страхового возмещения только при наступлении страхового случая. Накопительное страхование предусматривает по окончании срока страхования выплату страхового возмещения и возврат страховых платежей. К этим видам страхования относятся пенсионное страхование и страхование жизни.

 

3. По признаку «объект страхования» выделяют такие отрасли страхования как: имущественное, личное, страхование ответственности. В имущественном страховании выделяют страхование имущества государственных предприятий, сельскохозяйственных предприятий и т.д.

В личном страховании выделяют страхование жизни и страхование от несчастного случая. В страховании ответственности выделяют страхование задолженности и страхование гражданской ответственности.

4. По признаку «вид страхового возмещения» выделяют страхование ущерба и страхование суммы. Страхование ущерба осуществляется путем восстановления потерянного. Страхование суммы подразумевает выплату денежной компенсации и осуществляется при страховании жизни от несчастного случая.

5. По признаку «клиент» выделяют страхование физических и юридических лиц.

6. По признаку «срок страхования» выделяют долгосрочное и краткосрочное страхование.

 

Резервные и страховые фонды необходимы государству в качестве «финансовых амортизаторов». С их помощью можно компенсировать непредвиденные потери, которые неизбежно возникают в ходе воспроизводственных процессов. Эти потери связаны как с объективными, так и с субъективными факторами.

Кроме того, в соответствии с ГК РФ бремя содержания имущества несет только собственник имущества. На его же ответственность возлагается и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества (ст. 210, 211 ГК РФ). Таким образом, государство частично слагает с себя обязанность создавать специальные резервы, за счет которых можно было бы возместить ущербы отдельных предприятий, организаций или граждан.

Централизованные и децентрализованные резервы и страховые фонды отличаются друг от друга по нескольким признакам, и в первую очередь источниками своего формирования. Централизованные резервы и фонды формируются на основании специальных законов методом выделения из национального дохода и национального богатства страны определенных финансовых ресурсов. Именно с помощью этого метода формируются резервные фонды государственных бюджетов, валютные резервы и золотой запас государства. Децентрализованные финансовые резервы и страховые фонды создаются в первичных производственных звеньях сферы материального производства, в сельском хозяйстве. Их цель — возмещение локальных ущербов и покрытие различных убытков.

 

Основными документами, регламентирующими ведение стра­хового бизнеса в Российской Федерации, являются гл. 48 «Стра­хование» ГК РФ, Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном стра­ховании». Законы содержат основные положения по организации страхового дела, а в ГК РФ раскрываются основные условия пре­доставления страховой услуги. Страховая деятельность (прямое страхование по видам, перестрахование, взаимное страхование) Российской Федерации, как и в большинстве стран, является лицензируемой. Кроме того, лицензированию подлежит деятельность страховых брокеров. Сведения о страховщиках и страховых Рокерах вносятся в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. По данным на 30 июня 2009 г., в реестре числятся 743 страховые организации.

Страховщиками являются только юридические лица, создан­ные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получив­шие лицензии в установленном порядке[1]. Страховая организация может быть учреждена в любой организационно-правовой форме, допустимой гражданским законодательством для юридических лиц. В настоящее время более 60% страховщиков представлено об­ществами с ограниченной ответственностью, около 40% — акцио­нерными обществами и менее 1% — унитарными предприятиями. Законодательством установлены требования к специализации и уставному капиталу страховых организаций. Одним из главных условий получения лицензии является наличие полностью опла­ченного уставного капитала в следующих минимальных размерах:

• 30 млн руб. — для страхования иного, чем страхование жиз­ни (рисковые виды);

• 60 млн руб. — для страхования жизни;

• 120 млн руб. — для перестрахования.


Вопрос 15. Финансы в системе международных экономических отношений

 

Конспект ответа

 

На рубеже XX-XXI вв. новым явлением стала глобализация экономики, в том числе в финансовой сфере. Финансовая глобализация - новейший этап интернационализации процесса перераспределения международных потоков денежного капитала через национальные и мировые финансовые рынки.

 

Выделяют следующие признаки глобальных финансов: плавающий курс национальных валют; интеграция международных финансовых рын­ков, финансов ТНБ и ТНК, экономик развитых и развивающихся стран в глобальную финансовую систему; превращение рынка ев­ровалют в элемент глобальных финансов; долларизация слабых национальных экономик; свободное движение капитала на миро­вых рынках; усиление взаимосвязи между мировыми финансовы­ми центрами; устранение барьеров между национальными и меж­дународными финансовыми рынками; обострение противоречий между национальными и глобальными финансами.

Субъектами международных фи­нансов на микроуровне являются национальные фирмы, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности. При определен­ных условиях национальные фирмы могут использовать не толь­ко национальные, но и иностранные и евровалютные источники заимствования, осуществлять инвестиции на рынки других стран, использовать инструментарий международных финансовых рын­ков для страхования от различного рода рисков, и в первую оче­редь валютного, процентного, валютно-процентного, странового и др. Проводя операции в разных валютах, они непосредственно работают с коммерческими банками, которые осуществляют для них перевод денежных средств из одной валюты в другую.

На мезоуровне участниками международных финансов высту­пают коммерческие банки. Для работы на иностранных рынках и на международном рынке в целом они проходят определенную эволюцию организационных единиц — от открытия департамента международных операций в самом банке к открытию представи­тельств, филиалов и созданию дочерних банков на территории иностранных государств и в офшорных юрисдикциях.

На макроуровне участниками международных валютно-финан­совых и кредитных отношений выступают правительства отдель­ных стран, центральные банки, министерства и ведомства. При выработке экономической политики правительства вынуждены учитывать сложившуюся мировую экономическую среду, потоки и структуру мирового капитала, как в виде прямых, так и в виде портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции, как вы уже знаете, — это вложение денеж­ных средств в уставный капитал предприятий с целью управления предприятием и получения дохода. Портфельные инвестиции — инвестиции с целью извлечения дохода в ценные бумаги компа­нии, не дающие их владельцам права контроля за деятельностью компании.

На мегауровне субъектами международных финансов выступа­ют международные финансовые организации: МВФ и группа Ми­рового банка, Базельский банк и Институт международных расче­тов (BIS), транснациональные и инвестиционные банки (CSFB, Citibank Corp.), ТНК, паевые фонды, глобальные хеджевые фон­ды, объединения государств (например, G7+1, G22), международ­ные рейтинговые агентства (Moody’s Investors Services, Standard & Poor’s, Fitch IBCA), международные аудиторские (Price Waterhous Coopers, KPMG) и юридические (Clliford Chance, Baker & Mackenzie) фирмы, Парижский, Лондонский и Токийский клубы кредиторов, международные информационные системы (Reuters, Bloomberg, Dow Jones Telerate), международные платежные систе­мы (VISA, Europay), ведущие фондовые биржи мира.

Создание системы глобальных финансов упростило движение капитала из центра на периферию и наоборот, но одновременно обострило проблемы оценки системы рисков. Серьезными явля­ются вопросы о сопоставимости и прозрачности национальных и международных финансовых стандартов, повысилась уязви­мость национальных финансовых рынков к дестабилизирующему действию массового оттока капитала при возникновении и рас­пространении мировых валютно-финансовых кризисов.

Ведущую роль в международных финансах принадлежит ме­ждународным организациям, прежде всего МВФ, который со­ставляет институциональную основу мировой валютной системы. Он поддерживает жизнеспособность мировой системы платежей, формирует эффективную политику в отношении стран, нуж­дающихся в кредитах, и выполняет координирующие функции в финансовой политике стран-участниц. Мировой финансовый кризис поставил вопрос о необходимости серьезного реформиро­вания этого международного института.

 

Мировые финансовые рынки возникли на базе соответствующих национальных рынков, тесно взаимодействуют с ними, но имеют ряд особенностей:

• огромные масштабы. По некоторым оценкам, ежедневные операции

на мировых валютных и финансовых рынках в 50 раз превышают

сделки по мировой торговле товарами;

• отсутствие географических границ;

• круглосуточное проведение операций;

• использование валют ведущих стран;

• участниками являются первоклассные банки, корпорации, финансово-кредитные институты с высоким рейтингом;

• доступ на эти рынки имеют первоклассные заемщики или под солидную гарантию;

• диверсификация сегментов рынка и инструментов сделок в условиях революции в сфере финансово-банковских услуг;

• унифицированные международные стандарты и правила операций; межгосударственное, иногда наднациональное их регулирование;

• информационная революция, создание всемирной компьютерной сети, Интернета обеспечивают безбумажные операции, международный мониторинг финансовых рынков, анализ ситуаций, оценку рисков.

С развитием МЭО, конкурентной борьбы за источники сырья, рынки сбыта, выгодные инвестиции финансовые потоки стихийно перераспределяются из одной страны в другую, теряя национальный характер и обнажая свою космополитическую природу. Национальные финансовые рынки, сохраняя относительную самостоятельность, переплетаются с аналогичными мировыми рынками. В результате быстрого роста, больших возможностей и мобильности мировые финансовые рынки стали одним из важных звеньев международных экономических отношений. Участие национальных валютных, кредитных, фондовых рынков в операциях мирового рынка определяется рядом факторов:

• соответствующим местом страны в мировой системе хозяйства и ее валютно-экономическим положением;

• наличием развитой банковской системы и фондовой биржи;

• умеренностью налогообложения;

• льготностью законодательства, разрешающего доступ иностранным кредиторам, заемщикам и инвесторам на национальный рынок;

• удобным географическим положением;

• относительной стабильностью политического режима и др.

Указанные факторы ограничивают круг национальных рынков, которые выполняют международные операции. В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры - Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур, Токио и др.

 


[1] Пункт 1 ст. 6 Федерального закона «Об организации страхового дела в Рос­сийской Федерации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.