Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг как форма управления предприятиями в сфере туризма и гостеприимства

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, при которой мощная компания (франчайзер) передает юридическому или физическому лицу (франчайзи) право на продажу продукта или услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги в строгом соответствии с правилами ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. При соблюдении этих условий франчайзи получает право на использование имени, торговой марки компании, ее маркетинговых технологий, а также услуг внутреннего аудита и экспертизы качества работы. Чтобы получить такие права и возможности, франчайзи выплачивает первоначальный взнос франчайзеру, а затем осуществляет ежемесячные взносы. Суммы этих платежей оговариваются во франчайзинговом договоре и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет, или франшиза (т.е. полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзером франчайзи), позволяет предпринимателю освоить даже совершенно новый для него бизнес в кратчайшие сроки.

Франчайзингу свойственны следующие основные черты и особенности:

- франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) — «франчайзера» и «франчайзи»

Сервисная плата (Роялти) (Royalty)

Периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзору за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса.

- франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя «простую» терминологию, франчайзер является правообладателем

- франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером

- франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагают собой высокую этику деловых отношений, исключающих попытки превращения в пирамидные формы, т. е. расширение и продажу дистрибьюторских сетей. Суть франчайзинга — ведение своего бизнеса, суть сетей — продажа частей сети и привлечение как можно больше участников

- для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности

- за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи

- договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

Расширение сетевого бизнеса в сфере российского туризма сегодня становится очевидным фактом, что видно и по резкому увеличению знакомых логотипов на дверях агентств, и по широкому рекламированию агентских сетей. Это закономерно. Согласно статистике, в США в настоящий момент около 75% всех турагентств являются участниками турагентских сетей, в Европе - более 60%. В нашей стране эта цифра скромнее - около 30% в столице и не более 20% в регионах. Но, по мнению экспертов, через год-два она вырастет до 50%. В первую очередь в столице, а затем и в регионах. Причины очевидны. Клиентов привлекает известный и надежный бренд, а участвующие в сетевом проекте агентства получают серьезную рекламную и юридическую поддержку, повышенную комиссию и другие преимущества. Согласно исследованиям, в течение первого года работы лишь 5% франчайзинговых агентств прекращают свою деятельность, в то время как для независимых агентств эта цифра на порядок выше.

Первые попытки формирования сетей туристических агентств в нашей стране под марками "Роза Ветров" и "Академсервис" приходятся на середину 1990-х гг. О буме сетевого турбизнеса стали говорить после памятного кризиса 1998-го, когда появилась и начала стремительно расти созданная Андреем Озолинем сеть "Магазинов Горящих Путевок" ("МГП"). Она и сегодня остается крупнейшим российским сетевым проектом. Именно в недрах этой компании рождались идеи и технологии, которые потом активно использовали многочисленные сетевые образования.

Когда говорят о сетевом турбизнесе в России, обычно имеют в виду несколько его видов, которые различаются отношениями между собственником и агентствами. Первый, и наиболее активно развивающийся, - это франчайзинговый бизнес, при котором компания-франчайзер передает агентству-франчайзи право на продажу продукции и услуг по заранее определенным законам и правилам. Наиболее крупными франчайзинговыми сетевыми компаниями в сфере российского туризма на сегодня являются "МГП", "Куда.Ру" и "Велл" (хотя все они имеют в своем составе и некоторую долю собственных агентств). По системе франчайзинга работают новые сетевые образования, пытающиеся составить им конкуренцию, - например, "Горячие туры" или "Путевочка".

Второй вид - это сети турагентств, полностью принадлежащих крупным туроператорам, например, VKO Club или "Туринфо Глобал-Трэвл". Встречаются сети крупных туроператоров, в которых представлены как собственные, так и франчайзинговые агентства. По такому пути, к примеру, идет сейчас ВАО "Интурист". Часто к сетевым образованиям относят и субагентские сети абсолютно независимых компаний, которые являются уполномоченными агентствами оператора и имеют в своем названии и логотипе операторский бренд. Яркий пример - сеть уполномоченных агентств компании "Нева".

Вторая по величине российская сеть турагентств "Куда.ру" была основана в 2001 г. Первоначально ее расширение шло значительно медленнее, чем планировалось. Лишь после того, как два года назад сеть вошла в "Туральянс-Холдинг", ставка была сделана не на привлечение небольших "раскрученных" агентств, как намечалось, а на создание "с нуля" новых бизнесов и активное продвижение бренда. Все это потребовало крупных инвестиций (в частности, на присоединение сети к "телефонному пулу" "7 семерок"). Результат: сегодня сеть объединяет 87 пунктов по всей стране, включая 23 собственных офиса в столице. При этом, по мнению экспертов, активное финансирование нового проекта кардинально изменило ситуацию на рынке отечественного сетевого турбизнеса - если ранее развертывание серьезной турсети требовало вложений в сумме $4,5-6 млн в течение трех лет, то теперь сумма необходимых инвестиций на тот же срок оценивается ими в $9 млн.

Одна из основ деятельности крупных франчайзинговых сетей - четкая схема работы со своими агентствами, включая систему переподготовки кадров, их постоянную аттестацию и составление "черных списков" недобросовестных туроператоров. Поэтому эксперты часто с недоверием относятся к новым, активно развивающимся сетям, которые заявляют о льготных условиях предоставления франшизы и широкой самостоятельности своих агентств. Чаще всего такие сети создаются лишь для того, чтобы получить от операторов повышенную комиссию, не неся никаких обязательств.

среди недавно появившихся и амбициозных - "Горячие туры" (явная ассоциация с брендом "МГП").

В "Интуристе" сетевой проект начал разворачиваться после принятия в 2001г. шестилетней программы развития компании. Одна из ее главных целей - вернуть доверие потребителей к знаменитому бренду. Первый офис продаж "Интуриста" был открыт семь лет назад, но активная работа по развертыванию сети началась в последние год-полтора. Сегодня в столичном регионе открыто 26 офисов "Интуриста" (в том числе шесть франчайзинговых), а к концу года здесь должно работать уже 60 интуристовских агентств (половина франчайзинговых). К 2007 г. в столичном регионе должно работать до 60 офисов "Интуриста", а в регионах - еще 45 франчайзинговых офисов. Условиями вхождения в сеть является вступительный взнос и роялти (постоянная составляющая +1,5% с оборота). Отличительной особенностью сети, работающей с 65-ю туроператорами, руководство называет "отсутствие "горящих" предложений".

В отличие от "Интуриста" сеть "VKO Клуб" состоит только из собственных офисов. Это 19 офисов в Москве и региональные агентства в Самаре, Тюмени и Саратове. Кроме реализации туров собственного холдинга, сеть работает примерно с 20 туроператорами и надеется активно развивать проект "Сеть турагентств нового поколения" в регионах.

Один из старейших из ныне существующих сетевых проектов - развивающийся с 1994 г., - проект туроператора "Туринфо Группа РФР" под названием "Туринфо Глобал Трэвл", который позиционирует себя как "сеть для среднего класса, зарабатывающего $700-1000 в месяц". Сегодня сеть состоит из собственных агентств в столице (15 офисов) и франчайзинговых в регионах (16 агентств). Ближайшее будущее проекта выглядит интересным. По словам руководства, уже осенью сеть объединится с одной очень крупной туристической структурой, в результате чего в нее войдет сразу 50 новых офисов.

К сетевым структурам можно отнести и сети уполномоченных агентств, носящих бренд туроператора. Так, например, компания "Нева" с 1998 г. целенаправленно развивает агентскую сеть в С.-Петербурге, Москве и городах Центральной России. При этом агентства (16 в Москве, 13 в Петербурге и 24 в регионах) юридически независимы. Право на использование бренда они получают безвозмездно, при этом имеют возможность бесплатно участвовать в рекламных кампаниях, проходить обучение, а в провинции - получать более высокую (12%) комиссию. В свою очередь агентства должны выполнять план продаж туров "своего" туроператора (он разный для каждого региона) и оформлять индивидуальные туры только в компании "Нева" (на групповые поездки это условие не распространяется).

Все эксперты сходятся в том, что, следуя общемировой тенденции, сетевые проекты довольно скоро будут занимать доминирующее место в структуре российского турбизнеса. При этом на сетевой сектор, как и на весь туррынок в целом, сильно повлияет намеченная на начало будущего года отмена обязательного лицензирования туристической деятельности. В случае, если одновременно с отменой лицензирования в законе будет прописано обязательное участие турагентств в так называемых саморегулируемых организациях или СРО (подробнее об этом виде некоммерческих организаций можно узнать на сайте www.sro.ru), то основой таких объединений станут именно крупные турагентские сети, которые в результате серьезно укрепятся. Если же, что более вероятно, туристской деятельности будет предоставлена "полная свобода", рынок розничных продаж, в том числе и сетевой, пострадает. Но последний - в значительно меньшей степени.

Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без него представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Данные выживаемости фирм с франчайзингом и без него

Исследования, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение 5 лет, и это на благополучном западе. Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки - лидера.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Продолжительность пребывания клиентов | Анимационный менеджмент в гостиницах и туркомплексах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.