Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиена как фундаментальная наука


Цель, предмет, объект и метод гигиены.

ГИГИЕНА, КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

ЛЕКЦИЯ №1

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболевания людей, второй - предупреждение болезней и преждевременного

изнашивания организма, т.е. профилактика. Соответственно этому форми­ровались два направления в медицине: лечебное и профилактическое.

Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического - гигиена. Слово "гигиена" происходит от имени древнегречес­кой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Гигиена - это наука о здоровье людей.

Кроме термина "гигиена", означающего "в цветущем здоровье", су­ществует термин "санитария" (происходящий от латинского слова Sanitas здоровье, которым обозначают практическую часть гигиены). В настоящее время как терапия, так и гигиена разделились на ряд лечебных (терапия) и профилактических (гигиена) научных дисциплин и областей практической деятельности, объединенных общей целью, но с различными методами ее достижения.

В состав профилактического направления входят общая гигиена, со­циальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена пита­ния, радиационная гигиена, военно-морская гигиена, гигиена физкультуры и спорта, санитарная токсикология, санитарная микробиология, паразито­логия и, наконец, весьма важная профилактическая дисциплина - эпидеми­ология инфекционных болезней.

Таким образом, современная гигиена представляет собой целое нап­равление в медицине. Она включает ряд профилактических научных дисцип­лин и областей практической деятельности врачей. Как и вся медицина, гигиена покоится на теоретическом фундаменте философии, точных (физи­ка, химия, математика) и общебиологических (общая биология, нормальная и патологическая физиология) наук.

Цель гигиены как науки - охрана и укрепление общественного и лич­ного здоровья путем оздоровления природной и социальной окружающей среды, слагающейся из конкретных условий труда, быта и поведения чело­века. По современным представлениям (Устав Всемирной организации здра­воохранения), здоровье означает не только отсутствие болезней, но и максимальное физическое, психическое и социальное благополучие, позво­ляющее человеку наиболее эффективно выполнять свои общественные и тру­довые функции. Следовательно, здоровье человека является понятием биосоциальным при ведущей роли социального.



Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодейс­твия факторов природной и социальной среды и организма человека, исс­ледование причинно-следственных связей в системе "внешняя среда-здо­ровье человека", так как большинство случаев нарушения здоровья, бо­лезней и раннего старения организма является результатом взаимодейс­твия человека с неблагоприятными воздействиями внешней среды.

Основными объектами исследования в гигиене выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя сре­да. По происхождению факторы внешней среды делятся на природные, про­изводственные и бытовые. По своей природе факторы внешней среды разде­ляют на физические (климат, микроклимат помещений, атмосферное элект­ричество, шум, вибрация, ионизирующие и неионизирующие излучения и другие), химические (химический состав атмосферного воздуха жилых и служебных помещений), биологические (микроорганизмы, растения, грибы, насекомые, животные и продукты их жизнедеятельности) и социально-быто­вые (условия размещения, отдыха людей, питание, водоснабжение).

Метод гигиены отличается специфической профилактической направ­ленностью, заключающейся в предупреждении или ослаблении действия вредных факторов и использовании полезных факторов природной и соци­альной среды для достижения цели - сохранения и укреплении обществен­ного здоровья.

Специфичность метода гигиены заключается не только в его направ­ленности на устранение негативного влияния среды на человека, но и в способе реализации этой направленности: не путем непосредственного воздействия на человека (лечение), а через регламентацию комплекса на­учно обоснованных юридических, административных, технических, хозяйс­твенных и других мероприятий.

В гигиене применяются следующие конкретные методы исследования.

1. Метод гигиенического обследования объекта, в котором живут или

работают люди. Этот метод заключается в натурном исследовании условий труда, быта и отдыха, в сравнении выявленных условий с гигиеническими нормативами и в выработке рекомендаций по устранению выявленных сани­тарных нарушений.

2. Инструментально-лабораторный метод, сыгравший большую роль в превращении гигиены в научную дисциплину. При этом используется значи­тельное число частных методик для исследования физических, химических, биологических факторов окружающей среды, а также функциональных сдвигов, дающих представление о влиянии этих факторов на организм.

3. Санитарно-статистический метод, позволяющий оценить уровень общественного здоровья в том или ином коллективе, группе населения в связи с воздействием факторов природной и социальной среды по трем ос­новным группам показателей:

- санитарно-демографические показатели, характеризующие воспроиз­водство населения (рождаемость, смертность, причины смерти, средняя продолжительность жизни, конечные результаты воспроизводства);

- показатели заболеваемости и трудопотерь (первичная обращае­мость, госпитализация, трудопотери);

- показатели физического развития (рост, масса тела, функциональ­ные показатели).

4. Экспериментальный метод, используемый в научных исследованиях в интересах гигиенического нормирования, включающий в себя лаборатор­ные и натурные исследования.

Суммируя сказанное, современную гигиену можно определить как комплекс медицинских профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей, имеющих целью сохранение и укрепле­ние здоровья людей методом предупреждения болезней и преждевременного старения организма.



Науки принято делить по отношению к практике на фундаментальные и прикладные. Слово "фундаментальный" от латинского Fundamentus - осно­ва) имеет два значения: основной, главный и основательный, глубокий. Словарь Вебстера в качестве возможных значений этого слова приводит: "лежащая в основе чего-то теория или принцип" и "нечто основополагаю­щее для НТП".

Касаясь фундаментальных наук, БСЭ определяет их задачи как позна­ние законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных струк­тур природы, общества и мышления. При этом подчеркивается, что эти за­коны исследуются в чистом виде, безотносительно к их возможному ис­пользованию. А непосредственной задачей прикладных наук является при­менение результатов фундаментальных наук для решения конкретных соци­ально-практических проблем. Для таких наук критерием успеха служит ме­ра удовлетворения социального заказа.

Имея в виду сказанное, можно квалифицировать гигиеническую науку как равнозначную фундаментальную и прикладную, поскольку, признанная обосновывать здоровые условия жизни, труда и быта, она является научной основой для санитарной практики, а разрабатываемые ее научные ре­комендации имеют непосредственное практическое внедрение.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПОДВИЖНЫЕ ПОЯСА (ПЕРЕХОДНЫЕ ЗОНЫ И ОКЕАНЫ). В мезозойскую и кайнозойскую эры Средиземноморский пояс прошел сложную историю, завершившуюся в неогене альпийской складчатостью и образованием протяженного | 

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.