Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития гигиены. Связь гигиены с лечебной медициной

Дифференциация гигиены как учебной дисциплины.

Разделами гигиенической науки являются гигиена труда, коммуналь­ная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, военная гигиена применительно к изучаемым объектам: промыш­ленным предприятиям, населенным местам, детским и школьным учреждени­ям, объектам общественного питания и предприятиям пищевой промышлен­ности, объектам военной техники.

Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-ги­гиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения.

Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций, раз­работанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных ме­роприятий. Например, гигиенические нормативы микроклимата, ПДК пыли и токсических веществ в воздухе, герметизация оборудования, создания вентиляции в цехах, применения рабочими индивидуальных средств защиты и т.д. Гигиенические нормативы водопотребления и качества воды требуют проведения ряда санитарных мероприятий по выбору места забора воды из водоисточника, систем очистки и обеззараживания воды, разработки мето­дов контроля за эффективностью обработки воды и др. За всеми этими ме­роприятиями ведется санитарный надзор.

Начиная с глубокой древности гигиена обладала монополией на изу­чение факторов внешней среды и их влияния на здоровье людей. Еще древ­ние греки наделили мифического обожествленного врача Асклепия (Эскула­па) двумя дочерьми - Панакией и Гигиеей. Первой была отведена роль ле­чения больных людей, второй - профилактики болезней у здоровых путем устранения вредных факторов среды обитания, использования полезных и формирования на этой основе здорового образа жизни. Это формирование покоилось вначале на эмпирических наблюдениях за результатами взаимо­действия людей с окружающей природной и социальной средой и выражалось в виде обычаев, законов и религиозных правил. Позднее они суммирова­лись в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древнос­ти Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как <<О воде, воздухе и мест­ностях>>, где он писал, что болезнь есть результат жизни, противореча­щей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. С IX века, в Италии (Салерно) существовал университете, в котором идеи Гиппократа и римского врача Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, пра­вильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возмож­ность распространения болезней через почву и воду. XV и XVI вв. озна­меновались зарождением капиталистического способа производства, что повлекло за собой развитие наук и искусства, в том числе и современно­го естествознания.

Медицина вообще, и гигиена в частности, преодолевая религиозные, схоластические представления о причинах болезни становится на естест­веннонаучный путь развития. Внешняя среда и условия жизни людей приз­наются ведущими в возникновении и развитии болезней. Врач и астроном Фракастро сообщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат "О заразных болезнях" (1546), а врач Раммацини - "Трак­тат о болезнях, обусловленных профессиями людей" (1700).

Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научнообоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях факторов внешней среды и эксперименте. Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и руководство по эксперимен­тальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого-гигиениста Мак­са Петтенкофера (1818-1901гг.) и созданной им школы гигиенистов.

В России, как и в других странах, зачатки эмпирических знаний о связи между условиями жизни и здоровьем возникли очень давно - еще в Киевской и Новгородской Руси. Они нашли свое отражение в трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое". Позже издается ряд указов об охране внешней среды и здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на су­конных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в слу­чае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).

История отечественной медицины свидетельствует о глубоком понимании проблем гигиены выдающимися русскими клиницистами.

Один из основоположников русской терапевтической школы М.Я.Мудров (1776-1831), будучи профессором терапии медицинского факультета Мос­ковского университета, 3 июня 1809г. произнес свою знаменитую актовую речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих". В этой речи содержаться мыс­ли, не потерявшие своего значения и сегодня. Он говорил: "в полках и наипаче во флоте гораздо легче беречь, нежели возвращать потерянное здоровье". И далее: "Полковых лекарей и дивизионных докторов должность есть не столь лечить, сколько предупреждать болезни, а тем более учить солдат беречь свое здоровье. Сытые и здоровые солдаты суть храбры, в трудах неутомимы, и, следовательно, непобедимы".

Широко известны слова Н.И.Пирогова: "Я верю в гигиену. Будущее принадлежит медицине предупредительной". С.П.Боткин как председатель Общества русских врачей считал необходимым, чтобы "глубокая идея оздо­ровления все более и более популяризовалось", чтобы мысль об"... оз­доровлении, об ассенизации, канализации наших городов - этих центров и рассадников заразы - делалась все более и более возможной". Профессор терапевтической клиники Г.А.Захарьин в 1873г. в актовой речи в Мос­ковском университете сказал: "Победоносно спорить с недугом масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечение". Профессор Г.А.Захарьин подчеркивал: "Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии..., самые успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигие­ны".

Колыбелью первой в России кафедры гигиены явилась Медико-хирур­гическая академия, где она была организована в 1871г. профессором Алексеем Петровичем Доброславиным (1842-1889). День прочтения А.П.Доб­рославиным первой лекции - 19 ноября 1871г. - считается датой основа­ния кафедры гигиены. Она была названа кафедрой общей, военно-сухопут­ной и морской гигиены. Основоположник отечественной гигиены А.П.Доб­рославин - воспитанник академии, получивший усовершенствование у зна­менитых химиков Н.Н.Зимина, А.П.Бородина, А.Вюрца, Л.Пебля, у физиоло­гов Н.М.Якубовича и А.Роллета, у гигиенистов М.Петтенкофера и Р.Фойта. А.П.Доброславин написал первые оригинальные учебники на русском языке, основал первый гигиенический журнал "Здоровье" и гигиеническое общест­во. А.П.Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследованиями и практическими рекомендациями в области гигиены питания, военной гигиены и в других областях гигиены.

Одним из основоположников отечественной научной гигиены по праву считается профессор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф.Эрисман наиболее плодотворно работал в Москве, где в 1882г. основал кафедру гигиены в Московском университете, в 1879-1885 гг. вместе с земскими врачами А.В.Погожевым и Е.В.Дементь­евым провел обстоятельное изучение санитарного состояния фабрик и за­водов в Московской губернии, результаты которого опубликованы в 10 то­мах.

ф.Ф.Эрисман - также автор трехтомного "Руководства по гигиене", "Профессиональной гигиены или гигиены умственного и физического тру­да". Его взгляды на сущность гигиены, изложенные во вступительной лек­ции, опубликованной в "Курсе гигиены" в 1887 г., не утратили своей ак­туальности и сегодня. Ф.Ф.Эрисман считал гигиену наукой об обществен­ном здоровье: "Лишите гигиену ее общественного характера..., заявите, что гигиена не есть наука об общественном здоровье, а что она должна заниматься лишь изучением частных вопросов в стенах лаборатории, - пе­ред вами останется лишь признак науки, ради которой и трудиться не стоит".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.