Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-квалификационная структура туристских кадров




Группа Подгруппа
1. Работники туризма Постоянно работающие
Вторичной занятости
2. Аниматоры туризма Организаторы самодеятельного туризма
Экскурсоводы
Гиды
3. Хозяйственные руководители Линейные (топ-менеджмент)
Функциональные (менеджеры)
4. Специалисты Сквозные
Межотраслевые
Отраслевые (технологические)
5. Кадры массовых профессий (рабочие) Малоквалифицированные
Неквалифицированные
Квалифицированные
Высококвалифицированные
6. Служащие  

 

К первой группе относятся работники туризма. Это кадры, занятые непосредственно туристско-экскурсионным обслуживанием: экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы-методисты, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, инструкторы туристских клубов и т.д. Основные функции этой группы связаны с организацией отдыха и туристской просветительской работой. С учётом особенностей профессиональной деятельности первую группу можно разделить на две подгруппы:

1) постоянно работающие: инструкторы, экскурсоводы, организаторы и руководители туристских групп основного состава, гиды-переводчики;

2) работники «вторичной занятости», предоставляющие туристско-экскурсионные услуги в режиме почасовой оплаты труда и в свободное от основной работы время: руководители туристских групп, инструкторы, экскурсоводы, в том числе работающие с иностранными туристами.

Вторая группа – аниматоры туризма. Эта группа включает организаторов самодеятельного туризма, инструкторов, старших инструкторов, старших инструкторов-методистов, работающих на привлеченных или общественных началах, а также свыше 15 тыс. ежегодно вовлекаемых в международный туристский обмен гидов-международников.

Третья группа – хозяйственные руководители и руководящий административно-управленческий персонал: линейные и функциональные руководители организаций, объединений и предприятий. Основная функция деятельности – принятие конкретных хозяйственно-управленческих решений.

К четвёртой группе относятся специалисты – работники различных подразделений индустрии гостеприимства: инженеры, инструкторы, экономисты, бухгалтеры, методисты, технологи и т.п., которые в свою очередь подразделяются на три подгруппы: 1) специалисты «сквозные», т.е. кадры, присущие многим отраслям народного хозяйства, в том числе туристско-экскурсионной отрасли; 2) специалисты межотраслевые, т.е. работающие (кроме туризма) ещё в одной-двух отраслях; 3) специалисты отраслевые (технологические), т.е. присущие только туристско-экскурсионной отрасли.

Разделение групп специалистов на подгруппы обусловлено различным подходом к подготовке и обучению кадров данных категорий. Основной функцией специалистов является квалифицированная и технологическая разработка и реализация конкретных решений и вопросов.

Пятая группа – кадры массовых профессий: повара, горничные, сантехники, официанты, водители и др., т.е. квалифицированные рабочие, функциями которых являются реализация и обеспечение технологического цикла туристского обслуживания. Эта группа состоит из следующих двух подгрупп: 1) рабочие неквалифицированного и малоквалифицированного труда (I-III разряды); 3) рабочие высококвалифицированного труда.

Шестая группа – служащие. Объединяет работников умственного труда, не требующего специального образования: секретари, делопроизводители, кассиры, табельщики, нормировщики и др. Основные функции – ведение делопроизводства, нормативной документации, исполнение оперативно-технических заданий [3, с. 262–265].

В 1999 г. вышло постановление Министерства труда и социального развития РФ № 8 от 17.05.1999 «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» со сроком действия до 31.12.2001 г. (подписано Министром труда и социального развития РФ С.В. Калашниковым). 10.10.2002 г. вышло постановление Министерства труда и социального развития РФ № 71 о продлении срока действия Квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристской индустрии до 1.01.2005 г., а также об изменениях и дополнениях, вносимых в квалификационные требования (подписано Министром труда и социального развития РФ А. Починком).

Основные изменения в Квалификационных требованиях (профессио-нальных стандартах) к основным должностям работников туристской ин-дустрии на 10.10.2002 г. 1. В тексте Квалификационных требований:1) слова «КЗоТ РФ» заменили словами «Трудовой кодекс Россий-ской Федерации»;2) название раздела «Требуемый уровень образования» заменили на-званием «Требуемый уровень профессионального образования и обучения»;3) в разделе «Требуемый уровень образования», в графе «Первый квалификационный уровень»: слова «Профессиональные курсы» заменили словами «Профессиональное обучение»; слова «Среднее специальное образование» заменили словами «Среднее професси-ональное образование».2. В секторе «Туристская деятельность», подсекторах: «Турагентство», «Экскурсионное бюро», «Туроператор», в разделе «Требуемый уровень образования» графу «Первый квалификационный уровень» дополнили сло-вами «Начальное профессиональное образование».3. В секторе «Гостиницы», подсекторе «Служба приготовления пищи», в разделе «Требуемый уровень образования», в графе «Первый квалифика-ционный уровень» слова «Полное среднее образование» заменить словами «Среднее (полное) общее образование».

Согласно приложению к постановлению «Квалификационные требования являются нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при аттестации руководителей и специалистов. Квалификационные требования разработаны применительно к соответствующим секторам и подсекторам туристской индустрии и распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, содержат минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учётом обеспечения качества и производительности выполняемых работ, служат основой для разработки должностных инструкций.

Квалификационные требования содержат три части: наименование сектора и подсектора туристской индустрии, номер квалификационных требований, направления деятельности работников, наименования должностей работников и требуемые уровни образования. Должности работников сгруппированы по трём квалификационным уровням.

Во второй части приведён перечень должностных обязанностей для работников соответствующего квалификационного уровня.

Следует отметить, что в Квалификационных требованиях впервые были приведены не только перечень должностей и должностных обязанностей, но также перечень ключевых навыков и знаний (третья часть), необходимых для выполнения каждой из названных должностных обязанностей.

Профессиональные стандарты первого поколения были предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда. Квалификационные требования отражали минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учётом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в туристской индустрии.

Конечно, Квалификационные требования, как и любые другие нормативны документы, не могут претендовать на исчерпывающую полноту, поэтому в начале 2005 г. была начата разработка профессиональных стандартов второго поколения.

Профессиональные стандарты были разработаны по инициативе Федерации рестораторов и отельеров в рамках совместного проекта Федерации с Центром изучения проблем профессионального образования, при экспертной поддержке Европейского фонда образования. Профессиональные стандарты утверждены 1 ноября 2007 г. на первом заседании комиссии Национального агентства развития квалификации (НАРК) по профессиональным стандартам.

Рассмотрим понятийный аппарат формирования профессиональных стандартов второго поколения.

 

Таблица 2

Понятийный аппарат формирования профессиональных стандартов [составлено по: 4, с. 8–11; 5, с. 8]

Термин Определение
   
Профессия занятие, требующее систематизированных знаний, умений, опыта (компетенций), приобретённых, как правило, в результате целенаправленного обучения подготовки или в ходе трудовой деятельности, и официально признанной квалификации. Профессии могут регулироваться специализированными организациями, которые наделяются правами назначать квалификационные испытания, обладают полномочиями предоставлять права на профессиональную деятельность, устанавливают требования соответствия профессиональным стандартам и этическим кодексам.
Профессиональный стандарт 1. многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и широким компетенциям работников по различным квалификационным уровням; 2. структурированные требования к содержанию и качеству труда в определённой области профессиональной деятельности, определённые в терминах требований к тому, что человек должен знать и уметь делать в определённой области трудовой деятельности.
Область профессиональной деятельности совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности.
Вид трудовой деятельности составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Единица профессионального стандарта структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развёрнутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершённой, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.
Уровень квалификации/ Квалификационный уровень обобщённые требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности; критерии результата обучения, что в настоящее время становится доминирующим принципом, поскольку только на его основе можно построить сопоставимые рамки квалификации.
Окончание табл. 2
   
Квалификация 1. готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определённого вида трудовой деятельности; 2. официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта).
Компетенция целостная актуализация в деятельности знаний, умений, опыта и отношений/ценностных установок.
Трудовая функция составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения
Функциональный анализ методика поэтапного описания иерархических уровней в области профессиональной деятельности, используемая при разработке профессиональных стандартов. Алгоритм проведения функционального анализа для выявления конкретных функций состоит в последовательном определении элементов различных уровней иерархии.
Функциональная карта описание функций, выполняемых работниками в конкретной области профессиональной деятельности, выявленных в ходе функционального анализа.

 

Проанализировав вопросы формирования компетенций, было выявлено, что на сегодняшний день существуют различные подходы не только к механизмам их формирования, но и к определению их содержания.

Так, например, М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева в своей монографии «Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда» (2009 г.) предлагают два основных типа компетенций:

- собственно профессиональные, относящиеся к технологии трудовой деятельности или бизнес-процессам;

- общие (ключевые/базовые), необходимые для получения новых знаний, адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям трудовой деятельности, личностной адаптации к изменяющейся ситуации на рынке труда и включающие в себя готовность брать на себя ответственность, а также предполагающие самостоятельность в процессе выполнения трудовых функций и способность действовать в нестандартных ситуациях [5, с. 9].

В методическом пособии «Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура» (2011 г.) О.Н. Олейникова и А.А. Муравьева уже предлагают:

- профессиональные, относящиеся к конкретной технологии трудовой деятельности (технологическому или бизнес-процессу);

- надпрофессиональные/мобильные, относящиеся к взаимодействию с различными элементами трудовой среды, включая способность эффективно взаимодействовать с другими работниками, руководством и клиентами, организовывать и совершенствовать трудовую деятельность и осуществлять трудовую деятельность с соблюдением требований охраны труда и окружающей среды;

- ключевые/базовые/новые базовые/общие, необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям, личностной адаптации к изменяющейся ситуации на рынке труда (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские) [4, с.7].

В соответствии с разделением содержания образования на метапредметное (для всех предметов), межпредметное и предметное А.В. Хуторской выстраивает следующую иерархию образовательных компетенций: «ключевые (базовые) компетенции, которые относятся к метапредметному содержанию образования; общепредметные компетенции, которые относятся к определённому циклу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции, которые формируются при изучении конкретных учебных предметов» [6, с. 54].

В исследованиях учёных РГПУ им. А.И. Герцена профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности. Они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетенции отражают специфику определённой профессиональной деятельности. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности, создаёт целостный образ специалиста.

Для успешного ведения профессиональной деятельности необходима мобилизация множества компетенций. «Компетенции не действуют независимо друг от друга, а образуют определённые структуры, конфигурация которых индивидуальна для каждого студента» [7, с. 46].

О.В. Шемет в своей монографии «Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании» сделала вывод о том, что «придерживаясь уже достаточно устоявшейся классификации компетенций, предложенной, например, в проектах стандарта ВПО третьего поколения, нам представляется очевидным выделение в высшем профессиональном образовании двух основных групп компетенций: общих и профессиональных. При этом общие включают общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные, которые в своей совокупности обеспечивают формирование «надпрофессиональной» компетентности выпускника (технологической, социальной, личностной, гражданской и т.д.). Структура профессиональных компетенций представлена общепрофессиональными и специальными компетенциями» [8, с. 43].

Исследуя компонентный состав компетенций в контексте смыслов профессиональной деятельности, учёные выявили ограниченность их традиционного представления. Обращаясь к человеку, А.Н. Леонтьев вводит ещё одно понятие – понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается мир: «Это смысловое поле, система значений… я воспринимаю предмет не только в пространственных измерениях и во временных, но и в его значении» [9, с. 253].

Природа профессионального образа мира проявляется в наличии у специалиста, кроме свойственных физическому миру координат пространства и времени, ещё одного, пятого квазиизмерения – системы значений, воплощающей в себе результаты предшествующего профессионального опыта. Особая мерность значений заключается во внутрисистемных связях профессиональной деятельности, которые задаются обнаруженными специалистами смыслами, собственно их он и реализует.

Следовательно, можно предположить, что в самом общем виде любая компетенция складывается из трёх основных компонентов:

1. Когнитивный – связан со знаниями и способами их получения.

2. Деятельностный – определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений.

3. Личностный (мотивационно-ценностный) представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.

В современных условиях важно учитывать, что компетентностный подход в образовании не должен отвергать традиционной фундаментальности отечественной высшей профессиональной школы. Поэтому при анализе соотношения понятий «компетенция» и «знания» не следует противопоставлять компетенцию знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетенции шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идёт о компетенции как о простой сумме знания – умения – навыка, это понятие иного смыслового ряда).

Таким образом, отправной точкой формирования как профессионального, так и образовательного стандарта является анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в компетенциях, включающих в себя такие параметры, как знания, умения, опыт и отношения/ценностные установки) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии.

В современной практике в основу разработки профессионального стандарта положен метод функционального анализа, предполагающий «инвентаризацию» определённой области профессиональной деятельности в процессе последовательного описания её цели, входящих в эту область профессиональной деятельности видов трудовой деятельности и функцийв каждом из видов трудовой деятельности.

Рис. 1. Структура функциональной карты [4, с. 9]

 

В этом принципиальное отличие данного метода от метода описания должностных обязанностей, который использовался ранее, в условиях индустриальной экономики, где содержание трудовой деятельности было более стабильным, менее динамичным и подверженным изменениям. Более того, метод описания должностных обязанностей был основан на пооперационном описании трудовых задач (что отражено в современных документах, регулирующих сферу труда, таких как ЕТКС, например) и не отражал столь важных в современных условиях базовых/ключевых/общих компетенций, обусловливающих гибкость и адаптивность индивида и его успешность на рынке труда, описание которых является неотъемлемой частью описаний содержания трудовых функций [4, с. 9].

Согласно новой концепции разработки профессиональных стандартов применительно к туристской индустрии, анализ целесообразно проводить в форме опроса представителей профессиональной деятельности. Более того, исходя из назначения профессиональных стандартов как механизма саморегулирования рынка труда и средства обеспечения качества человеческих ресурсов в туристской отрасли в целом, опросы целесообразно проводить на туристских предприятиях различных типов, размеров и форм собственности, ориентированных на развитие, техническую модернизацию и обучение персонала.

Полученные в ходе опроса данные позволят определить набор значимых функций, наиболее часто указываемых респондентами, а также уровень качества их выполнения.

Акцентируя внимание на важности разработки профессионального стандарта в туристской индустрии, следует отметить, что даже сам процесс разработки профессионального стандарта обеспечит совершенствование туристской индустрии, т.к. в процессе разработки профессионального стандарта у работников и работодателей происходит обновление и уточнение понимания содержания видов трудовой деятельности и необходимых для обеспечения их эффективности трудовых функций.

Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители туристской отрасли, предприятия/компании могут использовать его как основу для создания своих внутренних/корпоративных стандартов. При этом они могут расширять или уточнять виды трудовой деятельности и функции работников с учётом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что профессиональный стандарт позволяет работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда, что в конечном итоге означает повышение производительности и рост прибыли.

Работодателю профессиональный стандарт является основой:

- для выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;

- обеспечения качества труда персонала;

- обеспечения профессионального роста персонала;

- поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

- повышения мотивации персонала в своей организации;

- повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов.

Профессиональный стандарт необходим и работникам, т.к. для них он является основой:

- для определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;

- эффективного функционирования на предприятии;

- обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;

- карьерного роста и увеличения доходов.

Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность:

- сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования;

- планировать объёмы и профили обучения;

- определять траектории обучения в течение всей жизни.

Для образовательных учреждений стандарты создают основу для разработки:

- образовательных программ;

- курсов обучения, учебных планов и учебно-методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального образования, взрослое население, нуждающееся в со-вершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.).

Обобщая сказанное выше о назначении профессионального стандарта в туристской индустрии, можно заключить, что он позволяет контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определённой области деятельности, и использование профессиональных стандартов несёт в себе очевидные преимущества для работников, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.

Структурно каждый профессиональный стандарт для туристской индустрии должен состоять из единиц, каждая из которых соотносится с определённой трудовой функцией и определённым уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, т.е. описание необходимых знаний, умений, уровня ответственности, самостоятельности и сложности выполнения трудовой функции.

Каждая единица должна описываться по вышеуказанным параметрам, к которым важно добавлять ещё один, а именно: требования к содержанию трудовой функции, сформулированные как необходимые действия, или трудовые роли, формирующие идентичность этой трудовой функции.

Действия, или трудовые роли, позволяют сформировать единство понимания содержания трудовой функции и оценить качество её выполнения, а также более чётко определить требования к знаниям и умениям, необходимым для её выполнения. И, следовательно, определить необходимый объём содержания обучения, что принципиально важно для формирования образовательных программ.

То есть благодаря структуре входящих в него единиц, профессиональный стандарт может быть прозрачно и непротиворечиво спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. А именно каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в дидактическую единицу обучения.

Теоретическое осмысление характера содержания профессионального туристского образования требует применения моделей, раскрывающих содержание туристской деятельности адекватно её практическому характеру. Разнообразие подходов к туризму формирует требование отразить их в содержании профессионального туристского образования. Это требование приводит нас к необходимости дифференциации содержания профессионального туристского образования. Проблема дифференциации содержания образования связана с критерием многоуровневости туристской деятельности и профессионального образования.

По мнению И.В. Зорина и А.И. Зорина, содержание профессионального туристского образования имеет иерархическую структуру. В её основу положено представление об иерархии туристского образования как последовательной конкретизации областей туристской деятельности и содержания туристского образования (рис. 2).

Рис. 2. Модель иерархии туристской деятельности и дифференциации

содержания профессионального туристского образования [10, с. 173]

 

Модель устанавливает связь уровней занятости в туризме (области занятости в сфере туризма) и уровней решения педагогических проблем содержания профессионального туристского образования.

На целевом уровне модель устанавливает содержание профессионального туристского образования по предмету труда туристской деятельности. Предметом труда выступает то, на что направлен труд работника и что в результате приложения труда меняет свои свойства и состояния, становясь продуктом труда. Туристская деятельность имеет два предмета труда. Для туроператоров предметом труда выступает так называемый туристский продукт, для других специалистов туризма – сам турист, который благодаря их услугам значительно меняется.

Дифференциация по предмету труда конкретизируется на следующем уровне иерархии по областям перспективной деятельности (карьеры) в туризме, а содержание профессионального туристского образования отражает сущность туристской деятельности.

Далее области перспективной деятельности дифференцируются на направления и предметные сферы деятельности, а дальнейшая конкретизация содержания профессионального туристского образования происходит соответственно по специальностям и специализациям, а в соответствии с ФГОС III поколения – по направлениям и профилям.

Иерархическое представление содержания профессионального туристского образования завершается модульным уровнем, на котором характеризуется содержание образования для получения необходимых знаний, навыков и умений с позиций обслуживания конкретных рабочих мест, создаваемых для туристской деятельности или в новой трактовке в соответствии с компетентностным подходом: знаний, умений, опыта и отношений/ ценностных установок. Содержание профессионального туристского образования раскрывают профессионально-квалификационные модули подготовки специалистов в рамках выделяемых предметных сфер обучения.

Как было сказано выше, профессиональный стандарт состоит из элементов, которые получили название единицы стандарта. Каждая единица соотносится с конкретной трудовой функцией и требует наличия целостного набора компетенций, охватывающих все три группы компетенций. (Напомним, что три группы компетенций включают в себя: профессиональные компетенции, относящиеся к собственно области профессиональной деятельности, надпрофессиональные, или сквозные компетенции, относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места; и ключевые/базо-вые/новые базовые/общие, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен человек и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития.) Данная классификация отличается от классификации компетенций в образовательных стандартах III поколения, но в целом идея общекультурных и профессиональных компетенций присутствует.

Необходимость освоения всех трёх групп компетенций вызвана требованиями рынка труда, связанными с технологическими изменениями и изменениями в организации труда.

В соответствии с современными требованиями к организации труда особую ценность приобретают компетенции в областях планирования собственной деятельности и оценки её качества и результатов, совместной работы в команде (трудовом коллективе), эффективного взаимодействия с коллегами, руководством, а также природоохранной деятельности.

Другими словами, работник должен иметь определённые социальные и личностные умения/компетенции, необходимые не только в рамках конкретной профессии, но и практически во всех сферах профессиональной деятельности. Эти сквозные/мобильные и ключевые компетенции обеспечивают адаптивность работников к происходящим изменениям и повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

При разработке программ обучения единицы стандарта должны проецироваться в модули обучения. При этом каждый модуль должен предполагать формирование всех трёх групп компетенций, связанных с выполнением конкретной трудовой функции, центральной из которых будет профессиональная компетенция.

Таким образом, перевод требований профессионального стандарта в образовательный стандарт особой сложности не представляет, он должен осуществляться путём отбора и комбинирования единиц профессионального стандарта, которые отражаются в образовательном стандарте как профессиональные компетенции. Однако обратный процесс, т.е. от образовательного стандарта к профессиональному, может, с одной стороны, вызвать серьёзные проблемы перевода, а с другой – стать основой совершенствования ФГОС по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело».

К сожалению, в настоящее время только индустрия питания имеет профессиональные стандарты второго поколения, и ФГОСы III поколения «Туризм» и «Гостиничное дело» содержат профессиональные компетенции, не отражённые в профессиональных стандартах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.