Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет




Показатели физического развития (рост и масса тела) девочек 6—16 лет

Показатели физического развития (рост и масса тела) мальчиков 6—16 лет

I

Ш

I


ния готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требо­ваний учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения сроч­
ного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия
(урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например,
за готовностью к выполнению очередного упражнения, очеред­
ной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению от­
резка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким пока­
зателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и
т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регу­
лировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции орга­
низма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью
определяют время восстановления работоспособности занимаю­
щихся после разных (по величине, направленности) физических
нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат ос­
новой для планирования содержания ближайших занятий и вели­
чины физических нагрузок в них.

4. Этапный контроль служит для получения информации о ку­
мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на
протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью
определяют правильность выбора и применения различных средств,
методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для
определения успешности выполнения годового плана-графика
учебного процесса, степени решения поставленных задач, выяв­
ления положительных и отрицательных сторон процесса физи­
ческого воспитания и его составляющих. Данные итогового конт­
роля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполне­
ния ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень
спортивных результатов и т.п.) являются основой для последу­
ющего планирования учебно-воспитательного процесса.

Методы контроля. В практике физического воспитания приме­няются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ — жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Большую информацию преподаватель получает с помощью ме­тода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уча­щимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, про­явление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеян­ное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изме-


нение дыхания, цвета и выражения лица, координации движе­ний, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информа­цию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о бо­лях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъектив­ные ощущения — это результат физиологических процессов в орга­низме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и тестирование позволяют полу­чить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показа­тельны и на их основе делают соответствующие выводы и коррек­тировки в планах. Так, например, если уровень физической под­готовленности не повышается или становится ниже, то пересмат­ривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, при­меняемые на данном этапе обучения.

Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­
ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например,
о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания
(например, внешней формы и последовательности движений, со­
ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например,
биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­
каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­
дельных компонентов. ■

В практике физического воспитания применяется письменный К опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными ™ вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. а общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дис­циплине «Физическая культура» (по выбору учащихся).

Сравнение результатов в предварительном, текущем и итого­вом контроле, а также сопоставление их с требованиями про­граммы физического воспитания позволяют судить о степени ре­шения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной pa- i боты.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­нимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объ­ективность, точность и достоверность, полнота, простота и на­глядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до


начала организации педагогического процесса), текущий (непре­рывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).

В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемос­ти занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состо­янии здоровья занимающихся.

Основным документом учета служит журнал учета учебной ра­боты группы (класса).

Значение проводимой преподавателем работы по учету не сво­дится, конечно, к формальной регистрации сведений для офици­ального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическо­му анализу, творческому осмыслению и обобщению, использо­ваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения но­вого возможны постоянное улучшение качества учебного процес­са, обогащение его средств и рационализация методики.

Глава 10. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

10.1. Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интен­сивный рост и развитие важнейших систем организма и их функ­ций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно не­обходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыка­ми и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная дви­гательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудис­той, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двига­тельный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают ус­тойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ре­бенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприя-


тия и других психических процессов, тем полноценнее осуществ­ляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрез­вычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи

\. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз­душные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование
правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время
всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление
мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так
как оно может существенно ограничить двигательную активность
ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп
необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела,
упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются
в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представле­ние о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а так­же сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения. ■■

3. Содействие повышению функциональных возможностей^
вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребен­
ка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимиза­
ции пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных
явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному про­
цессу становления форм и функций растущего организма опти­
мальный характер, создавая благоприятные для этого условия,
содействует тем самым нормальному функционированию всех сис­
тем детского организма.

4. Воспитание физических способностей (координационных,
скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс вос­
питания физических способностей не должен являться специально
направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на ос­
нове принципа гармонического развития следует так подбирать
средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регу


лировать направленность двигательной активности, чтобы обеспе­чивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи

1. Формирование основных жизненно важных двигательных
умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движе­ний. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо на­учить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третье­му году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к чет­вертому году формируют навыки метания различных предметов, спрытивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по ле­сенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­
кой культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для форми­рования устойчивого интереса к занятиям физическими упражне­ниями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на бо­лее высокую активность. Постоянная оценка выполненных зада­ний, внимание и поощрение будут способствовать выработке по­ложительной мотивации к систематическим занятиям физичес­кими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решитель­
ности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и
трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться долж-


ны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случз ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всеете роннего, не только физического, но и духовного развития.

10.2. Возрастные особенности физического

развития и физической подготовленности детей

раннего и дошкольного возраста

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиоло­гов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практичес­кий опыт и многочисленные научные исследования свидетель­ствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резер­вов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразде­ляется на следующие периоды:

L) новорожденный — первые 4 недели жизни;

2) грудной (младенческий) — до 1 года;

3) ранний детский — от 1 года до 3 лет;

4) дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дози­ровке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми тем­пами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются мор­фологические показатели: рост и масса тела (табл. 6), обхват груд­ной клетки.

Таблица 6

Средние показатели массы тела и роста здоровых детей раннего и дошкольного возраста (по Ю.Ф.Змановскому, I9S9)

 

Возраст, Масса тела, кг Рост, см
лет Мальчики Девочки Мальчики Девочки
  10,0-11,5 9,1-10,8 73-79 72-77
  12,4-13,7 11,7-14,1 85-92 82-90
  13,7-15,3 13,1-16,7 92-99 91-99
  15,3-18,9 14,4-17,9 99-107 96-106
  17,4-22,1 16,5—20,4 105-116 104-114
  19,7-24,1 19,0-23,6 111-121 111 — 120

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабо­го развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего воз­раста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются боль­шой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей пра­вильному выполнению того или иного упражнения, так как воз­никший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошиб­ками простые движения сделают невозможным в будущем пра­вильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлет­них детей на активные движения приходится 70% времени бодр­ствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над про­цессами концентрации, поэтому движения детей отличаются не­точностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

В период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок при­бавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдви­гами, происходящими в организме (второй период быстрого рос­та прояачяется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быст­рее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличива­ется в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолще­ния мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лег) мышцы рук. К 5 годам увеличива­ется мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и

Г] Ж. К. Холодов 1 61


относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток голов­ного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовер­шенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время заня­тий надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительны­ми изменениями не только в физическом, но и в моторном раз­витии (табл. 7).

Таблица 7

Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста

 

Возраст Двигательные возможности ребенка
3 мес Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок; меняет положе­ние своего тела, но движения импульсивные, беспорядочные, неосознанные
6 мес Самостоятельно садится. Свободно переворачивается с живота на спину. Пытается ползатьна четвереньках. Играет с игрушками, перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими
1 год Самостоятельно ходит. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет
2 года Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом (бросает, катает)
3-4 года Бегает, прыгает на двух и даже на одной ноге, лазает по гим­настической стенке, ловит и бросает мяч, ездит на трехколес­ном велосипеде, передвигается на лыжах. Способен последо­вательно выполнять несколько двигательных действий подряд
5 лет Овладевает целостными двигательными действиями. Движе­ния становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживатьисходное положение, сохранять направление, ампли­туду и темп движений, формируется умение участвоватьв играх с лоачей и увертыванием, передвигается на лыжах по слабопе­ресеченной местности (может преодолевать на лыжах до 1000 м)
6 лет Успешно осваивает прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастиче­ской стенке, метание на дальность и в цель и др. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В дви­жениях появляются выразительность, плавностьи точность, особенно при выполнении обшеразвиваюших упражнений



Таблица 8

 

  Уровень физической подготовленности детей 4—6 лет    
Физические Контрольные Возраст, Мальчики Девочки
способности упражнения лет Уровень
      низкий средний высокий низкий средний высокий
Координа- Метание малого мяча в   110-86 85-55 55 и меньше 120-91 90-60 60 и меньше
ционные горизонтальную цель с расстояния 3 м (откло­нение отдели в см) 5 6 70-51 60-46 50-35 45-30 35 и меньше 30 и меньше 100-71 80-56 70-40 55-35 40 и меньше 35 и меньше
  Равновесие: стойка   2-3 4-5 Больше 5 2-5 6-7 Больше 7
  босиком на одной ноге, с   3-5 6-7 Больше 7 3-7 8-10 Больше 10
      4-7 8-10 Больше 10 4-8 9-12 Больше 12
Скоростно- Прыжки в длину   61-75 76-90 Больше 90 61-75 76-90 Больше 90
с иловые с места, см   91-100 101-114 Больше 115 86-98 99-110 Больше 110
      111-122 123-135 Больше 136 101-113 114-125 Больше 125
Гибкость Наклон вперед из   4-8 9-12 Больше 12 5-9 10-13 Больше 13
  положения сидя, см   2-5 6-9 Больше 9 3-6 7-10 Больше 10
      2-5 6-8 Больше 8 2-6 7-9 Больше 9
Силовые Поднимание туловища из   9-10 11-12 Больше 12 7-9 10-11 Больше 11
  положения лежа с согну­тыми коленями (количе­ство повторений за 30 с) 5 6 11-13 14-16 14-15 17-18 Больше 16 Больше 18 10-12 13-14 13-14 15-16 Больше 14 Больше 16
  Вис на согнутых руках   3-7 8-10 Больше 10 2-5 6-8 Больше 8
  на перекладине, с   5-11 12-16 Больше 16 4-7 8-10 Больше 10
      7-15 16-24 Больше 24 7-10 11-14 Больше 14

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от несколь­ких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят по­очередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А.Шишкина, 1992). Учитывая эту особен­ность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятель­ность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню разви­тия этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка (табл. 8). Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

Средства физического воспитания детей

раннего и дошкольного возраста 1

К числу основных средств физического воспитания детей ран- ' него и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптими­зирующих воздействия физических упражнений на организм ре­бенка, широко используются оздоровительные силы природы (сол­нце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

Физические упражнения. Применительно к задачам физическо­го воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее ши­рокое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бес­сюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных уп­ражнений.

Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвиваюшие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без пред­метов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражне­ния (построения и перестроения, повороты, размыкания и смы- ' кания); 4) танцевальные упражнения. Характерной особенностью ■ этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. I можно подобрать упражнения на определенную мышечную труп- | пу, на любое физическое качество, на осанку и др. Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют фор-


мированию умений владеть своим телом, согласованно выпол­нять различные сложные движения.

Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в про­цессе игры происходит не избирательное, как в основной гимна­стике, а комплексное развитие физических качеств. Следователь­но, осуществляется и комплексное совершенствование всего дви­гательного аппарата, всех систем организма.

Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников следует включать упрошенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различ­ные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные уп­ражнения направлены на решение оздоровительных и образова­тельных задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.

Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы тер­морегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Со­четание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека.

Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Так, например, физкультурные занятия лучше содействуют физическому разви­тию при полноценном питании и сне. Чистота помещения, физ­культурного оборудования служит профилактикой инфекционных заболеваний.

Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное приме­нение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его ос­нову составляют ежедневные занятия физическими упражне­ниями и играми в различных формах под руководством воспи­тателя (в дошкольных детских учреждениях), родителей (в се-


мье) и в процессе самосгоятельной двигательной деятельности детей.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвиж­ные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праз­дники, самостоятельные занятия.

Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельнос­ти организма, повышение его работоспособности и формирова­ние правильной осанки. Средствами являются простые общераз-вивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, мас­сажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характе­ра), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег — упражнения для мышц рук и плечевого пояса — упражне­ния для туловища (спины и живота) — упражнения для ног — кратковременный бег и.ходьба с целью восстаноштения. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребен­ку, периодически, приблизительно через 7—10 дней, необходи­мо заменять 1—2 упражнения.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной фор­мой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных дей­ствий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2—3 раз в неделю под руководством воспитателя. Про­должительность занятий для детей 3—4 лет 15—20 мин, 4—5 лет — 20—25 мин, 5—6 лет — 25—30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержа­ние вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.

В основной части занятия решаются задачи обучения детей но­вым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвиваюшие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). После обшеразвивающих упражнений следуют упражнения в ос­новных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмо­циональное воздействие на детей.

В заключительной части занятия решаются задачи постепенно­го перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются'


ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, мало­подвижные игры, хороводы.

Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть — 2—6 мин, основная — 15—25 мин и заключитель­ная — 2—3 мин. Продолжительность каждой части зависит от по­ставленных задач, возраста и подготовленности детей.

После вводной части пульс не должен участиться более чем на 20—25%, после основной — не более чем на 50%, после подвиж­ной игры он может возрасти на 70—90 и даже на 100%. Через 1—2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они уве­личивают двигательную активность, вызывают у детей положи­тельные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических ка­честв, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.

Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью пре­дупреждения утомления, отдыха, повышения умственной рабо­тоспособности, активизации двигательных функций при однооб­разных статических положениях тела. Проводятся обычно на раз­личных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколь­ко хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2—3 мин.

Физкультурные праздники. Их назначение — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежу­ток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнооб­разная самостоятельная двигательная деятельность детей заклю­чается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятель­ность на детских площадках, оснащенных специальным оборудо­ванием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Существует две формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста: 1) государственная (дет­ские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самоде­ятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье.

Государственная форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные


детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с Программой воспитания и обу­чения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где оп­ределены задачи, содержание и формы организации физических упражнений. Физкультурные занятия проводят воспитатели и ин­структоры-методисты по физической культуре.

Методика направленного использования физической культу­ры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

Основу двигательной активности детей до 2 лет должны состав­лять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакал­кой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Заня­тия физическими упражнениями проводятся 2—3 раза в неделю.

На занятиях с детьми 2—3 лет большое значение придается ме­тодам использования слова и наглядного действия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подра­жать. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, ши-роко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем, как медве­ди» и т.п.). Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и кондом занятия должна быть в пределах 10 ударов. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Неизменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Игровая деятель­ность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообраз­нее. Большое место занимают сюжетные и ролевые игры.

В 3—4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130—140 уд./мин, в 5—7-лет­нем — не менее 140—150 уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лаза­ния, равновесия и др.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспи­тания практически всех физических качеств. В первую очередь сле­дует обращать внимание на воспитание координационных спо­собностей, в частности на такие компоненты, как чувство равно­весия, точность, ритмичность, согласованность отдельных дви­жений. Скоростные способности воспитываются путем выполне­ния простых двигательных действий, обычно в игре. При воспита­нии силы и силовой выносливости прежде всего надо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стопы. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражне­ния, отягощенные собственным весом тела (приседания, лаза­ние, прыжки, занятия с мячом, обручем, скакалкой и т.п.). Уп­ражнения даются как в игровой, так и в обычной форме.


При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.

В основе планирования процесса физической и двигательной подготовки дошкольников 3—6 лет должны лежать следующие основные положения (А. А. Рутина, 1999):

1) весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным
для развития физических качеств и формирования основных дви­
жений. Следовательно, итоговый результат физической и двига­
тельной подготовки дошкольников зависит от последовательных
из года в год успехов ребенка;

2) основной методической особенностью планирования дан­
ного процесса является наличие этапов акцентированного воз­
действия на определенное качество. Целесообразная длительность
этих этапов до 1 месяца. При этом специализированные физиче­
ские упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до
70% общего объема времени двигательной активности.

Глава 11. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

11.1. Социально-педагогическое значение

и задачи физического воспитания

детей школьного возраста

Значение физической культуры в школьный период жизни че­ловека заключается в создании фундамента для всестороннего фи­зического развития, укрепления здоровья, формирования разно­образных двигательных умений и навыков. Вое это приводит к воз­никновению объективных предпосылок для гармонического разви­тия личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Вы­явлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физичес­кие способности и функциональные возможности можно эффек­тивно повысить именно в школьном возрасте. Этот период явля­ется сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благопри­ятным для обучения разнообразным двигательным умениям и на-


выкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее при­спосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физи­ческой и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учеб­ных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негатив­ные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного раз­вития организма существенно облегчает решение общевоспита­тельных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспита­нии детей и молодежи школьного возраста предусматривает ре­шение следующих задач.

Оздоровительные задачи

\. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическо­му развитию: формирование правильной осанки, развитие раз­личных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной систе­мы, активизация обменных процессов.

2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола
гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном
возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее разви­
тие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание
координационных способностей, а также быстроты движений. В сред­
нем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию
скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется
скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными на­
пряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте
целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-сило-
вых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной _
выносливости. ■

3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным т
воздействиям внешней среды. При любой возможности физкуль­
турные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообраз­
но проводить на свежем воздухе, а не в за!е.

4. Повышение общей работоспособности и привитие гигие­
нических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники еже­
дневно выполняли физические упражнения, принимали водные,
воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и
отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к
младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот


период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех сис­тем и функций организма.

Образовательные задачи

1. Формирование и совершенствование жизненно важных дви­
гательных умений и навыков. У школьников необходимо форми­
ровать следующие пять групп двигательных умений и навыков
(З.И.Кузнецова, 1968): 1) умения и навыки, с помощью кото­
рых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, пла­
вание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими
позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исход­
ные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);
3) умения и навыки выполнять различные движения с предме­
тами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки уп­
равления движениями рук и ног в сочетании с движениями в
других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упо­
ры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения
для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опор­
ные, лазание, прыжки в длину и высоту).

2. Формирование необходимых знаний в области физической
культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила
выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физичес­
кими упражнениями на основные системы организма; 3) правила
самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основ­
ные приемы самоконтроля во время занятий физическими упраж­
нениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитательные задачи

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно занимать­
ся физическими упражнениями, сознательно применять их в це­
лях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укреп­
ления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога
по физической культуре и спорту предусматривает создание не­
обходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным за­
нятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повыше­
ния физкультурной грамотности школьников; стимулирования по­
ложительной мотивации к физической культуре; формирования
основ правильной техники выполнения жизненно важных двига­
тельных умений и навыков; формирования организационно-ме­
тодических умений, дающих возможность правильно построить
школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку,
применять адекватный метод воспитания физических качеств,
осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравствен­
ных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных докумен­тах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразова-


тельных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон на­правленного использования физической культуры в период школь­ного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимо­сти от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязатель­ных курсов, программах секционных занятий коллективов физи­ческой культуры и ДЮСШ.

11.2. Возрастание особенностей физического развития

и физической подготовленности

детей школьного возраста

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физичес­кого развития, формируются тип телосложения, осанка, разно­образные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья де­тей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-соци­альными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружаю­щей среды на организм ребенка.

На основании научных исследований было выявлено, что дли­на тела, значительно превышающая средневозрастные показате­ли, может служить своебразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном медицинском наблюдении и контро­ле за переносимостью нагрузки. У детей, имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному) массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увели­ченных физических нагрузках.

Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравне­нию со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них бо­лее длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулату­ры, для увеличения спирометрии.

Основываясь на данных Ю.П.Лисицина (1996) и Н.Н. Алфи­мова (1981, 1985), Ю.В.Высочинин и В.И.Шапошникова (1999) составили сводную таблицу, по которой можно определить ан­тропометрический статус ребенка (табл. 9, 10).



Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической под­готовленности. В таблицах 11, 12, 13 приведены показатели, ха­рактеризующие низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности учащихся 7—17 лет [6].

Специалистами в области физической культуры и спорта (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков, А.Н.Тяпин, Л.А.Захаров, Ю.П.Пу­зырь) разработана тест-программа, которая предусматривает пе­риодическое (сентябрь, май каждого учебного года) тестовое обследование уровня физической подготовленности учащихся 6— 17 лет и последующее (с учетом выявленных данных) корректи­рование работы с ними по развитию двигательных качеств.

Программа базируется на стандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны.

1. Бег 1000 м. Тест предназначен для определения выносли­
вости.

2. Челночный бег 10x5 м. Тест позволяет оценить быстроту и
ловкость, связанную с изменением направления движения и че­
редованием ускорения и торможения.

3. Подтягивания на перекладине (мальчики). Тест позволяет
оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.

4. Вис на перекладине (девочки). Тест позволяет оценить стати­
ческую силовую выносливость мышц и плечевого пояса.

5. Подъем туловища за 30 с. Тест предназначен для оценки силы
мышц-сгибателей туловища.

6. Наклон вперед из положения сидя. Тест предназначен для изме­
рения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Сводная таблица (табл. 14) нормативных оценок уровня физи­ческой подготовленности учащихся I—XI классов приводится ниже (по материалам МГФСО, 1996).

Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе или параллели классов выявлено свыше 15% уча­щихся с низким уровнем развития одного или нескольких физи­ческих качеств. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели по их дальнейшему развитию.

11.3. Средства физического воспитания детей школьного возраста

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с уче­том тех основных положений, которые отражены в общих прин­ципах отечественной системы физического воспитания.


Таблица 9

 

 

 

 

 

Воз­раст Пока­затели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
6 лет Рост, см Менее 99,1 От 99,1 до 108,0 От 108,0 до 120,3 (114,2) От 120,3 до 127,9 Выше 127,9
Вес, г Менее 16 500 От 16 500 до 17 900 От 17 900 до 22 100 (20 200) От 22 100 до 24 900 24 900 и более
7 лет Рост, см Менее 108,9 От 108,9 до 116,9 От 116,9 до 128,6 (122,4) От 128,6 до 134,7 Выше 134,7
Вес, г Менее 17 700 От 17 700 до 19 900 От 19 900 до 26 500 (23 200) От 26 500 до 30 900 30 900 и более
8 лет Рост, см Менее 108.4 От 108,4 до 120,2 От 120,2 до 129,1 (124,3) От 129,1 до 130,3 Выше 130,3
Вес, г Менее 20 400 От 20 400 до 22 500 От 22 500 до 25 600 (24 000) От 25 600 до 26 100 26 100 и более
9 лет Рост, см Менее 119,5 От 119,5 до 124,5 От 124,5 до 134,5 (129,6) От 134,5 до 139,3 Выше 139,3
Вес, г Менее 23 000 От 23 000 до 24 900 От 24 900 до 28 100 (26 500) От 28 100 до 28 800 28 800 и более
10 лет Рост, см Менее 126,3 От 126,3 ло 132,4 От J 32,4 до 148,0 (140,5) От 148,0 до 155,2 Выше 155,2
  Вес, г Менее 24 300 >_—-------- ■ ■ ■ ■ ~ ■ —_ От 24 300 до 27 600 От 27 600 до 37 90(1 (32 500) От 37 900 до43 800 43 800 и более

 

 

 

 

 

 

11 лет Рост, см Менее 128,7 От 128,7 до 137,4 От 137,4 до 152,3 (144.8) От152,3до 159,8 Выше 159,8
Вес, г Менее 26 200 От 26 200 до 30 100 От 30 100 до 41 900 (36 000) От 41 900 до 61 600 61 600 и более
12 лет Рост, см Менее 137,4 От 137,4 до 143,4 От143,4до 160,2 (151,8) От 160,2 до 170,1 Выше 170,1
Вес, г Менее 27 600 От 27 600 до 31 800 От 31 800 до 44 300 (38 100) От 44 300 до 53 500 53 500 и более
13 лет Рост, см Менее 136,1 От 136.1до 145,5 От145,5до 166,6 (156,0) От166,6до 177,2 Выше 177,2
Вес, г Менее 39 300 От 39 300 до 47 800 От 47 800 до 64 800 (56 300) От 64 800 до 73 300 73 300 и более
14 лет Рост, см Менее 142,0 От 142,0 до 151,2 От 151,2 до 170,7 (161,5) От 170,7 до 179,7 Выше 179,7
Вес, г Менее 28 681 От28 681до34 267 От 34 267 до 45 096 (39 618) От 45 096 до 50 752 50 752 и более
15 лет Рост, см Менее 150,0 От 150,0 до 158,0 От 158,0 до 175,0 (167,0) От 175,0 до 1S2,O Выше 182,0
Вес, г Менее 39 300 От 39 300 до 47 800 От 47 800 до 64 800 (56 300) От 64 800 до 73 300 73 300 и более
16 лет Рост, см Менее 162,1 От 162,1 до 167,0 От 167,0 до 179,3 (173,5) От179,3до 185,0 Выше 185,0
Вес, г Менее 46 600 От 46 600 до 54 400 От 54 400 до 69 900 (62 200) От 69 900 до 77 600 77 600 и более

Таблица 10

 

 

 

 

 

Воз­раст Пока­затели Низкий Ниже среднего   Средний Выше среднего Высокий
6 лет Рост, см Менее 99,6 От 99,6 до 106,5   От 106,5 до 119,8 (113.1) От 119,8 до 124,0 Выше 124,0
Вес, г Менее 16 000 От 16 000 до 17   От 17 500 до 21 600 (19 800) От21 600 до 25 100 25 100 и более
7 лет Рост, см Менее 111,7 От 111,7 до 117,   От 117,1 до 127,8 (122,3) От127,вдо 132,4 Выше 132,4
Вес, г Менее 17Й00 От 17 800 до 20   От 20 000 до 26 100 (23 000) От 26 100 до 30 700 30 700 и более
8 лет Рост, см Менее 113,5 От 113,5 до 123   От 123,2 до 132,7 (127,4) От 132,7 до 135,0 Выше 135,0
Вес, г Менее 21 900 От 21900 до 23   От 23 300 до 28 000 (25 600) От 28 000 до 28 200 28 200 и более
9 лет Рост, см Менее 119,5 От 119,5 до 126   От 126,6 до 137,0 (131,5) От 137,0 до 139,9 Выше 139,9
Вес, г Менее 26 800 От 26 800 до 27   От 27 300 до 32 800 (29 900) От 32 800 до 33 200 33 200 и более
10 лет Рост, см Менее 129,0 От 129,0 до 133 ,9 От 133,9 до 145,0 (139,3) От 145,0 до 152,5 Выше 152,5
  Вес, г Менее 24 200 От 24 200 до 29   От 29 600 до 33 600 (31 600) От 33 600 до 45 700 45 700 и более

 

 

 

 

 

11 лет Рост, см Менее 132,5 От 132,5 до 138. 2 От 138,2 до 154,2 (146,2) От 154,2 до 161   Выше 161,0
  Вес, г Менее 25 500 От 25 500 до 30   От 30 500 до 45 900 (37 500) От 45 900 до 57   57 500 и более
12 лет Рост, см Менее 137,3 От 137,3 до 145   От 145,7 до 162,5 (153,1) От 165,5 до 166   Выше 166,7
Вес, г Менее 29 600 От 29 600 до 34   От 34 100 до 51 300 (42 800) От 51 300 до 62   62 400 и более
13 лет Рост, см Менее 139,7 От 139,7 до 149   От 149,4 до 164,5 (156,6) От 164,5 до 174   Выше 174,0
Вес, г Менее 34 700 От 34 700 до 39   От 39 700 до 56 500 (48 400) От 56 500 до 70   70 400 и более
14 лет Рост, см Менее 129,9 От 129,9 до 151 ,8 От 151,8 до 167,0 (158,4) От 167,0 до 171 .6 Выше 171,6
Вес, г Менее 36 300 От 36 300 до 43 400 От 43 400 до 59 400 (51 500) От 59 400 до 66   66 500 и более
15 лет Рост, см Менее 150,0 От 150,0 до 155 ,0 От 155,0 до 167,0 (164,0) От 167,0 до 174 ,0 Выше 174,0
Вес, г Менее 39 300 От 39 300 до 46   От 46 900 до 62 300 (54 700) От 62 300 до 69   69 900 и более
16 лет Рост, см Менее 151,0 От 151,0 до 156 ,0 От 156,0 до 167,0 (162,0) От 167,0 до 173 ,0 Выше 173,0
Вес, г Менее 41 800 От 41 800 до 48   От 48 700 до 62 600 (55 700) От 62 600 до 69   69 600 и более

Таблица 11

 

 

 

Физиче­ские спо­собности Контрольное упражнение (тест) Воз­раст, лет Мальчики Девочки
Уровень
низкий средний высокий низкий средний высокий
Скоро­стные Бег 30 м, с 7 8 9 10 7,5 и выше 7,1 6,8 6,6 7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 5,6 и ниже 5,4 5,1 5,1 7,6 и выше 7,3 7,0 6.6 7.5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 5,8 и ниже 5,6 5,3 5,2
Коорди­наци­онные Челночный бег 3x10 м, с 7 8 9 10 11,2 и выше 10,4 10,2 9,9 10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9.3 9,5-9,0 9,9 и ниже 9,1 8,8 8,6 11.7 и выше 11,2 10,8 10,4 11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9.5 10,2 и ниже 9,7 9,3 9,1
Скоро­сти о-силоиые Прыжки DДЛИНУ с места, см 7 8 9 10 100 и ниже ПО 120 130 115-135 125-145 130-150 140-160 155 и выше 165 175 185 85 к ниже 90 110 120 110-130 125-140 135-150 140-150 J50 и выше 155 160 170
Выносли­вость 6-минутный бег, м 7 8 9 10 700 и ниже 750 800 850 750-900 800-950 850-1000 900- f 050 1100 и выше! 150 и выше 1200 и выше 1250 и выше 500 и ниже 550 и ниже 600 и ниже 650 и ниже 600-800 650-850 700-900 750-950 900 и выше 950 и выше 1000 и выше 1050 и выше
Гибкость



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.