Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ




1. Нормальные товары. Цены на рынке колеблются, доходы потребителей также не являются постоянной величиной, поэтому под их воздействием равновесие потребителя изменяется. Если доход потребителя растет, то его покупательная способность увеличивается и, наоборот, при сокращении дохода – сужается (рис. 13.1). Изменившиеся финансовые возможности заставляют потребителя переместиться на новую кривую безразличия (см. с. 37), на которой он отыскивает точку нового оптимума.

Товары, для которых л соблюдается прямая за– а1 висимость между доходом и потреблением, на– A Aзываются нормальными #Aтоварами. На рынке их большинство. Товары, для которых свойственна обратная зависимость между доходом и потреблением, называются низшими т о варами.

По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные, а по мере снижения дохода потребление некоторых из них не только сохраняется, но даже увеличивается, как, например, потребление товаров Гиффена.

Следует иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях и склонностях людей, поэтому для одних потребителей товар может быть нормальным, а для других – низшим.

 

Рис. 13.1. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя

AB, A1B1, A2B2 – бюджетные линии; E, E1, E2 – точки оптимума.

2. Кривые Энгеля. Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик Х. Энгель, поэтому ее графическое отображение названо кривые Энгеля (рис. 13.2).

 

В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей, чем увеличиваются их доходы.

Фирмы на рынке ведут маркетинговую политику с целью увеличения сбыта, поэтому им важно знать как потребитель распорядится своим доходом. Это можно определить, если кривые Энгеля свести в единый график и увязать с различными товарными группами. Для этого на графике следует ввести вспомогательную линию 0К под углом 45ок началу координат, на которой доходы равны расходам, тогда все кривые Энгеля разместятся под ней (рис. 13.3).

 

Рис. 13.3. Распределение потребительского дохода

0К – доходы равны расходам.

 

3. Изменение цены. Эффект замены и дохода. Изменение цен, подобно доходу, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены одного товара и неизменной цене другого в наборе бюджетное ограничение сдвигается: а) вправо – при увеличении цены и б) влево – при снижении цены.

В обоих случаях изменяется наклон бюджетной линии и равновесие потребителя переходит из одной точки в другую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.