Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества

Введение. Современная цивилизация и философия

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. Современная цивилизация и философия.

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение.

Тема 3. Философское понимание мира.

Тема 4. Философия человека.

Тема 5. Философия сознания.

Тема 6. Философия познания.

Тема 7. Философское понимание жизни общества.

Тема 8. Философия Древнего Востока.

Тема 9. Философия Древней Греции.

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Тема 12. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

Тема 13. Немецкая классическая философия

Тема 14. Неклассическая философия XIX-начала XX века.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XXв.

Тема 16. Основные направления современной западной философии.

 

 


Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, общество потребления и проблема среднего человека.

Техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации. Предпосылки техногенной цивилизации возникают еще в античной культуре с ее демократией и теоретической наукой, культом человека и человеческого разума. Важную лепту в становление техногенной цивилизации внесла христианская традиция с пониманием человека как божественного творения и отсюда трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного постичь и преобразовать внешний мир. В эпоху Ренессанса многие достижения античной культуры возрождаются и в соединении с христианской культурной традицией закладывается культурная основа техногенной цивилизации. Появляется идея о человеке как таком же творце как и Бог, способном творчески преобразовывать мир. Человек, таким образом оказался в центре внимания. В эпоху Нового времени доминантой становится идея преобразования мира и подчинение человеком природы, на что и должна быть направлена активная преобразовательная деятельность человека. Идея подчинения человеком при помощи науки и техники природных веществ и сил завоевывает всеобщее признание.

Среди основных характеристик техногенной цивилизации принято выделять следующие: смена относительно медленного темпа общественного развития быстрым и все убыстряющимся, экстенсивного развития интенсивным; механизация, автоматизация и концентрация производства; превращение общества в единую индустриальную машину, состоящую из совокупности взаимосвязанных больших, средних и малых технических систем потерявших свою былую автономность; господство рационального мышления, нацеленного на теоретическое осмысление внешнего мира и использование знаний для развития орудий производства с целью увеличения их эффективности; понимание природы как объективно существующей закономерно развивающейся и функционирующей реальности, познав которую человек как разумное существо может поставить под свой контроль; урбанизация и концентрация населения в городах; наука расценивается как важнейшее условие преобразующей деятельности человека и фактор процветания и прогресса; господство идеи социального прогресса, направленного на будущее, ожидание перемен и движения к будущему росту цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство. В отличие от замкнутости традиционных цивилизаций техногенная цивилизация быстро выходит за рамки одной или нескольких обществ, имеет экспансивный характер, распространяет свое влияние на другие общества и, создавая международный рынок, а человек в подобной ситуации оказывается зависимым от технологических ритмов и нужд промышленности. Динамичное развитие техники приводит к тому, что современный человек не успевает за ее ускоряющемся темпом – отсюда разрыв между внешними условиями человеческой жизни и ее внутренними потребностями. Это особенно отчетливо проявилось в ходе появления и становления постиндустриального (или информационного) общества.

Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Это общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. Главным общественным богатством является знание, которое в форме информации становится наиболее важным и значимым товаром, доступным для всех индивидов, организаций, социальных групп и общества в целом, неиссякаемым резервом человечества. Знания и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Товарное производство, характерное для техногенной цивилизации, остается, только теперь наиболее ценным товаром выступает информация. Информационная техника оказывает огромное и все возрастающее влияние на все сферы общества. Под воздействием накопления информации происходит невиданное ускорение темпов общественного развития. ускоренными темпами обновляется материально-техническая база на основе автоматизации, роботизации и компьютеризации. Ключевую роль в этом процессе играет информационная технология, в особенности, быстрое количественное и качественное развитие и применение электронно-вычислительной техники. Таким образом, техногенный характер цивилизации сохраняется, поднимаясь на новый уровень. Изменяется профессиональная структуры общества, связанная как с отмиранием старых и появлением новых профессий, так и с изменением соотношения количества работников в них. Одновременно возрастает удельный вес индивидуального труда на базе создания развитой сети автоматизированных и компьютеризированных рабочих мест. Таким образом, на производстве формируется новый тип работника. Происходят качественные изменения в социальной структуре общества. Соотношение количества людей занятых в промышленности, в сельском хозяйстве и в сфере услуг изменяется в пользу последней. Информационные услуги при этом становятся лидирующим сектором экономики. Информационная технология активно влияет на духовную культуру, формируется компьютерная культура. Однако, ресурсы человеческого сознания оказываются не в состоянии осмыслить во всей полноте получаемую информацию, что порождает новые формы зависимости.

Развитие социально-экономических отношений европейской цивилизации привело к появлению в XX веке еще одной формы зависимости современного человека, который в современной философии принято обозначать термином «общество потребления». О данном социальном феномене на Западе заговорили с 70-х гг. XX века, вследствие того факта, что, несмотря на рост доходов и услуг в ведущих западных странах участились случае депрессии и суицида. Общество потребления – это общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением товаров и услуг, а также формированием соответствующей системы ценностей. Общество потребления представляет собой систему, организующую совместную жизнедеятельность людей таким образом, что манипулирование культурными кодами, вызывающими потребительские психологические установки, становится ее доминирующим содержанием. Эта система характеризуется массовым манипулированием культурными символами и формированием соответствующей иерархии ценностей, на вершине которой – покупка и регулярное обновление вещей.

В обществе потребления потребление сделалось главным содержанием социальной жизни. Потребление является не только основой данного общества, реализуя себя через его политические, экономические и социальные институты, но и его целью. Искажению подвергаются и сфера производства (промышленность ориентируется на потребление все больших ресурсов) и сфера развлечения (жизнь человека вращается вокруг поглощения не всегда необходимых ему товаров и услуг). Манипулирование товарами как важными знаками культуры подразумевают не столько способность товара удовлетворять человеческую потребность, сколько социальное значение, придаваемое обладателю товара в данной культуре. На первый план выходят уже не функциональные качества товара, а престижность обладания данным товаром, товар становится признаком социального статуса. Сознание потребителя постоянно занято выбором товара, купив который он может очень быстро охладеть к нему и почти не использовать.

Источник возникновения общества потребления лежит не только в социально-экономических отношениях, но и в сфере социально-психологической мотивации. Человек обладает врожденным набором потенциальных способностей, которые могут быть развиты, и спектр которых необычайно широк. Кроме того, в человеке есть разнообразные влечения к осуществлению заложенного потенциала. Реализация способностей и качеств человека, с одной стороны, сопровождается удовольствием и является непосредственно привлекательной и самоценной, а с другой стороны, требует постоянного возобновления усилий, вследствие чего часто оказывается неосуществленным. Отсутствие реализации заложенных способностей приводит к психическим расстройствам, человек ощущает подавленность и дискомфорт, неудовлетворенность, потерянность и отчужденность. Психическую неудовлетворенность можно либо заглушить другим, более сильным раздражителем нервных рецепторов, т.е. отвлечь, либо притупить общую чувствительность психической системы, либо попытаться подменить внешними атрибутами успеха, придавая вещам культовое значение. Средствами для этого могут выступать: туристические поездки, экстремальные виды отдыха, просмотр телепередач и представлений, коллекционирование, чревоугодие, азартные и компьютерные игры (отвлекающие от психического дискомфорта), а также употребление алкоголя, наркотиков (притупляющие чувствительность нервной системы). В результате человек также оказывается в определенной зависимости от дальнейшего процесса потребления.

Не менее важным вопросом выступает проблема «среднего человека». Впервые данное понятие получило существенное обоснование в работах испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, а также немецкого философа Г. Маркузе, хотя образ данного социального типа был в определенном смысле представлен в философии К. Маркса, Ф. Ницше и К.Н. Леонтьева. Понятием средний человек принято обозначать особый тип общества, главную роль в котором приобретают массы людей не выделяющиеся из своей среды, имеющие одинаковые потребности, привычки и ценности. Подобное господство проявляется в политических, экономических отношениях, принципах социальных отношений, характере культуры. Феномен среднего человека по является в европейском обществе в связи с развитием капиталистических отношений, породивших феномен массового труда на предприятиях. Поскольку массовый труд является разделенным, то это с необходимостью порождает отсутствие осознания целостности изготовляемой вещи (как было в рамках ремесленного производства), что в итоге приводит к психологическим последствиям – представлению о заменяемости любого человека на предприятии и индивида в обществе. Всеобщая заменяемость в свою очередь порождает обезличенность рабочей массы, а тяжелый физический труд – практически не оставляет времени на духовное развитие. Развитие демократических институтов в Западной Европе и США во второй половине XIX-ХХ веках, при всем их позитивном основании, выводит на арену истории именно средние массы людей, являющихся источником определенных ценностей и интересов, не всегда связанных с высоким уровнем культуры. Развитие общества потребления превращает вкусы и привычки данных людей в эталон и нормы всеобщего поведения. Среди важнейших особенностей данного типа традиционно выделяют: ослабление критической способности суждения, стандартизацию всех процессов жизни, маргинализацию, одномерное мышление и как следствие – упрощение языка, потребностей и ценностей.

Определенной попыткой выхода из сложившейся ситуации является изменение самого человека, его мировоззренческих позиций и ценностей. Это, в свою очередь, предполагает особе отношение к знаниям, получаемым в процессе обучения и дальнейшего послевузовского образования. Наибольшую роль на этапом этапе играет именно философия, поскольку она выступает как обобщающее знание, а также как определенные размышления по поводу уже достигнутых знаний.

Рекомендуемая литература:

9. Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. – 2007. -№10.

10. Бордрийяр Ж. Система вещей. М.: Лань, 1997.

11. Бордрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2001.

12. Розин В.М. Философия техники. М.: NOTA BENE, 2001.

13. Ясперс К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

14. Х. Ортега и Гассет Восстание масс // Вопросы философии. – 1989 - №3-4.

15. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: Эксмо, 2001.

16. Дебор Ги Общество спектакля. М.: Аграф, 2001.

 

 

4. Понятие мировоззрения.

5. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.

6. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

 

1. Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде. Мировоззренческими являются такие вопросы как – когда и кем был создан мир, по каким законам развивается, можно ли эти законы предсказать или все случайно, существует ли мир вечно или был создан Богом? Также к мировоззренческим принято относить и вопросы, связанные с жизнью человека – смертен или бессмертен человек, в чем смысл жизни, как узнать о собственном предназначении?

Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

Само мировоззрение появилось гораздо раньше попыток его осмысления. Возникнув несколько десятков тысячелетий назад мировоззренческие вопросы явились потребностью первобытного человека объяснить явления окружающей природы и существование человека как особой ее части, осознающей это.

В современной литературе мировоззрение рассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

2. Чтобы понять какое-либо явление – необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того, чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

- Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

- Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.

- Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

- Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения – теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

3. Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

 

Рекомендуемая литература:

6. Фрезер Дж. Золотая ветвь (любое издание)

7. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1990.

9. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

10. Лосева И.Н. Миф, религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992. - №7.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение и какова его роль в жизни человека? Почему мировоззренческие вопросы являются предпосылкой для решения всех остальных вопросов?

2. Когда впервые появляется термин «мировоззрение»?

3. Что представляет собой структура мировоззрения?

4. Почему необходимо выделение уровней мировоззрения?

5. В чем состоит основное различие мифологического и религиозного мировоззрения?

6. Можно ли считать философию определенным полем для соотношения различных типов мировоззрения?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 2. Философия, ее сущность и назначение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.