Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Политическая власть и ее носители

 

Центральная проблема политики и политологии - проблема власти. Понятие “власть” относится к числу основополагающих понятий политической теории. Оно дает ключ к пониманию всей политической жизни общества.

Понятие власти вообще и понятие политической власти в частности трактуется по-разному. В повседневной жизни мы говорим о власти отца над детьми, о власти природы над человеком, о власти государства над гражданами. Словом “власть” в обыденной речи мы определяем и общественные отношения (Иван имеет власть над Петром) и учреждение (власть в городе представляет такое-то учреждение).

На протяжении многих веков люди старались объяснить и понять феномен власти. Выдающиеся мыслители древности, средних веков и наши современники пытались постичь природу власти, ее общественное назначение, механизм функционирования, найти наилучшие варианты устройства обоснования, эмпирические исследования различных поколений мыслителей и ученых актуальны и сегодня, на их плечах стоит современная политическая наука.

На всех этих этапах развития политической мысли исследование проблемы политической власти вскрывало ее многомерность и даже загадочность. Без знания сущности власти невозможно и сегодня самостоятельно разобраться в хитросплетениях политической жизни, уметь проанализировать самостоятельно состояние и перспективы политической власти.

Каковы же источники и природа власти? Попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев ряд положений. Следует прежде всего отметить естественное происхождение власти, ее естественное развитие по мере развития человеческой цивилизации.

В чем же заключается естественный характер власти?

1. Естество власти в том, что она возникает как потребность общества в саморегуляции, в сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общности людей. Это характерно для всех типов цивилизаций.

2. Естественно-исторический характер власти проявляется так же в ее преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться по династиям, режимам; может отниматься оппозиционными силами, толпой; может кардинально преобразовываться. Но любая сила, приводящая к власти, не может строить сугубо “свою” власть - она вынуждена считаться со свергнутой, с теми накоплениями властных отношений, которые есть в стране (в том числе многовековыми, современными политическими традициями, политическим сознанием народа, политической культурой). Преемственность заключается в том, что страны активно заимствуют друг у друга опыт в области создания правового государства, развития институтов парламентаризма, разделения властей, формирования гражданского общества.

4.1. Понятие власти. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность этого явления. Каждая из трактвок обычно акцентирует внимание на той или иной стороне проявления власти. Можно выделить следующие трактовки власти.

Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей (Власть: Очерки современной политической философии Запада. М. 1989, с.136). Эта трактовка довольно широка Она распространяется не только на отношения между людьми, но и на их взаимодействие с окружающим миром (власть над природой).

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход сводит власть к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Человек видит во власти средство улучшения жизни. В то же время власть - это самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания поведения реальных индивидов пытаются раскрыть субъективную мотивацию. Одно из направлений - психоанализ.

Системная трактовка. Если бихевиористское и психологическое направления идут в понимании власти снизу вверх (от индивидов к обществу), то системный метод исходит из производности власти от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение принятых обязательств.

Структурно-функциональные интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

Реляционистские (от французского - отношение) определение рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один оказывает определяющее влияние на другого.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс.

Политическая власть выполняет определенные функции:

господство - подчинение одних групп, классов другим;

руководство - определение и закономерное закрепление стратегии развития общества в соответствии с интересами господствующего класса;

управление - проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

контроль - обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

Отношения власти многообразны по своему осуществлению и проявлению в обществе.

По методу осуществления власть различают господство, насилие, принуждение, убеждение.

По режиму правления различают тоталитарную, диктаторскую, авторитарную, либерально-демократическую, демократическую власть.

Можно свести их к авторитарной и демократической, ибо тоталитарная и диктаторская есть высшая форма авторитарной власти.

Необходимо разграничить понятия “политическая” и “государственная” власть.

Государственная власть - это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Это самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. В условиях первобытного строя (на его последнем этапе) существовала политическая власть (суды, советы старейшин и т. д.), но не было обособленного аппарата осуществления власти. А значит, и не было государства. Возникновение государства стало результатом появления частной собственности, экономических привилегий, что потребовало создания специального аппарата принуждения.

Власть в значительной степени означает осуществление своей воли по отношению к другим. То есть это способность различных социальных общностей или отдельной личности навязать, предъявить, проводить свою волю посредством политики и правовых норм. При этом следует учитывать, что волепредъявление может осуществляться в разных формах и методах: насилие, принуждение, достижение компромисса. Различны и цели воленавязывания и, соответственно, достижения политического господства.

Опыт мировой политики свидетельствует, что ошибочно сводить власть только к насилию и принуждению. Это сужает общественное назначение власти и чревато возведением в абсолют принципа насилия. Кроме того, неправомерно рассматривать власть только через призму категорий “господство” и “воля”. Можно не обладать официальной властью, но в той или иной степени влиять на нее, оказывать воздействие на корректировку политики власти имущих. Более того, оппозиционные силы иногда обладают неформальным влиянием такой силы, что их влияние в обществе может оказаться не меньшим, чем влияние официальных властных структур. Так возникает двоевластие, так возникает политический кризис, так создается основа для смены власти.

Но на политическую власть влияют не только организованные, оппозиционные и иные противодействующие силы. Власть постоянно находится под влиянием различных социальных общностей и их интересов. На власть воздействует общественное мнение, традиции, изменения в геополитической ситуации, демографические факторы и т.д. Таким образом, сущность власти не может быть понята без учета категорий влияния, которые во многом отражают обратную связь власти и социума. В современных обществах между политической властью и социумом складываются отношения которые можно обозначить понятием “взаимозависимость”. В обществе с развитой демократией взаимозависимость начинает перерастать в равнозависимость.

На этом фоне становится очевидной несостоятельность отдельных лидеров, политических партий и сил, понимающих и толкующих назначение власти в отрыве от ее сущности, что может приводить к самым различным результатам для общества.

Итак, мы подошли к вопросу: А зачем нужна власть? Каково ее социальное назначение?

Исходя из вышеизложенного, к наиболее важным, общественно значимым задачам политической властиможно отнести следующее:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижения общественного консенсуса (согласия);

- учет взаимозависимых властных и иных отношений в обществе;

- насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества, во имя социально значимых целей.

Сущность и особенности функционирования политической власти не могут быть поняты без уяснения роли субъектов политической власти. К субъектам политической власти относятся:

Социальные общности (народ, нации, этнос, классы, социальные группы и слои). Все они постоянно опосредованно влияют на власть. В периоды радикальных политических событий безвластие, межвластие, анархии они общности могут на короткое временя брать политическую власть непосредственно в свои руки (бунт, восстание, революция, гражданское неповиновение, создание временных органов власти “снизу” и т.п.).

Государство.

Политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные партии - опосредованное. Однако оппозиционные партии могут оказывать значительное давление на правящие партии и тем самым вынуждать их корректировать свою политику. В некоторых странах значимость влиятельных оппозиционных партий фиксируется в правовом порядке (к примеру, право наиболее влиятельной оппозиционной силе создавать в парламенте свой “теневой кабинет”). В Беларуси о степени влияния (особенно психологического) оппозиционных сил можно судить на примере БНФ.

Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты существуют в любом обществе. Они оказывают существенное влияние (а иногда и определяющее) на функционирование власти. Бюрократия не менее существенна, чем элита. Лоббисты представляют и “проталкивают” интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально и его деятельность регулируется правовыми нормами.

Групповое и индивидуальное лидерство.

Личная власть.

Отдельные личности (граждане) в рамках легитимизированных процессов (выборы, референдумы, и т.д.)

Толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса власти, когда отсутствует какая-либо организованная политическая сила. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается охлократия.

Субъекты политической власти в той или иной мере выступают как компоненты всей политической власти. От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Объект власти. Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если нет подчинения, то нет и власти. Границы отношения объекта к субъекту властвования расположены от сопротивления (уничтожения) до добровольного и радостного повиновения.

Важнейшей социальной причиной подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле слова ресурсы власти - все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. При такой трактовке утрачивается их специфика.

Для изучения власти предпочтение отдается узкой трактовке - все средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать ресурсы в устойчивое влияние.

Существует несколько классификаций ресурсов. Они делятся на утилитарные, принудительные, нормативные.

Утилитарные - материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные - меры административного наказания.

Нормативные - средства воздействия на внутренний мир, нормы поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей.

Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизни: экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Использование ресурсов власти делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами, механизмами властвования. Существует два главных способа властвования. Первый заключается в побуждении объекта к определенным, угодным субъекту действиям. Второй состоит в обеспечении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности.

Наиболее содержательна классификация власти в соответствии с ресурсами. Она делится на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Экономическая власть - контроль за экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности. Предполагает распределение материальных благ.

Социальная власть - предполагает распределение позиций на социальной лестнице статусов, должностей и т.д.

Культурно-информационная - власть с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Осуществляется через институты социализации (школы и т.д.), СМИ.

Принудительная - опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения физической силы.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

-легальностью использования силы в пределах государства;

-верховенством, обязательностью решений за всех;

-публичностью;

-моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;

-многообразием ресурсов;

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Во взаимодействии политических властей имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он заключается в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступ к знаниям и информационному влиянию.

Слияние политической, экономической, социальной и духовной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарном государстве. Демократический строй предполагает разделение как самих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров; в политике - разделение властей между государством, партиями, а также в самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; в духовной сфере - плюрализм СМИ и других источников знания.

Политическая власть динамична. Ее технология включает 3 этапа:

1-й этап представления (выдвижения) политических интересов. Граждане заявляют перед лицом власти о своих интересах, проблемах. Власть их накапливает.

2-й этап - принятие решений. Власть выделяет наиболее значимые проблемы, рассматривает альтернативы решений. Имеется два основных способа принятия. Первый - рационально- универсальный. Власть принимает решение идеальное. Однако в реальной практике приходится считаться с условиями осуществления решения. Здесь приходится Второй способ принятия решения - способ последовательных ограничений. В этом случае власть осуществляет осторожные, часто взаимоисключающие действия, оглядываясь на особенности текущего момента. Она идет к решению поставленных задач путем проб и ошибок и часто достигает цели.

3-й этап - реализация политической воли. Решение спускается сверху вниз. Власть использует различные методы.

Далее все этапы повторяются вновь.

Описывая технологию осуществления власти, мы не обращали внимания на направленность принимаемых ею решений. А ведь от этого зависит судьба самой власти. В данном случае политологи говорят о режиме протекания политического процесса. Выделяют 3 режима: режим функционирования, режим развития, режим упадка.

1-й режим. Власть, существующая в режиме функционирования не меняет устоявшиеся в обществе связи, взаимоотношения граждан с политическими институтами. Власть уважает традицию.

2-й режим. Политический процесс, протекающий в режиме развития замечает изменения, происходящие в жизни общества и оперативно реагирует на них. Власть не боится реформ.

3-й режим. Режим упадка. Принимаются решения, которые идут в разрез с требованиями времени. Власть не замечает проблем, решает их не теми способами. Общество теряет свою целостность, вступает в полосу кризиса и заходит в тупик.

Разумеется, что не всякая власть желает быть эффективной. Если бы она могла выбирать, то она выбрала бы такой режим.

Но в реальной жизни характер политического процесса определяется множеством факторов - от географического положения и экономического потенциала общества до личных качеств субъектов власти.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Суспільний прогрес і його періодизація. Суперечності сучасної НТР | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.