Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Политика и мораль




Литература

Заметим, однако, что Ленин, много говоривший об этом принципе, сам, как я уже сказал, его проигнорировал, трансплантируя учение Маркса в организм российской действительности конца XIX - начала XX века.

Сказанное, однако, не умаляет значения ленинизма в развитии мировой общественно-политической мысли. Стремление критиков ленинизма поставить знак равенства между ленинизмом и сталинской ревизией не имеют научных оснований. Оно зиждется скорее на абсолютизации отдельных положений и выводов В.И. Ленина.

(4) Марксизм и ленинизм соединяют в себе стремление к объективности социальных теорий и партийную субъективность классовых идеологий. В этом их главное противоречие. Естественно, что они несут на себе ограниченности любой идеологии, коль скоро отстаивает миропонимание позиций одного класса, обусловленные социальным антагонизмом. Ни марксизм, ни тем более ленинизм, не были свободными от односторонностей конфронтационного типа культуры. Одна из основополагающих догм ленинизма – тезис об относительно скоротечном процессе строительства социализма в нашей стране при помощи завоевания государственной власти. Это оправдывало на практике лишь переход роли опекуна общества от капитала к государственно-партийной бюрократии, лишь замену капиталистической эксплуатации народных масс государственно-бюрократической.

(5) Ограниченности и заблуждения, присущие марксизму и ленинизму, в значительной степени носят конкретно-исторический характер, что свойственно любым социальным теориям. Нет ничего неожиданного в том обстоятельстве, что многое в современную эпоху развивается не так, как предвидели основоположники данных теорий. Глубоко ошибочен подход к марксизму как к какой-то завершенной теоретико-идеологической системе, якобы на подверженной влиянию исторической практики. Югославский философ П. Враницкий, еще в 60-х годах писал: «До сих пор марксисты часто только интерпретировали Маркса; сейчас же необходимо, думая об историческом и человеческом в духе Маркса, и в этом смысле вместе с Марксом, выйти за пределы Маркса» Да, возможно, и социализм не так уж и бессмысленен, как это считают критики.

Теперь, что касается социал-демократической идеологии. Ее исторический первоисточник – марксизм. Социальная база – преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В настоящее время насчитывается более 80 партий социал-демократической ориентации с количеством членов свыше 17 млн. человек.

В отличие от марксизма и ленинизма современный социал-демократизм - идеология реформистского толка, за что он подвергался критике.

Социал-демократическая идеология не отличается от марксистско-ленинской по основной программной цели, социализму. Коренное размежевание данных идеологий проходит по линии понимания социально-экономических и политических основ социализма. Соцал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. В качестве инструмента социалистических преобразований признается государство, которое не отмирает, а должно «облагораживаться». Оно обладает относительной самостоятельностью от сферы экономики и потому способно активно воздействовать на последнюю. Все социал-демократы придерживаются общей линии – на познание непреходящего значения демократии и возможности реформирования существующего государства.

Социал-демократы считают истоками своей идеологии рабочее движение, народно-освободительные движения, культурные традиции взаимной помощи и общественной солидарности народов, а также разнообразные гуманистические традиции. Основополагающими принципами социал-демократии являются:

1. Свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий;

2. Справедливость, что означает «прекращение дискриминации личности»; а также равенство в правах и возможностях», освобождение от зависимости либо от владельца средств производства, либо о тех, кому принадлежит политическая власть; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости». В единстве эти принципы характеризуют модель общества, называемого демократическим социализмом.

Идеология социал-демократизма отражает исторический генезис социалистической идеи в условиях западноевропейской культуры. В «Декларации принципов Социалистического Интернационала», в частности, говорится, что идея социализма «захватила воображение людей всего мира, способствовала возникновению и успешному развитию трудящихся и оказала влияние на ход событий в XX веке».

Говоря об экономических основах социализма, «социал-демократия выступает за обобществление и общественную собственность в рамках смешанной экономики.

Социал-демократизм – как идеология опирается на исторический опыт развития западноевропейских стран и исходит из закономерностей интернационализации и глобализации международных отношений, взаимосвязи современного социального прогресса с технологической революцией.

Однако, она, как и всякая идеология, также не избавлена от односторонностей. Эти последние просматриваются, в частности, в абсолютизации опыта социалистического движения в развитых западноевропейских странах, в попытках распространить его на регионы с качественно иными условиями политической и духовной жизни. Она противостоит коммунистической интерпретации идеи социализма.

Социал-демократизм возрождается ныне в нашей стране. В 1989 г. создана Социал-демократическая партия Российской Федерации. Ее идейные установки ориентированы на социальную демократию, плюрализм общественных и экономических отношений, многопартийность.

Что касается неолиберализма, то это современная форма либерализма (лат. liberalis – свободный) – идейно-политического течения, объединяющего сторонников буржуазно-парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни.

Основоположники либерализма – Дж. Локк, А. Смит, И.Бентам, Дж. Милль, Г. Спенсер, Б. Контан. В их трудах были сформулированы исходные принципы политической системы буржуазного общества. Прогрессивные концепции конституционного государства, разделения властей, идея свободных выборов всех институтов власти, требования обеспечения гражданских прав и свобод вошли в сокровищницу идеологии и политики революционной буржуазии и современной демократии. С момента рождения либерализма и на протяжении более чем двухвековой его истории в его арсенале ведущее место занимала идея предоставления полного простора частнособственнической инициативе и освобождения экономической деятельности от опеки государства.

Либерализм как идеология был представлен в дореволюционной России и партиями либерально-демократического толка.

Неолиберализм в XX веке. Одним из представителей является Шельских (ФРГ).

Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, неолибералы в то же время стали подчеркивать необходимость определенного вмешательства в экономику государства для ограничения господства монополий и предотвращения диспропорций экономических конфликтов. Учение английского экономиста М. Кейнса и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей. Неолиберализм теперь противостоит иным идеологиям: левым и правым. Его противником становится фашизм. «Либерализм, - писал идеолог германского фашизма Шпенглер, - это анархия, отсутствие ясно выраженной цели, свободная игра сил». Неолиберализм конфронтирует и с идеологиями социалистической и коммунистической направленности. Его стрежневой принцип. – личная свобода. Однако не следует упрощать суть идей либерализма. В них «приобрели большую значимость ценности и социальные цели, для реализации которых требовались не только действия согласно законам рынка и конкуренции (…), но и такие коллективно-организованные действия, которые непосредственно мотивируют гуманистическими идеалами…». Коллективизм независимых и свободных индивидуумов – одна из значительных идей неолиберализма, по сути сближающих его с современным социализмом.

Неолиберализм привлекает и тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно-технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.

Неолиберализм – идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же – на слои предпринимателей, защищая прежде всего их интересы. Поэтому такие партии существуют во многих зарубежных странах и являются весьма влиятельными. Либералы занимают достойное место в политическом ландшафте Японии, Канады.

Неолиберализм тесно связан с идеологией и политикой консерватизма. Во второй половине нашего столетия их основные установки значительно сблизились.

Например, в США отдельные группы, перенесшие в конце 70-ых в начале 80-х гг. акцент на традиционные идеи классического либерализма, стали называть себя не либералами, а консерваторами.

В нашей стране, почти 70 лет «либеральная мысль была объектом бескомпромиссной идеологической борьбы».

Теперь она постепенно приобретает право гражданства. Существует либерально-демократическая и либеральная партии. Программная цель либерально-демократическая партии – создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Этими партиями декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений.

И наконец, неоконсерватизм (лат. conservare - сохранять). Он имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Один из его основоположников – Э. Берк, считал, что хорошие схемы, созданные наилучшими намерениями, часто имеют позорные и печальные последствия. Неоконсерватизм отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности постепенного обновления.

Консервативные идеи получили распространение не только в Европе, но и в России после Французской революции как негативное отношение значительной части европейских народов к радикальным потрясениям в обществе. Сравнивая психологию европейских народов с сознанием русских, философ Н. Бердяев писал: «Западные люди гораздо более оседлые, более прикреплены к усовершенствованным формам своей цивилизации, более дорожат своим настоящим, более обращены к благоустройству земли». Русский же народ «наименее детерминированный, наименее прикованный к ограниченным формам быта, наименее дорожащий устав озлобленными формами жизни». «У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть».

Носителями консерватизма в России были реакционно-консервативные партии («Русская монархическая партия», «Союз русского народа»), умеренно-консервативные партии («Торгово-промышленная партия», «Союз 17 Октября»). Первые стояли за сохранение господствующих порядков и добивались восстановления давно исчезнувших учреждений, которые бы явились оплотом борьбы против всякой новизны. Вторые - ратовали за то, чтобы «слегка подправить ненавистную для всех старину, чтобы сделать ее менее отвратительной».

В западногерманском учебном пособии «Политическая идеология» дается такое определение консервативного мировоззрения: «Это комплекс принципов, главные из которых – традиция, религиозность, авторитет, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм».

Один из идеологов неоконсерватизма Г. Кальтенбруннер (ФРГ) указывает из числа десяти заповедей неоконсерваторов такую: «Не верь в историческую закономерность и ее экстраполяцию. Наследие – это не история, история вовсе не обязательно предполагает прогресс, а сам прогресс далеко не всегда желателен. Консерватизм – это не культ истории, не фетишизация прошлого и не обожествление будущего, он скорее выступает за возврат к прошлому и за возможность его обновления в этом несовершенном, подверженном всякого рода замешательствам мире, мире, постоянно сталкивающимся с противоречиями, конфликтами, кризисами».

Специалисты, исследователи выделяют три блока ключевых идей, характеризующих консерватизм и составляющих основу неоконсерватизма.

Первый блок. Человеческий разум ограничен в своих возможностях понять общество, осмыслить целостную картину социального прогресса. Поэтому политика, социальные институты являются

Поэтому политика, социальные институты являются не следствием плана или проекта, а результатом выживания наиболее эффективного в борьбе с другими возможными вариантами. Они скорее продукт деятельности людей, чем реализации их проектов. Неоконсерваторы ссылаются на философа и социолога К. Поппера, который понимает задачу общественной науки не в рациональном объяснении взаимосвязей, закономерностей в истории (что, по его мнению, является утопизмом), а в выявлении предполагаемых общественных последствий намеренных действий людей, поиске ответов на вопрос, что надо и что не надо делать в области политики. Идея ограниченности человеческого разума выводит консерваторов на концепцию приверженности историческому опыту, традиционным ценностям и нормам, принципу преемственности и обновления. В экономики - это свободный рынок, конкуренция и частное предпринимательство; в социальной и духовной жизни - защита прежде всего морали и религии. Неоконсерватизм отдает предпочтение действию по методу проб и ошибок.

Второй блок касается отношений между индивидом, обществом и государством. Противопоставляя свою позицию либералам и социалистам, неоконсерваторы отвергают концепцию государства-попечителя индивида, а заодно и принцип социальной справедливости, не признают социально-экономического равенства людей, а ограничиваются лишь признанием необходимости юридического равенства граждан. Что касается государства, то неоконсерваторы видят в нем главное орудие обеспечения в обществе порядка, стабильности. В тоже время они выступают против вмешательства государства в экономическую жизнь. Неоконсерваторы считают, что такое вмешательство влечет за собою негативные для свободы личности последствия. Ратуя за широкую демократию, неоконсерваторы признают, что она ничего не имеет с анархией. Индивид свободен, но он не может быть независимым от общества. Основное кредо консерватизма: "сначала - чувство общественного долга, а уж потом - обеспечение свободы личности". В то время, как либералы считают иначе, главное - обеспечение свободы личности, а что касается обязанностей и долга, то они должны быть согласованы со свободой и правами личности.

Третий блок - это принципиально негативное отношение к революционной форме социальных изменений. В свое время отношение к Французской революции стало чертой, разделившей либералов и консерваторов. Концепция преемственности и обновления прямо противоположна идее революции. Выразителем консервативных взглядов французский писатель Шатобриан писал: "Развращение нравов и заблуждение разума поселяют у нас революции". Революции делают общество без прошлого и будущего. Неоконсерваторы не изменяют этой идее. К. Поппер, например, пишет о необходимости постепенных изменений, что предупреждает разрыв общества с прошлым, накопленным опытом и традициями.

Установки идеологии консерватизма продолжают играть в 70-80-е гг. значительную роль в политике партий многих ведущих стран Запада и Америки. Они доминируют в США, Англии, Японии, Германии.

Консерваторы добились в 80-е гг. наибольшего экономического роста в ведущих странах Запада, а также высокой стабильности и морального обновления общества. Их идеологические и политические принципы и практическую деятельность поддерживают различные слои населения.

Приведенные характеристики идеологии неоконсерватизма не дают основания во всем провести демаркационную линию между ним и другими течениями, в том числе социалистическим.

Один из руководящих деятелей ведущей в Германии партии ХДС Х. Гайслер говорил в своем интервью журналу "Гутен Таг": "Консерватизм - понятие многозначное. Определениями "консервативный" и "прогрессивный" сегодня едва ли можно оперировать при обозначении политических позиций. ХДС консервативен, когда речь идет о неотъемлемых правах индивидуума по отношению к коллективу. С другой стороны, он прогрессивен, так как, руководствуясь принципом социального рыночного хозяйства, ХДС преодолел противоречие между трудом и капиталом". И далее: "Люди и политика не могут отказываться от исторического опыта. То, что мы принимаем в расчет исторический опыт, делает нас консерваторами. Мы основываемся на этом опыте, руководствуемся им…".

Исследователи отмечают, что между сторонниками неоконсерватизма и либерализма ныне установился определенный консенсус. В чистом виде того и другого нет. В политике можно говорить лишь о том или ином соотношении неоконсервативных и неолиберальных идей.

 

 

4. Особенности идеологического развития современной России.

Сегодня идеология неолиберализма и неоконсерватизма оказывают значительное влияние на политическую ситуацию в нашей стране. Не будет преувеличением отметить, что в идеологии и политической стратегии радикальных демократов, пришедших ныне к власти в России, достаточно четко просматриваются и те и другие тенденции.

Суть идеологических установок радикал - демократов проявляется не только в многочисленных высказываниях их лидеров, но и в тех политических шагах, которые теперь делаются. Курс на возрождение господства частной собственности в экономике, на сплошное разгосударствление последней; признание свободного рынка и конкуренции единственным средством экономического и социального прогресса; отрицание принципа социального равенства и установка на индивидуализм; противостояние личности государству; возвращение к политическим и идеологическим традициям дореволюционного времени; открытие дверей в политику церкви; - все это вместе взятое дает основание говорить о практической реализации в - политике новых правящих сил идей неолиберализма с примесью консерватизма, и для этого имеются объективные причины. В первую очередь - дискредитация антидемократической практики многих структур государственного социализма. Сыграла свою роль также потребность современной технологической революции в раскрепощении творческого потенциала работника-индивида. Показателен политический опыт ряда западных стран, где либерализм укоренен в систему общественных отношений. Тем не менее нынешний политический процесс в России свидетельствует: у российского либерализма, в его западном варианте, нет будущего. В нашей стране иные традиции, иные экономические, социальные и культурные условия. В России никогда не доминировал индивидуализм, на чем базируется либеральная идея.

В целом же идеологическая и политическая картина российского общества в данный момент довольно пестрая. Судя по наличию политических партий и движений, можно сказать, что в нашем обществе сегодня соседствует большинство существующих в мире типов идеологических воззрений: социалистического (марксистско-ленинского), неоконсервативного и консервативно-бюрократического, неолиберального и реформистско-демократического, радикалистского, нейтралистского, технократического, националистического и т.п.

 

1. Алексеева Т. А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. Перспективы интегративной идеологии (тезисы). Обсуждение тезисов// Полис. 1997. - №3.

2. Бохеньский Ю. Сто суеверий. – М., 1993.

3. Гарбузов В.и, Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор)// Полис. – 1995. - №4

4. Гусев В.А. Консервативные идеологии// Полис. – 1994. - №11.

5. Ильин М.В. Умножение идеологий, или Проблема ІпереводимостиІ политического сознания// Полис. – 1997. - №4

6. Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализмах// Полис. – 1994. - №3.

7. Кара – Муза А.А., Панарин А.С., Пантин И. К. Духовно – идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. - 1995. - №4.

8. Консерватизм как течение общественно – политической мысли и фактор общественного развития: Материалы Ікруглого столаІ// Полис. – 1995. - №4

9. Костецкий В. Политическая идеология как форма общественного сознания // Элементы теории политики// Под ред. В. П. Макаренко. – Ростов Н/Д, 1991. С. 205-219.

10. Костюк К. Н. Православный фундаментализм // Интерпретации.

11. Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи// Полис. – 1997. - №2.

12. Линц Х., Степан А. ІГосударственностьІ, национализм и демократизация// Полис. – 1997. - №5.

13. Лукин А. В. Переходный период в России: демократизация и либеральные реформы// Полис. – 1999. – №2.

14. Маннгейм К. Консервативная мысль// Социс. 1993. №1,4,9,11

15. Матц У. Идеология как детерминанта аполитики в эпоху модерна// Полис. – 1992. - №1-2.

16. Межуев Б. В. Понятие Інациональный интересІ в российской общественно – политической жизни// Полис. – 1997. - №1.

17. Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема // Полис. – 1995. - №6.

18. Мисюров Д. А. Политическая символика: между идеологией и рекламой // Полис. – 1999. - №1.

19. Морозов И. Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики// Полис. – 1998. -№3.

20. Новгородцев П. Об общественном идеале. М., 1992.

21. Рогов С. С. Внешнеполитические аспекты президентской кампании 2000 г. в США (От конфликта идеологий к стратегическому консенсусу) // Досье.

22. Рормозер Г. Пути либерализма в России // Полис. – 1993. -№1

23. Савва М. В. этнический статус в идеологии и политике// Полис. – 1999. - №4.

24. Сокольская И. Б. Консерватизм: идея или метод?// Полис. – 1998. -№5

25. Соловьев Э. Г. У истоков российского консерватизма// Полис. – 1997. -№3

26. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность: ошибка социалима. Пер. с англ. М.: Новости, 1992

27. Холодковский К.г. Социальные корни идейно – политической дифференциации российского общества // Социология, 1998. №3.

28. Шапиро И. Введение в типологию либерализма// Полис. – 1994. - №3.

29. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ. М., 1990.

30. Яковенко И. Г. Прошлое и настоящее Росии: имперский идеал и национальный интерес// Полис. – 1997. - №4.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.