Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль в системе политической культуры




Институтов и добродетели

Политическая этика как этика политических

 

Что такое политическая этика? Это – одно из важных и постоянных начал политики, оценивающих её замыслы, цели, методы, функционирование власти и деятельность участников политического процесса, с точки зрения морали, нравственности. (См. Политология: Энциклопедический словарь / Ред. и сост.: Ю.Н. Аверьянова. – М., 1993, с. 185–190).

Это, – как считает Б. Сутор, методичная проработка взаимоотношений политики и морали, глубокое осмысление принципов и норм политических порядков и действий.

Теперь собственно политическая этика, как этика институтов (политических), и этика добродетели.

Политика как деятельность по обеспечению, сообразно ситуации, общего блага данного общества, – в негативном выражении означает предотвращение насилия; в позитивном – формирование общего правового и институционального порядка. Речь идёт о регламентированном поиске компромиссов в конфликтах интересов и о сбалансировании потенциалов власти с помощью соглашений, законов, институтов.

Осуществлять политику, значит действовать, поступать. Средства которыми политика достигает своих целей, законы и институты, - не мёртвые орудия, не физически действующие «механизмы», а нормативные условия человеческих деяний.

Следовательно, политическая этика, с одной стороны, как этика социальная, задаётся вопросами о благости законов, порядков, институтов, а с другой, - как этика индивидуальная, она задается вопросами о желаемом, нравственном качестве действующих лиц. То есть, она должна быть одновременно этикой институтов, и этикой добродетели.

Институты и добродетель служат друг другу опорой: институты стабилизируют человеческое поведение извне, добродетель – изнутри.

Институты можно осваивать, осмысливать, использовать, эксплуатировать, даже злоупотреблять ими. Хотя они представляют для действующих лиц в первую очередь, заданные смысловые структуры, однако в каждом случае их надо ещё сначала, сообразно их назначению и применительно к ситуации, осваивать в качестве пространства действия.

Значение институтов не следует ни недооценивать, ни переоценивать. Они обеспечивают социальной жизни определённую стабильность и безопасность, действующим лицам – ориентацию. Поэтому они требуют бережного к себе отношения. Кто посягает на них, тот сам попирает и их этику. В таком случае прибегают и к силе закона.

В тоже время законы и институты не следует и переоценивать. Они, как уже говорилось, стабилизируют человеческое поведение, воздействуя на него извне. «Они хотя и выдвигают этические притязания, однако не властны над нравственном существом человека. Назначение права институтов обеспечивать необходимый для жизни в обществе минимум морали. Они призваны гарантировать в сообществе внутренний мир, но не должны притязать на моральное совершенствование людей, их перевоспитание, создание нового человека. Подобное притязание ведёт к воспитательной диктатуре, к тоталитарной политике». (Б. Сутор).

Институты являются наилучшими, когда они не предполагают какой-то необыкновенной морали граждан, когда они напротив, позволяют людям бороться за свои интересы, пользоваться правами, и именно этим содействовать общему благу. «Институты в таком их понимании предназначены как раз облегчить моральный груз, преодолевать ощущение нечистой совести, когда мы пользуемся своей собственностью, и т. д.» (Б. Сутор).

Классическая задача политики – формирование свободного институционального порядка.

Лучше всего тот строй, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру.

Теперь можно резюмировать.

1. Институты будучи нормативными образованиями; незаменимы когда требуются координируемость действий в рамках общения множества людей, и гарантия определённой их взаимной надежности. Критика институтов имеет смысл только в том случае, когда речь идёт о том, какими им надлежит быть, а не быть или нет им вообще.

2. Задача политических институтов – обеспечить возможность обязательных решений в интересах всего общества, и ориентацию этих решений на принципы некоторого общего праведного порядка. Они облегчают гражданам и их группам совместное с общим благом поведение. Задавая обязательные его образцы, в особенности относящиеся к разрешению конфликтов.

3. Чем более свободным удается сделать посредствование между интересами и общим благом, тем совершеннее данный политический порядок. Свободный строй как раз в гораздо более сильной степени жизненно связан с институтом, чем диктатура; современные диктатуры – это «государства принимаемых мер».

4. Именно свободный строй требует от гражданина моральной воли к праведному общему порядку. Но эту моральную волю необходимо претворить в политическую рациональность, соответствующую назначению институтов. Законопослушание, есть моральная обязанность, нo какой-либо особенной моральной заслуги оно в условиях праведного порядка собой не представляет.

5. Если существующий политический порядок привлекает гражданина к исполнению долга через мораль, а не через право и институты, то это признак плохого политического порядка. Политики, должны как можно меньше притязать на нравственное ядро личности – совесть.

6. Качество данной политики как нравственной не задается индивидуальной нравственностью политиков; нравственное качество политики зависит от того, удастся ли ей разумно применить средства, представляемые общим институциональным устройством, для мирного урегулирования конфликтов, обеспечения свободы и приумножения социальной справедливости.

Теперь о политических добродетелях (их этике).

Политические, гражданские добродетели не становятся излишними при наличии институтов – они являются предпосылкой последних. Политическая этика в значительной мере представлена как раз этикой добродетели.

Принципы, нормы (предписывающие установления, законы, запреты) – как без них?! Однако они лишь указывают на предметы, но не на то, что конкретно следует делать.

Поэтому политическая этика, должна быть политической этикой добродетели. Это значит, что она должна задаваться вопросом о нравственных качествах, какие необходимы субъектам политического действия, чтобы соответствовать сущности политического

При всей ответственности институтов перед индивидом, (они обеспечивают ему возможность отстаивать свои интересы) сам индивид должен обладать нравственными качествами, способностями и готовностью даже в конкуренции по-доброму обходиться с другими. Речь идёт сейчас о тех нравственных задатках, каких требует от граждан и политиков совокупность институционных образований свободного строя, дабы она могла выполнять своё назначение. Речь идёт о фигуре политически мыслящего и действующего гражданина государства.

Добродетель - это ревностность к добру и справедливости. Она включает: духовную способность; всеобщую готовность; эмоциональную настроенность с определённой уверенностью распознавать и творить доброе и справедливое. Добродетели нельзя теоретически научиться. Добродетель есть ставшее привычкой нравственное поведение; это – состояние деятельного человека, это благоприобретенное качество практического разума.

Здесь важное значение имеет разум, ведь этика добродетели есть нечто большее чем мораль предписаний, и точно также она есть нечто большее, чем мораль благих убеждений. При этом разум здесь подключается в двух направлениях: (1) по поводу вопроса «Что есть благо?» (2) – вопроса – «Что является подобающим в применении к данной ситуации, и затрагиваемым его людям, к делу?»

Нравственно отвечающим добру, является поступок: а) проистекающий из глубокой внутренней убеждённости и соответствующий нравственным принципам и нормам; б) нравственно справедливый, то есть соответствующий данной ситуации и конкретному делу. Тут важно учитывать окружение и действовать в соответствии с ним: то есть чувством ответственности, задумываться над последствиями своих действий (равно бездействия). Это является весьма важным с точки зрения политической этики.

В заключение вопроса немного об учении о 4-х добродетелях. Это учение восходит еще к Платону.

Платон указывает на четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество (смелость), умеренность (благоразумие).

Мудрость восходит к разуму; справедливость – к воле; мужество – к нраву, характеру; умеренность – к инстинкту, аффекту.

Это естественные, главные добродетели. Они, разумеется, не замыкаются на временных и социальных отношениях. Они обращены ко всему нашему человеческому существу и действуют во всех областях публичной и частной жизни. Конечно, они не предельны. Их можно дополнить и даже превзойти по Б. Сутору обращением к трем христианским добродетелям; под которыми разумеют веру, надежду, любовь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.