Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XIV. Политика и международные отношения

 

Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Они пре­жде всего выступают как пространство, на котором стал­киваются и взаимодействуют на разном уровне (глобаль­ном, региональном, многостороннем и двусторон­нем) различные силы: государственные, военные, эко­номические, политические, общественные и интеллекту­альные.

Субъектом международных политических отноше­ний согласно этатического подхода являются государ­ство или группа государств, государственные организа­ции. При этом государство — не пассивный объект, а ак­тивный субъект межгосударственных отношений со своими потребностями и национальными интересами и рассматривается, в принципе, как равноправный эле­мент системы межгосударственных отношений. Сторон­ники антиэтатического подхода предписывают роль ос­новного субъекта международных политических отноше­ний негосударственным и даже неполитическим организациям и движениям (транснациональные корпорации, религия и церковь, масонство, "гражданская инициати­ва").

Типология международных отношений:

1) марксистский (формационный и классовый принципы): рабовладельческий, феодальный, капитали­стический, социалистический типы;

2) хронологический (Ф. Мартенсом):

a) "разобщенность народов и господство физиче­ской силы" (античность, средние века до Вестфальско­го мирного договора 1648 г.);

b) "политическое равновесие" (с конца первого до Венского конгресса

1815 г.);

c) "принцип национальности и господства права" (с 1815 г. по н. вр.);

3) этапы господства четырех "великих держав" — Португалии, Нидерландов, Великобритании, США (по Дж. Модельскому и П. Моргану);

4) отношения соперничества и отношения сотруд­ничества (по В. Моравецкому).

Роль международных политических отношений в системе международных отношений:

1. теснейшая связь и переплетение с международ­ными экономическими отношениями;

2. наряду с экономическими они включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно по­литическими, так и неполитическими международными процессами (ООН, другие легитимные международные органы и организации, институты межгосударственного, наднационального характера, общественные группиров­ки);

3. тенденция к глобализации;

4. существенное влияние на формирование между­народного и мирового порядка;

5. тенденция к демократизации, демилитаризации, гуманизации.

В проблемное пространство политологии включает­ся анализ внешней политики как составной части поли­тической деятельности государства. Она состоит из сле­дующих взаимосвязанных «блоков»:

1. осознанного и намеренного собственного курса, направленного на достижение целей на международной арене;

2. объективного, порой случайного, либо вообще непреднамеренного «выноса» во внешнюю политику ка­ких-либо внутренних процессов и явлений, развиваю­щихся в данном государстве и обществе;

3. необходимости так или иначе учитывать объективные условия, существующие или способные возник­нуть в системе межгосударственных отношений;

4. потребности как-то влиять на других субъектов межгосударственных отношений или, наоборот, реагиро­вать на их действия, поскольку и то и другое прямо или косвенно затрагивает интересы данного государства.

Взаимосвязь внешней и внутренней политики Внешняя в существенной степени зависит от характера и направления внутренней. Связь между ними носит сложный характер, она не односторонняя, а обоюдная. При этом внутренняя является главной, решающей по отношению к внешней, а последняя определяется не только внутренними, но и внешними факторами.

 

XV. Политика и средства массовой информации (СМИ)

 

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специаль­ного технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реали­зации политического процесса.

Их отличительные черты:

1. публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

2. наличие специальных технических приборов аппаратуры;

3. непрямое разде­ленное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

4. однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невоз­можность перемены их ролей;

5. непостоянный, дисперсивный характер их аудитории.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

Политические функции СМИ:

1. информационная;

2. образовательная;

3. социализационная;

4. функция критики и контроля;

5. артикуляция различных общественных интере­сов, конституирования и интеграции политических субъ­ектов;

6. мобилизационная;

7. инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем);

8. оперативная (обслуживание СМИ политики оп­ределенных партий и ассоциаций);

9. формирование общественности и общественного мнения.

Политическое манипулирование — скрытое управ­ление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездейство­вать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без долж­ной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозгла­шаемые государством демократические принципы.

Способы манипулирования достаточно многочислен­ны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распро­странение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание яр­лыков и многое другое.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
XIII. Политика в различных сферах общества | Субъекты и факторы формирования политической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.