КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XIV. Политика и международные отношения
Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Они прежде всего выступают как пространство, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. Субъектом международных политических отношений согласно этатического подхода являются государство или группа государств, государственные организации. При этом государство — не пассивный объект, а активный субъект межгосударственных отношений со своими потребностями и национальными интересами и рассматривается, в принципе, как равноправный элемент системы межгосударственных отношений. Сторонники антиэтатического подхода предписывают роль основного субъекта международных политических отношений негосударственным и даже неполитическим организациям и движениям (транснациональные корпорации, религия и церковь, масонство, "гражданская инициатива"). Типология международных отношений: 1) марксистский (формационный и классовый принципы): рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы; 2) хронологический (Ф. Мартенсом): a) "разобщенность народов и господство физической силы" (античность, средние века до Вестфальского мирного договора 1648 г.); b) "политическое равновесие" (с конца первого до Венского конгресса 1815 г.); c) "принцип национальности и господства права" (с 1815 г. по н. вр.); 3) этапы господства четырех "великих держав" — Португалии, Нидерландов, Великобритании, США (по Дж. Модельскому и П. Моргану);
4) отношения соперничества и отношения сотрудничества (по В. Моравецкому). Роль международных политических отношений в системе международных отношений: 1. теснейшая связь и переплетение с международными экономическими отношениями; 2. наряду с экономическими они включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами (ООН, другие легитимные международные органы и организации, институты межгосударственного, наднационального характера, общественные группировки); 3. тенденция к глобализации; 4. существенное влияние на формирование международного и мирового порядка; 5. тенденция к демократизации, демилитаризации, гуманизации. В проблемное пространство политологии включается анализ внешней политики как составной части политической деятельности государства. Она состоит из следующих взаимосвязанных «блоков»: 1. осознанного и намеренного собственного курса, направленного на достижение целей на международной арене; 2. объективного, порой случайного, либо вообще непреднамеренного «выноса» во внешнюю политику каких-либо внутренних процессов и явлений, развивающихся в данном государстве и обществе; 3. необходимости так или иначе учитывать объективные условия, существующие или способные возникнуть в системе межгосударственных отношений; 4. потребности как-то влиять на других субъектов межгосударственных отношений или, наоборот, реагировать на их действия, поскольку и то и другое прямо или косвенно затрагивает интересы данного государства. Взаимосвязь внешней и внутренней политики Внешняя в существенной степени зависит от характера и направления внутренней. Связь между ними носит сложный характер, она не односторонняя, а обоюдная. При этом внутренняя является главной, решающей по отношению к внешней, а последняя определяется не только внутренними, но и внешними факторами.
XV. Политика и средства массовой информации (СМИ)
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым людям. СМИ — важнейшие инструменты реализации политического процесса. Их отличительные черты: 1. публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; 2. наличие специальных технических приборов аппаратуры; 3. непрямое разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; 4. однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; 5. непостоянный, дисперсивный характер их аудитории. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Политические функции СМИ: 1. информационная; 2. образовательная; 3. социализационная; 4. функция критики и контроля; 5. артикуляция различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов; 6. мобилизационная; 7. инновационная (инициирование политических изменений и постановка политических проблем); 8. оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций); 9. формирование общественности и общественного мнения. Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Оно основано на лжи и обмане, преследует корыстные цели и без должной борьбы с ним может стать главной функцией СМИ, в результате чего свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы. Способы манипулирования достаточно многочисленны: социально-политические мифы, прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправда, наклеивание ярлыков и многое другое.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |