КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая деятельность и политическое участие
Первая, самоочевидная характеристика политической деятельности - конечно, ее неоднородность. Одно дело - акции, поступки и даже слова политических лидеров или официальных лиц, и совсем другое - политическая активность рядовых граждан, сводящаяся в основном к периодическому голосованию на выборах да спорадическому участию в каких-нибудь митингах и манифестациях. Но если политически деятельное меньшинство (политические лидеры, активисты, государственные чиновники) опирается в основном на «умение» - профессионализм, красноречие, организаторские способности, то обычным людям приходится «брать числом» в своих попытках направить ход политического процесса в нужное русло. И поскольку такие попытки нередко бывают удачными, сбрасывать со счетов политическую активность индивидов было бы неверно. Но тем не менее, исходя из разницы «весовых категорий» различных субъектов политики, целесообразно подразделить политическую деятельность на три основных вида: • государственное управление; • политическое лидерство и руководство; • политическое участие рядовых граждан. Поскольку проблемы политического лидерства рассматриваются в специальной лекции, остановимся только на специфике государственного управления и политического участия. Прежде всего, отметим, что не всякая государственная деятельность является политической. Выпуск, к примеру, какой-нибудь инструкции по применению налогового законодательства, наверное, не будет политическим актом. Государственное управление смыкается с политикой в тот момент, когда принимаемые решения определяют сценарий развития общества (или отдельного региона) в целом. Для прояснения этого достаточно абстрактного тезиса представим себе такую гипотетическую ситуацию: некая страна оказалась в финансовом, экономическом или ином кризисе. Из него надо выбираться. Допустим также, что в правительстве этой страны подобралась команда классных менеджеров-экономистов, которые могут составить четкую и грамотную программу выхода из кризиса, включающую целый комплекс необходимых мер типа реструктуризации долгов, ограниченных денежных эмиссий, снижения налогов и пр. Во всех этих мерах и, более того, даже в их реализации, если таковая состоится, политики, скорее всего, никакой нет. Все это чисто управленческие, экономические и прочие технологии, умение применять которые - дело не политиков, а квалифицированных управленцев, политика же заключается совсем в другом. Ее проблема состоит, прежде всего в том, что «четких и грамотных» программ выхода кризиса в любой момент может быть несколько, и какая из них удачнее - наперед просчитать в принципе невозможно, однако необходимо выбрать одну из них. Но самое главное - реализация любой крупномасштабной программы затрагивает интересы массы людей, и поэтому на нее должно быть получено согласие большинства народа (в идеале) или хотя бы основных групп интересов. Без их поддержки или, по крайней мере, нейтралитета выполнение любой, даже самой замечательной, программы обречено на провал. Обеспечение такого согласия в самих властных структурах, в политической элите, среди организаций главных политических сил и есть функция политики. На это направлены усилия государства как политического субъекта. Понятно, что издержки реформ в любую «эпоху перемен» все равно оплачивает народ. Разница только в том, каким образом он к этому принуждается: либо добровольным согласием на известные жертвы через демократические институты (выборы соответствующих политиков, референдумы и пр.), либо же откровенным силовым подавлением недовольства. Конечно, первый вариант сложнее и дороже, но зато он позволяет сохранить основные права и свободы людей, а в случае успеха обеспечивает и более прочную стабильность общества, нежели диктаторский вариант. Таким образом, политическая мудрость государственного управления состоит не в самочинном определении оптимального выбора пути развития, а в создании условий, чтобы был именно выбор и чтобы он совершался при максимально возможном согласии заинтересованных общественных групп и индивидов. По своим же формальным характеристикам государственное управление -это особый тип социального управления, при котором государственная организация как иерархизированный политический субъект (1) обладает универсальным комплексом публично-властных полномочий; (2) официально применяет административные методы руководства и принудительные санкции; (3) использует легитимные формы социального общения и легальные способы взаимодействия с группами и индивидами и... (4) занимается целенаправленным регулированием коллективных ресурсов социума. Протекающий в недрах государственной машины процесс выработки стратегических политических решений подразумевает и определенную степень влияния на него рядовых граждан, интересы которых неминуемо затрагиваются проводимой государством политикой, их политические действия. Степень этого влияния в политологии принято выражать категорией «политическое участие», под которой понимается вовлеченность индивидов в той или иной форме в процесс функционирования политико-властных отношений. Многообразие политических действий неизбежно ставит вопрос об их классификации, о выделении наиболее значимых типов. В науке существуют различные типологии политических действий, каждая из которых решает вполне конкретную исследовательскую задачу. Для нас важно прежде всего выделить типы политического действия, способствующие укреплению политической системы, и типы, которые могут дестабилизировать политическую ситуацию в стране. Для этого, по мнению Г.В.Пушкаревой, надо выделить типы политических действий по двум основаниям. 1. Отношение к политической системе. Любое политическое действие может рассматриваться как действие: а) институализированное, соответствующее сложившемуся в рамках данной политической системы нормативному порядку (индивид ориентируется в своих поступках на нормы и определенные ролевые ожидания); б) девиантное, отклоняющееся (индивид не ориентируется в своих поступках на официально признанные нормы, он действует в соответствии со своими собственными представлениями, либо ориентируется на ожидания группы, действия которой не укладываются в рамки нормативного порядка, разрушают институциональную систему). 2. Отношение к политическим ценностям. Любое политическое действие можно представить как действие: а) ценностно-ориентированное, когда индивид свои действия согласует, соизмеряет со сложившимися у него ценностными представлениями, политическими идеалами; б) лишенное четкой ценностной ориентации (у индивида не сложилась ясная система политических ценностей, либо она подавляется сиюминутными потребностями и интересами и поэтому фактически не оказывает на поведение никакого влияния). Соединяя два указанных основания, мы получаем четыре основных типа политического действия (см. рис.11.1).
Ценностно-ориентированное
Институали- Девиантное зированное
Лишенное ценностной ориентации
Рис. 11.1. Типы политического действия
Первый тип - ценностно-ориентированное политическое участие. Термин «участие» подчеркивает признание индивидом нормативно-институционального политического порядка и фактическую готовность действовать в соответствии с требованиями политической системы. Причем эта готовность подкрепляется соответствующими ценностными ориентациями, идеологическими принципами. Данная форма участия не обязательно выливается в безусловную поддержку правительству, она может принимать и оппозиционные формы, индивид может руководствоваться принципами различных идеологических доктрин, но его намерения реализовать эти принципы, добиться изменений не выливаются в противоправные действия, дестабилизирующие данную политическую систему. К этому типу относятся такие действия, как осознанное голосование за того или иного кандидата на выборах, любые действия лидера или члена партии, если они не выходят за рамки закона, участие в проводимых в соответствии с законодательством акциях протеста с четкой идеологической направленностью и т.д. Особенностью ценностно-ориентированного участия является внутренняя убежденность индивида в необходимости предпринимаемых действий. Эта убежденность возникает под воздействием интериоризированных политических ценностей, занимающих важное место в структуре личности и оказывающих самое непосредственное влияние на оценку индивидом мира политики, действий других людей, на его эмоциональное состояние. Вот почему этот вид участия часто воспринимается как рациональный, осознанный выбор человека. Второй тип - ролевое политическое участие. Оно характеризуется ориентацией на сложившийся нормативный порядок, на соблюдение правил институционального взаимодействия при отсутствии или слабом выражении ценностного компонента политического поведения. Такой тип политического действия характерен для индивидов, у которых сложились устойчивые ролевые установки, внутренняя готовность следовать правилам политического взаимодействия, требованиям закона, но при этом политические ценности либо не сформировались, либо оказались вытесненными на периферию сознания другими, более для него значимыми: семья, личное благополучие, творчество и т.п. Такой тип политического поведения свойственен большинству законопослушных граждан в современном обществе. Для них участие в политике является не результатом осознанного желания утверждать определенные принципы и идеалы, а следствием сложившихся в ходе социализации навыков и умений выполнять принятые на себя политические роли. Так ведет себя человек случайно или «за компанию» пришедший на митинг. У него нет стремления отстаивать декларируемые ораторами ценности, но он соблюдает правила поведения, соответствующие данному случаю. Другим примером может быть колеблющийся избиратель, который, придя на избирательный участок, до последнего момента не может решиться, какому кандидату отдать предпочтение, но все-таки опускает в урну для голосования бюллетень со своей отметкой. В обществе отдельные виды ролевого политического участия активно поддерживаются. Так, в системе государственной службы запрещается при исполнении должностных функций проявлять идеологические симпатии, чиновник должен уметь работать и с «правым», и с «левым» политическим руководством страны. Профсоюзные активисты, призванные отстаивать интересы профессиональных групп, также должны уметь это делать независимо от идеологической ориентации правительства. Третий тип - действия, направленные на создание нового политического порядка. Их отличительными чертами являются явное нежелание индивидов следовать существующим институциональным нормам, требованиям законодательства, а также демонстрируемая ими ориентация на политические цели и идеалы, противоположные господствующим в обществе. В стабильном обществе такой тип политического действия практически отсутствует или представлен единичными случаями. Однако в условиях нарастания экономических трудностей и политической нестабильности такой тип поведения может обретать более широкий характер. Этому обычно способствуют создаваемые нелегальные или полулегальные организации, пропагандирующие альтернативные политические ценности, призывающие к антиправительственным выступлениям, провоцирующие массовые беспорядки. Наибольшего размаха такие действия достигают в периоды революционных потрясений, когда в борьбу за новые политические ценности, идеалы, за изменение политического строя вовлекаются широкие массы. Четвертый тип - действия, ориентированные на разрушение сложившегося политического порядка, но при этом ценностно не определенные. Такие действия отличаются спонтанностью включения индивидов в политику, импульсивностью, агрессивностью и могут обладать при условии их массовости значительной разрушительной силой. Это может быть акт захвата заложников, самосожжения, иного действия, к которому человека подвигло только желание, чтобы власти обратили внимание на его бедственное положение. Такие акты отчаяния предпринимаются обычно, когда исчерпаны все законные формы решения волнующих человека проблем. Специфика таких действий заключается в отсутствии у индивидов каких-либо политических целей, ярко выраженных идеологических ориентации. Это - скорее выход внутреннего недовольства, причем нередко настолько сильный, что он перестает контролироваться сознанием человека. Отсюда чрезмерная аффективность, агрессивность, склонность к насильственным действиям. Причем, чем выше эмоциональный накал бунтующих индивидов, тем больше вероятность заражения негативной психологической энергией окружающих людей. Так возникают бесчинствующие, мародерствующие толпы. Два первых типа политического поведения преобладают в обществах, где успешно проходит политическая социализация, в ходе которой индивиды овладевают навыками и умениями исполнения политических ролей. Такие общества отличаются стабильностью политической системы, потому что обеспечивается постоянное воспроизводство ее статусно - ролевого уровня. Нарастание поведения третьего и четвертого типов является симптомом начавшихся кризисных явлений в политической системе, которая оказалась неспособной компенсировать неэффективность механизмов политической социализации. К основным формам политического участия обычно относят: · голосование на выборах и референдумах, · участие в политических митингах и демонстрациях, · членство в политических партиях и движениях, · добровольная помощь избирательным кампаниям конкретных лиц и организаций и т.д. В западной политологии наработано немало типологий политического участия, выделяющих различные его формы по многим основаниям. Так, американский политолог С. Хантингтон в зависимости от мотивации действий различает два основных вида политического участия: · автономное (выражающее сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и · мобилизованное (вынужденное участие в различных политических действиях и процедурах под давлением государства, воздействием страха и других неполитических стимулов). Первый тип политического участия преобладает в западных либеральных демократиях, второй - распространен преимущественно в авторитарных и тоталитарных обществах. По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно выделяются · конвенциональные (т.е. легальные, законные) и · неконвенциональные формы политического участия. K последним можно отнести участие в незаконных демонстрациях, отказ повиноваться распоряжениям властей, несанкционированные политические забастовки, протестные голодовки, террористические акции и прочие «крайние» формы поведения. По степени реального участия в политике американские политологи С. Верба и Н. Най выделили шесть градаций «участвующих» американцев: • совершенно пассивные - 22%; • принимающие участие только в голосовании - 21%; • вовлеченные в решение только местных проблем - 20%; • активные участники предвыборных кампаний - 15%; • политические активисты, распространяющие свою деятельность на всю сферу политики, - 18%; • занимающиеся политической деятельностью для решения личных проблем - 4%. Одним из наиболее популярных показателей степени политического участия граждан является их электоральная (выборная) активность. Так, в президентских выборах США в 80-90-е годы участвовало до 60% избирателей, в Норвегии - до 75%, в Великобритании - более 80%; в выборах первого президента России участвовало более 80% населения. При этом практически для всех стран характерно, что активность избирателей на общенациональных выборах значительно выше, чем на местных. Эмпирическими исследованиями выявлено множество корреляций между степенью политического участия и разнообразными социальными характеристиками людей, такими, как пол, возраст, образование, материальное благополучие и пр. Установлено, что степень вовлеченности в политику у среднестатистического человека тем больше, чем выше у него уровень образования и материальный достаток. Лица с низкими доходами и невысоким образованием, как правило, политически пассивны. Мужчины обычно более активны в политических действиях, чем женщины. Наиболее активный «политический возраст» - от 35 до 55 лет. Молодежь отличает некоторый радикализм в выборе форм политического участия. В то же время наибольшую склонность к протестным действиям во время кризисов проявляют не те, чье положение и до этого было неважным, а в основном люди, уже имевшие опыт улучшения своего положения и надеющиеся его повторить. Реальная практика длительного стабильного существования либеральных демократий западного образца показывает, что всеобщая политизация населения вовсе не является необходимой для успешного выполнения политической системой своих функций. Большинство жителей североамериканских и западно-европейских стран обычно не проявляют большого интереса к политике, ограничивая свою активность в этой области лишь голосованием на выборах. Так что известную аполитичность граждан (если она вызвана отсутствием беспокойства за хорошо отлаженный государственный механизм) вполне можно рассматривать как фактор политической стабильности и, следовательно, общественную ценность. Однако в этом есть и свои минусы. Подобная ситуация хороша в социально и экономически благополучные эпохи. Но случись серьезный кризис, и длительное равнодушие народа к политике, отсутствие навыков поисков компромиссов в межгрупповых конфликтах, неизбежная в связи с этим радикализация требований и т.д. могут сыграть весьма негативную роль. Поэтому и в данной проблеме, видимо, лучше придерживаться правила «золотой середины». Равно опасны крайности: как тотальная вовлеченность граждан в политическую борьбу, так и их полное равнодушие к политике. Главная добродетель древних - умеренность - применима и в политике. Впрочем, подобные рассуждения уместны лишь в небольшой, наиболее развитой части нашего мира. В мире же остальном можно предположить наличие тенденции к расширению и интенсификации политического участия. Что связано с постепенным уходом в прошлое наиболее одиозных тоталитарных и авторитарных режимов и пусть медленным, но все же постоянным движением многих государств к демократической организации политической жизни.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |