Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические технологии. Накануне общефедеральных выборов многократно увеличивается рынок политических технологий




 

Накануне общефедеральных выборов многократно увеличивается рынок политических технологий. По оценкам специалистов объем рынка в прошлые выборы составил около двух миллиардов долларов, а размер предстоящих - не будет меньше.

Рынок политического консалтинга стал формироваться в России с развитием демократических институтов к 1994 году. До становления рынка политические технологи работали с кандидатами бесплатно (из идейных убеждений) или за весьма скромное вознаграждение. В лучшем случае клиент оплачивал аренду помещения для проведения собрания или размножение листовок на ротаторе. Затем произошел прорыв, спровоцированный Большими Выборами (выборы депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации).

Спрос стремительно рос, но квалифицированное предложение за ним не успевало. Несколько десятков профессиональных команд при всем желании не могут удовлетворить миллиардные потребности заказчиков. Разве могут они обеспечить губернаторские выборы, когда избираются 88 губернаторов, причем баллотируется, в среднем, пять-шесть кандидатов. На выборы в Государственную Думу шли одновременно более 10 кандидатов в 225 одномандатных округах, сейчас по партийным спискам выбираются партии федерального масштаба, проводятся выборы в местные органы законодательной власти, муниципальные органы. А если учесть, что клиент часто вообще плохо представлял себе, что такое политические технологии, становится понятным появление на рынке огромного количества неквалифицированных игроков, желающих заработать легкие деньги.

Заинтересованность крупных, преимущественно московских, фирм в рекламе собственной деятельности привела к тому, что в печати появились сообщения о том, какие именно фирмы задействованы в организации крупных (в основном, губернаторских) кампаний, и в чем состоит специфика их деятельности. Сейчас уже много организаций, продуктом которых являются политические технологии или их составляющие части.

Проведя анализ этих организаций, можно выделить четыре основных направления их деятельности:

1) организация предвыборных кампаний;

2) создание определенных акций, отдельных заказов клиентов;

3) научные направления; и

4) группы политического давления.

Рассматривая подробнее эти организации можно выделить среди них следующие виды:

1) из выборных организаций можно выделить созидающих и разрушающих - традиционных маркетологов и группы подавления предвыборной деятельности конкурентов;

2) ко второму направлению относятся, в основном, организации, создающие имиджи, PR-акции, рекламные акции и тому подобные отдельные заказы;

3) научные - исследующие и обучающие политическим технологиям;

4) политические группы - лоббирующие группы и группы политического давления.

Организации нужно выделить по самостоятельности действия на рынке на внутренние (партийные) и внешние - работают ли организация (или специалисты) постоянно на определенного политического субъекта или они свободны в выборе своего клиента.

К первым также относятся департаменты организаций, партий, личностей по связям с общественностью или отделы, занимающиеся выборами. Партийные, внутренние или собственные политические технологи есть у каждой солидной партии, организации. Даже у отдельных личностей есть пресс-секретарь или отдел по работе с общественностью. У крупных партий федерального масштаба (таких, как КПРФ, ЛДПР) есть постоянно действующий департамент по проведению выборов.

Рассмотрим каждый вид специализации политических технологов в отдельности.

Традиционные выборные маркетологи занимаются только предвыборными кампаниями различных уровней. Когда говорят об организациях, проводящих выборные кампании, имеют в виду именно эту часть политических технологов. По разным оценкам, в России работает не более двух десятков крупных организаций, которые ведут предвыборные кампании по всей России. Эти фирмы проводят исследования, составляют стратегию кампании, организовывают работу предвыборного штаба, набирают персонал, руководят агитационной кампанией на всех уровнях и так далее. Этот комплекс работ называется проведением предвыборной кампании «под ключ».

Предварительные цены на работу с кандидатом в депутаты Государственной Думы Российской Федерации на выборах зависят от многих факторов (фирма-производитель, действующий ли депутат, соперники, заказчик, история кандидата и округа, партийный ли и т.д.). В настоящее время суммы могут составлять несколько миллионов долларов.

Неквалифицированные участники рынка – «жмейкеры». Сформировались в период сильного расширения рынка политических технологий и недостатка в профессионалах. Состоят из неудавшихся политиков, рекламистов, журналистов и политологов и просто людей, пытающихся воспользоваться рыночной ситуацией вакуума профессиональных услуг. «Жмейкеры» сверхприбыль загоняют в смету расходов, а клиенту демонстрируется работа на грани рентабельности. Политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, имеющих иное постоянное место работы, и лишь периодически участвующих в избирательных кампаниях.

«Силовики» - группы подавления предвыборной работы конкурентов - решают проблему выбора силовыми методами, то есть физически препятствуют проведению предвыборной борьбы. Например, используются различные способы ограничения доступа в округ, отключение энерго- и теплоснабжения, связи и другие виды блокирования штабов и сторонников конкурентов, подавление источников финансирования, перевербовка актива, саботаж, шантаж, прямые угрозы (то, что вся страна увидела между первым и вторым туром выборов главы Карачаево-Черкесской республики, когда шли в ход гранаты и бутылки с горючей смесью во дворах агитаторов, в станице Сторожевая сожжены помещение предвыборного штаба и дом местного главы администрации, поддерживающего одного из кандидатов, неоткрытие некоторых невыгодных избирательных участков, перекрытия автомобильных дорог и так далее). Этот способ борьбы, конечно, не приветствуется, но его берут в расчет как возможное противодействие со стороны конкурентов, особенно, когда борьба особенно накалена и полемические и другие традиционные методы однозначно не дают победу. Риск применения запрещенных приемов возрастает при дефиците ресурсов и времени. Цены на услуги такого рода невысоки.

Узкоспециализирующиеся фирмы направлены на профессиональное выполнение определенного вида работ. Таких организаций очень много и политические заказы не являются основными в их деятельности. Связанными с политическими технологиями можно отметить агентства по рекламе, PR-агентства, имиджмейкерские конторы, агентства по связям с общественностьюи тому подобные. И все же деятельность PR-агентств больше других близка к понятию политических технологий. Предварительное изучение рынка PR-агентств показало, что в столице сейчас действует около двадцати по-настоящему профессиональных организаций. Однако, каждое агентство намеревается участвовать, в среднем, в предвыборных кампаниях кандидатов в депутаты по России.

К организациям научного типа отнесем тех, кто занимается исследованием, изучением и обучением политическим технологиям. Государство стремиться улучшить культуру проведения и участия в выборах своей программой повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, которая реализуется Российским Центром обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии РФ с 1997 года.

Центром проводятся семинары, консультации, курсы обучения для всех участников избирательного процесса, начиная от работников избирательных комиссий до менеджеров избирательных кампаний и избирателей, разрабатываются и издаются методические пособия, памятки, книги, брошюры, монографии и тому подобные.

Программа центра состоит из частей:

-подготовка организаторов выборов и повышение их квалификации в Российской Федерации;

-повышение правовой культуры избирателей;

-подготовка, издание и распространение учебно-методической и другой специальной литературы в помощь организаторам выборов;

-создание аудио- видеоматериалов;

-проведение совещаний и семинаров по вопросам правового обучения организаторов выборов и совершенствования избирательных технологий;

-правовое просвещение представителей общественных (избирательных) объединений.

Коммерческим просвещением в данной области активно занимается Российский центр избирательных технологий (Санкт-Петербургское отделение РЦИТ находится при обществе «Знание»). Центр проводит обучение по любой грани предвыборной кампании с помощью дипломированных специалистов в области политических технологий.

Зарубежное сообщество тоже привлекает существенные средства для закрепления в нашей стране демократических институтов. Так с начала девяностых годов американский Национальный демократический институт международных отношений в Москве проводит просветительную политику среди руководителей и организаторов выборов в России. Институт привлекает известных исследователей политических процессов на Западе для опубликования соответствующих работ и монографий.

В немногих ВУЗах России есть специализированные курсы обучения политическим технологиям. Наблюдая обилие предложений по проведению предвыборных кампаний, хочется сделать очевидный вывод об уровне компетентности тех или иных «новоиспеченных» политических технологов.

Итак, на сегодняшний день существуют:

-курс «Избирательные технологии» на кафедре Теории партий и политического маркетинга Российской Академии государственной службы при Президенте РФ,

-специализация «Политическая психология» на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета.

В зародышевом состоянии находится обучение избирательной социологической составляющей. К сожалению, о других проектах неизвестно и это весьма печально, так как с повышением культуры проведения избирательных кампаний возросли бы качество информирования электората о кандидатах и, соответственно, моральная легитимность избранной власти.

Политические группы выражают интересы своей организации, включают в себя группы давления и лоббистские группы, которые «продавливают», лоббируют и другими способами достигают принятия необходимых решений от соответствующих ответственных органов. В своей основе это высокопоставленные официальные лица, выполняющие наказы, поддерживаемых ими отдельных корпораций, личностей и группировок, заинтересованных в принятии ответственными лицами выгодных им решений.

В частности, можно привести пример депутатов, лоббирующих в Государственной Думе РФ (создавая новые законы, поправки и т.д.) и министерствах определенные интересы или оказывающие различное давление на чиновников, на общественное мнение своими провокационными заявлениями и тому подобное.

Избирательное законодательство ограничивает финансирование предвыборных кампаний, но на практике невозможно выполнить требуемые действия, имея небольшой бюджет. Поэтому большая часть финансирования проводиться необлагаемыми налогами наличными, что делает этот рынок достаточно закрытым для неспециалистов, а реклама носит сугубо индивидуальный характер, в основном «по рекомендациям клиентов».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «политический процесс»

2. По поводу чего возникают политические отношения?

3. В чем различие между реальными и номинальными субъектами

политического процесса?

4. Какую роль в политическом процессе играют политические интересы?

5. Чем отличается политическая деятельность от политического участия?

6. Назовите основные типы политического действия.

7. Какие особенности политического процесса вы можете назвать?

8. В каких режимах реализуется политический процесс?

9. Каково содержание политической модернизации?

10. Что такое политический маркетинг?

11. Назовите основные направления использования политических технологий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.