Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие культуры в России в первой половине XIX в.

Основные проблемы, особенности и тенденции развития русской культуры в дореформенную эпоху. Формирование русской нации. Зарождение буржуазной культуры. Демократизация отечественной культуры. «Золотой век» русской культуры. Официальная идеология и культура. Система художественных стилей: классицизм, сентиментализм, романтизм, идеализм, реализм.

Высшее, среднее и начальное образование в России. Организация новых классических университетов. Женское образование. Научные учреждения и общества. Университетские традиции. Техническое образование. Сословный характер образования.

Научные центры (Академия наук, университеты). Достижения науки и техники. Создание «неэвклидовой геометрии» (Н.И.Лобачевский). Основание Пулковской обсерватории (В.Я. Струве). Н.И. Пирогов. Учение об электричестве (В.В.Петров, Б.С.Якоби). Открытия в органической химии (Н.Н.Зинин, А.М. Бутлеров). Открытие Антарктиды. Русские путешественники (И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф.Белинсгаузен, В.М.Головнин, М.П.Лазарев, Ф.П.Литке, Г.И.Невельской). Развитие материалистической философии в трудах А.И.Герцена, В.Г.Белинского. Историческая наука. Дворянская историография (Н.М.Карамзин, М.П. Погодин). «Скептическая школа» (М.Т. Каченовский). Становление государственной исторической школы. С.М. Соловьев – крупнейший представитель государственной школы. Изучение всеобщей истории (Т.Н. Грановский). Научные общества. Создание музейных собраний. Изучение народного творчества. В.И. Даль, П.В. Киреевский.

Русская литература. Сентиментализм в русской литературе (Н.М.Карамзин). Романтизм (В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский). Литературные салоны. Реализм в русской литературе. Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя и его значение для развития отечественной культуры. Тема крепостной деревни (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев). Освободительные идеи передовой русской литературы.

Театр. Отказ от канонов классицизма и переход к романтической школе (П.С. Мочалов). Театральная школа реализма (М.С.Щепкин, А.Е. Мартынов).

Архитектура (А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси). Основные архитектурные стили: классицизм, ампир. Классицизм в русской архитектуре (А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Д.И. Жилярди). Зарождение эклектизма (историзма) в архитектуре (К.А. Тон). Псевдорусский стиль и псевдоготика (А.А. Монферран).

Живопись. Академизм в живописи и изживание его художниками России. Жанры и идеи живописи. Бытовой жанр (А.Г.Венецианов). Переход от парадного к психологическому портрету (К.П.Брюллов). Выдающиеся художники-портретисты (О.А.Кипренский, В.А. Тропинин). Творчество А.А. Иванова. Критический реализм в живописи (П.А. Федотов).

Скульптура (И.П.Мартос, Б.И.Орловский).

Музыка Внедрение в музыку народной мелодии и национальной тематики (А.Е. Варламов, А.А.Алябьев, А.Л.Гурилев, М.И. Глинка). Возникновение народно-бытовой музыкальной драмы (А.С. Даргомыжский).

Социально-психологическая характеристика различных классов и слоев населения: крестьянства, рабочих, купечества, буржуазии, дворянства, духовенства, чиновничества, мещан, интеллигенции, студенчества. Бытовая культура в различных сословиях и этносах российского общества. Народная культура.

Развитие культуры народов России; взаимовлияние культур. Мировое значение русской культуры первой половины XIX века.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественное движение 30-50-х годов XIX века | Россия в эпоху формирования буржуазных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.