Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предельная полезность — это дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.





Начиная с некоторого времени дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага(см. рис.4.1 и 4.2).

 

 

Действительно, данные таблицы под­тверждают тенденцию к постепенному уменьшению предель­ной полезности. Иными словами, увеличение общей полезно­сти по мере роста потребления стабильно сопровождается па­дением темпов прироста полезности. Опыт и здравый смысл свидетельствуют, что, например, первая единица любого товара приносит больше удовлетворения, чем вторая, и т.д. Экономисты назвали падение предельной полезности зако­ном уменьшающейся предельной полезности, который можно сформулировать так: если потребление всех других товаров оста­ется фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления или насыщения его потребности.

Устойчивая тенденция падения предельной полезности по­могает глубже познать закон спроса. Поскольку предельная по­лезность падет, то следующий рост покупок приносит потреби­телю соответственно все меньше и меньше удовлетворения. А отсюда потребитель будет желать платить все меньше и меньше последовательно за вторую, затем за третью и т.д. единицы любого товара или услуги. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребности потребителя.

В экономической литературе приводится знаменитый парадокс воды и алмазов. Вода жизненно необходима всем, но ее цена очень низка. Алмазы имеют весьма ограниченное использование и не являются предметом жизненной необходимости, но цена на них чрезвычайно высока. Современная экономическая наука знает, как решается этот парадокс. Необходимость дополнительной аргументации состоит в том, что не полезность воды в целом определяет ее цену и спрос. Цена воды определяется ее предельной полезностью. Отсюда ясно, почему в большинстве случаев вода имеет низкую цену, а воздух вообще бесплатен. В обоих случаях достаточное количество этих столько необходимых продуктов резко снижает их предельную полезность и, соответственно, цену.



Используя пример воды и алмазов, английский экономист У. Джевонс был первым, кто установил прямую связь между предельной полезностью и ценой и выразил ее в следующей формуле:

Предельная Предельная

полезность воды = полезность алмаза

Цена воды Цена алмаза

 

Это соотношение говорит о том, что рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую дополнительную полезность в расчете на одну денежную единицу. В этом случае общая полезность от купленного набора товаров будет максимальной.

Современный вариант модели потребительского поведения основывается на следующих трех предпосылках. Перваяпредпосылка состоит в том, что потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы товаров, причем результатом сравненияможет быть предпочтение или безразличие.

Например, он предпочитает:

· набор товаров А набору В;

· или набор товаров B набору A;

· или наборы товаров A и B для него равноценны, т.е. ему безразлично какой набор выбрать.

Вторая предпосылка заключается в транзитивности предпоч­тений, т.е. если потребитель из трех наборов А, В и С предпочи­тает набор А набору В, а набор В — набору С, то он должен предпочесть набор А набору С. Транзитивность также подразу­мевает, что если покупатель не делает различий между альтерна­тивами А и В и между В и С, то тогда он не должен делать раз­личий между А и С. Транзитивность гарантирует потребитель­ским предпочтениям рациональность в том смысле, что обеспе­чивает последовательность и согласованность в процессе выбо­ра.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.