Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неустойчивость развития




Неравномерность и гетерохронность развития психики

Неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений. Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Каждая из психических функций, свойств и образование имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Развитие носит колебательный характер. Гетерохронность развития вызвана, в первую очередь, неоднородностью элементов психики как системы. Развитие структур и функций психики носит избирательный характер в зависимости от внешних и внутренних факторов. П ринцип гетерохронности развития фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Неустойчивость развития тесно связана с неравномерностью и гетерохронностью развития психики. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярким проявлением этой закономерности являются критические периоды в индивидуальном психическом развитии человека. Критический период возникает тогда, когда, по мнению Л.С. Выготского, внутренний ход развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным (Выготский Л.С., 1984), это цепь внутренних психических изменений при относительно незначительных внешних изменениях. При этом развитие невозможно и без сильной консервативной тенденции (тенденции к устойчивости). Для перехода на новый уровень необходима как возможность сохранения прежде достигнутых результатов развития, так возможность психического функционирования с опорой на ранее не задействованные и еще недостаточно развитые психические образования.

Сензитивность развития

Эта закономерность проявляется в наличии так называемых сензитивных периодов в развитии конкретных психических функций. Возрастная сензитивность – это оптимальное сочетание условий, необходимых для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному пеиоду. Если сензитивный период развития того или иного психического образования упущен, для его в формирования и развития в дальнейшем необходимо будет затратить гораздо больше усилий и времени.

Согласно Б.Г. Ананьеву, сензитивность – это «временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения», следствие «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высоки уровень функционирования мозга» (Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., 1968).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.