Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация развития человека




Подходы к периодизации психического развития

Одним из важных вопросов, подлежащих разработке в рамках психологии развития и возрастной психологии, является вопрос о делении временной дистанции психического развития человека на определенные, неповторимые этапы, и это объяснимо. Весь путь психического развития человека необходимо разделить на качественно своеобразные периоды, в том числе и в связи с необходимостью решения практических задач психологии развития и возрастной психологии (диагноза, прогноза, и коррекции психического развития человека).

Решением данной задачи занимались многие исследователи в рамках разных научных школ, направлений, подходов: П.П. Блонский, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А. Гезелл, М. Колберг, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Как отмечал Л.С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации психического развития (существовавших на тот момент) при внимательном их анализе оказывались формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка.

Как отмечает, например, Е.Е. Сапогова (2005), вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Е.Е. Сапогова отмечает, что, по мнению некоторых современных авторов (Р. Бергиус, X. М. Траутнер), по причине роста знания о явлениях и фактах развития будет вообще невозможно создать приемлемый проект деления онтогенеза на связные возрастные периоды. Эти ученые полагают, что в отношении онтогенеза речь может идти только о крупных делениях (пренатальный период, младенчество и т.д.), а более дробные применимы только для отдельных функциональных областей (познавательное развитие, развитие эмоциональной сферы, общения и т.д.).

Существующие в науке периодизации психического развития, предложенные разными авторами, различаются в силу критериев, положенных в их основу. Что именно, какое внешнее проявление психического должно послужить признаком перехода психики человека в своем индивидуальном развитии на новый этап? Как отмечал Л.С. Выготский в своей работе «Проблема возраста» (2000), по теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на три группы. Е. Сапогова замечает (2005), что это деление, произведенное Л.С. Выготским, оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.

К первой группе Л.С. Выготский отнес попытки периодизации детства не с помощью расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. В эту группу периодизаций попадает, например, периодизация С. Холла и его последователя К. Гетчинсона, созданная по аналогии с развитием общества. В данной периодизации выделяют стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Очевидна поверхностность данной периодизации – сходство внешних проявлений психического (поведение ребенка) со стадиями развития общества увлекает, но не позволяет понять суть глубинных процессов, определяющих именно такой ход психического развития человека.

При этом Л.С. Выготский (2000) отмечал, что не все попытки подразделить индивидуальное развитие психики на возрастные этапы одинаково несостоятельны. Анализируя периодизации детства, созданные на основе «педагогического принципа» (в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка, расчленением системы народного образования, принятого в данной стране (дошкольный возраст, младший школьный возраст и т.д.)), Выготский признавал ошибочность данных схем в связи с неверным выбором основания периодизации, но и, в какой-то мере, приемлемость таких периодизаций. Такую позицию он объяснял тем, что «процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а само разделение воспитания на ступени опирается на огромный практический опыт» (Выготский Л.С., Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – с. 892).

Ко второй группе Л.С. Выготским отнесены периодизации, которые направлены на выделение какого-либо одного (или нескольких) признака детского развития как условного критерия для расчленения на периоды. Периодизации данной группы названы Л.С. Выготским моносимптоматическими. К таким периодизациям, например, относится периодизация П.П. Блонского, разделяющая детство на эпохи на основании дентиции (появления и смены зубов). П.П. Блонский выделял в развитии ребенка беззубое детство (от 8 месяцев до 2-2,5 лет), молочнозубое детство (примерно до 6,5 лет), период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство (заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов – «зубов мудрости»). Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации – окостенения скелета, смену зубов. Е.Е. Сапогова (2005) отмечает, что такой прямой параллелизм ничем не подтвержден, а выделенные периоды не равнозначны: например, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом плане не примечателен.

К этому типу периодизаций Л.С. Выготский относит и периодизацию В. Штерна, основанием которой является собственно психологический критерий – собственная активность человека. В. Штерн выделяет период, когда ребенок только играет (до 6 лет), период сознательного учения с разделением игры и труда (6-14 лет), период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности (14-18 лет). В. Штерну также осуществил попытку разработки периодизации детского развития на основании развития речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы грамматизации и т.д.

К основным недостаткам данной группы периодизаций Л.С. Выготский относит: 1) субъективность (авторы выделяют в качестве основного объективный признак развития, но на основании субъективного выбора); 2) для разграничения всех возрастов выделяется единый критерий (признак), тогда как в действительности в ходе развития ценность, значение, симптоматичность признака изменяется; 3) принципиальная установка на исследование внешних признаков детского развития, а не внутреннего существа этого процесса (необходимо изучать не просто симптомы перехода от одной стадии развития к другой, а внутренние механизмы, обусловливающие этот переход).

Ко второй группе периодизаций, согласно приведенным характеристикам, могут быть отнесены и периодизации Л. Колберга, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Основанием периодизации психического развития З. Фрейда является перемещение энергии либидо по различным участкам тела (эрогенным зонам) и смена форм поведения ребенка, связанных с удовлетворением либидо. 3.Фрейд выделяет такие стадии психосексуального развития, как: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны располагаются в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2) анальная фаза (2-3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, специфических форм поведения нет; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения (своеобразная интеграция телесных зон либидо) (более подробно подход З. Фрейда к периодизации психического развития будет рассмотрен далее).

Периодизация Ж. Пиаже основана на анализе развития интеллектуальных структур ребенка. Ж. Пиаже считал развитие интеллекта фактором, обеспечивающим возможность достижения равновесия с окружающей средой. В рамках данной периодизации выделяются: 1) предоперациональная стадию мышления (стадия сенсомоторного интеллекта), для интеллектуального развития на данном этапе характерны рефлексы и приспособительные реакции; 2) стадия предпонятийного и интуитивного мышления (внутренние действия с образами, символами); 3) стадия конкретных операций; 4) стадия формальных операций.

По аналогии со стадиями развития интеллекта, выделенными Ж. Пиаже, Л. Колберг разработал периодизацию развития моральных качеств личности, в рамках которой описал доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

К третьей группе периодизаций психического развития Л.С. Выготский относит периодизации, основанные на выделении существенных особенностей самого развития. Он считает, что эти периодизации должны рассматривать детское развитие как единый процесс саморазвития. Как отмечает Е. Сапогова (2005), именно периодизации этого типа позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Выготский полагал, что некоторые из известных в то время периодизаций приближаются к требованиям, предъявляемым к периодизациям третьей группы, и считал периодизацию детского развития А. Гезелла наиболее близкой к периодизациям данного типа.

 

Арнольд Гезелл (1881 – 1961)

 

А. Гезелл построил свою периодизацию на основе анализа изменения внутреннего ритма и темпа детского развития, исходя из «текущего объема развития». Согласно данной периодизации, темп и ритм психического развития со временем уменьшается, замедляется, наиболее интенсивно развитие идет в первые годы и даже в первые месяцы жизни человека. Периодизация А. Гезелла, по мнению Л.С. Выготского, основывается на правильных наблюдениях, но существенным ее недостатком является факт недооценки значимости следующих за периодом раннего детства этапов развития. Основную причину несостоятельности существующих на тот момент периодизаций Выготский считал антидиалектическую и дуалистическую концепции детского развития в основе этих периодизаций.

Л.С. Выготский разработал собственную периодизацию, основываясь на диалектической модели развития и идее скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. Л.С. Выготский предположил, что стабильные и критические периоды в развитии психики чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества (2 мес. – 1 год), 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство (1 год – 3 года), 5) кризис 3 лет, 6) стабильный дошкольный возраст (3 года – 7 лет), 7) кризис семи лет, 8) стабильный школьный возраст (8 лет – 12 лет), 9) кризис 13 лет, 10) стабильный пубертатный возраст (14 лет – 18 лет), 11) кризис 17 лет.

К данной группе относятся так же периодизации А.Н Леонтьева и Д.Б. Эльконина. В них используются три основных критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено автором отечественной теории деятельности А.Н. Леонтьевым. В общем смысле ведущая деятельность – это деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование – это те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

По мнению Е.Сапоговой (2005), позицию А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина в вопросе о периодизации психического развития можно выразить в следующих тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка {ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают — новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Важно отметить, что, с точки зрения терминологии в понимании понятий, используемых в периодизациях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина существуют различия. Так, например, Л.С. Выготский, понимал под новообразованием как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, которые впервые возникают в этом периоде. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин рассматривают новообразования как те центральные психологические изменения, которые впервые возникают в рамках ведущей деятельности. Основой психического развития, согласно идеям А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; при этом достигнутые новообразования так же являются предпосылкой для становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития (Сапогова Е.Е., 2005).

 

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979)

 

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в определенном возрасте, назван ведущим. Ведущая деятельность – это:

1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности;

2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление);

3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

То есть развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

Периодизация психического развития А.Н. Леонтьева основана на выделении ведущего для каждого возрастного периода вида деятельности.

В данной периодизации выделяются:

1) младенчество (ведущий вид деятельности - непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого);

2) раннее детство (ведущий вид деятельности –предметная деятельность);

3) дошкольное детство (ведущий вид деятельности – игра);

4) школьный возраст (ведущий вид деятельности – учение);

5) подростковый возраст (ведущий вид деятельности – общественно полезная деятельность и общение со сверстниками);

6) юношеский возраст (ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность).

В основу своей периодизации психического развития Д.Б. Эльконин положил четыре критерия:

1) социальную ситуацию развития как систему отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

2) основной (ведущий) тип деятельности;

3) основные новообразования развития;

4) кризис.

Каждый период развития Д.Б. Эльконин разделяет на 2 стадии, считая, что на первой стадии происходят изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Элькониным открыл закон чередования разных типов деятельности на каждом возрастном этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. (Более подробно подход Д.Б. Эльконина к периодизации психического развития человека будет рассмотрен далее).

По мнению Е.Е. Сапоговой (2005), точку в вопросе о создании периодизации психического развития еще ставить рано. Исследования в этом направлении на данный момент не прекращены.

К современным попыткам создания периодизации развития личности человека относится, например, периодизация развития Д.И. Фельдштейна, разработанная в русле культурно-исторической традиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 7927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.